Опубликовано: 22.10.2024 г.
Автор: Руненко Марина Юрьевна, учитель географии
МКОУ ООШ №14
Краснодарский край, Абинский район, пос.Ахтырский
Цели: 1. Сформировать представление о видах подземных вод.
- Воспитывать бережное отношение к подземным водам.
- Развивать умение работать с учебником, картами атласа.
Оборудование: Учебник « Полярная звезда География 5-6 класс. Москва Просвещение 2023 год
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. На предыдущих уроках вы изучали воды Мирового океана. Сегодня мы начнём знакомиться с водами суши. Изучение нового материала предусматривает хорошее знание предыдущего. Поэтому наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
- Ребята, давайте вспомним, какую большую тему вы сейчас изучаете? (гидросферу).
- А что такое гидросфера? (водная оболочка земли).
- Вспомните, в каких состояниях бывает вода в природе? (твёрдая, жидкая,
газообразная)
- Какие части Мирового океана вам известны?
- Какие виды внутренних вод вы знаете?
- Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы подробней познакомимся с одним из видов внутренних вод – подземными водами. Запишите в тетради число и тему урока на доске.
- Как вы думаете, что такое подземные воды? (воды суши, находящиеся под землёй).
- А как вода могла попасть под землю? (атмосферные осадки).
Демонстрация опыта « Просачивание воды через песок и глину».
Какой вывод можно сделать после демонстрации этого опыта?
- Есть породы, которые легко пропускают воду, и есть породы, которые почти не пропускают воду.
- Попробуйте объяснить, от чего будет зависеть скорость прохождения воды сквозь горные породы? (промежутки между частицами горных пород).
Запишите, пожалуйста, определение пор в тетрадь.
Поры – промежутки между частицами горных пород.
Горные породы делятся на две большие группы. Давайте изобразим это схематически.
Распределите виды горных пород по столбикам.
Разделите горные породы по столбикам: песок, мрамор, гранит, галька, кварцит ,гравий.
Давайте проверим правильность вашей записи.
Водопроницаемые: песок, галька, гравий.
Водонепроницаемые: мрамор, гранит, кварцит.
При строительстве зданий и дорог нужно учитывать то, какие горные породы составляют земную кору, чтобы не было провалов.
Есть горные породы, которые вымываются водой: (гипс, известняк). В этих случаях в земной коре образуются пещеры.
Запишите определение пещер в тетрадь.
Пещеры – пустоты в земной коре, имеющие 1 или несколько выходов на поверхность.
Давайте обратимся к учебнику.
- Откройте страницу 121, рассмотрите рисунок 85.
- Слой какой горной породы располагается над глиной? (песок)
- К каким породам относится песок? (водопроницаемая)
- А глина? (водонепроницаемая)
- Что произойдёт, если будут выпадать обильные осадки? (вода будет свободно проходить через песок, но останавливаться перед глиной)
Образуется водоносный слой – слой, насыщенный водой. Запишите это определение в тетрадь.
Водоносный слой – слой, насыщенный водой.
Но в земной коре образуются другие типы вод. Запишем определение грунтовых вод.
Грунтовые воды – вода, содержащаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
- Как будет меняться уровень грунтовых вод по сезонам? (весной уровень выше, а зимой и в конце лета ниже)
- Где вода будет чище: в колодцах или реках? Почему вы так считаете? (в колодцах вода проходит через поры горных пород – очищается).
Мы часто слышим слово источник или ключ.
Сформулируйте определение слова родник, источник или ключ.
Родник – выход грунтовых вод на поверхность. (стр 122)
Физминутка. Если слово относится к Мировому океану – то топаем, к водам суши -хлопаем. Ни к тому, ни к другому – мотаем головой.
Слова: волна, океан, реки, вулкан, пролив, болота, озёра, гейзер, полезное ископаемое,
подземные воды.
Возвратимся к учебнику (страница 121 рисунок 85).
Найдите на этом рисунке межпластовые воды.
- Попытайтесь сформулировать их определение.
Межпластовые воды– вода, находящаяся между двумя водоупорными слоями.
Пользуясь учебником, стр 121-122 расскажите об использование подземных вод. (На чтение текста даётся 3 минуты)
- Последние 2 абзаца с помогут нам узнать, почему нужно бережно относиться к этому виду внутренних вод.
- Домашнее задание: параграф 37 вопросы к нему.
Дополнительное задание стр 123 вопрос 6 подготовить письменно
- Закрепление:
- Как вы думаете, почему подземные воды в колодцах нашей области расположены на
глубине от 8 – 12 метров до 30м., а в пустынях до 200м?
- Почему колодцы копают зимой?
- Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась, где будете искать
родник?
- Что будет служить дном колодца в нашей местности? (глина).