0+



 

Опубликовано: 22.10.2024 г.

Автор: Руненко Марина Юрьевна, учитель географии

МКОУ ООШ №14

Краснодарский край, Абинский район, пос.Ахтырский

 

Цели: 1. Сформировать представление о видах подземных вод.

  1. Воспитывать бережное отношение к подземным водам.
  2. Развивать умение работать с учебником, картами атласа.

Оборудование: Учебник « Полярная звезда География 5-6 класс. Москва Просвещение 2023 год

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. На предыдущих уроках вы изучали воды Мирового океана. Сегодня мы начнём знакомиться с водами суши. Изучение нового материала предусматривает хорошее знание предыдущего. Поэтому наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

- Ребята, давайте вспомним, какую большую тему вы сейчас изучаете? (гидросферу).

- А что такое гидросфера? (водная оболочка земли).

- Вспомните, в каких состояниях бывает вода в природе? (твёрдая, жидкая,  

   газообразная)  

- Какие части Мирового океана вам известны?

- Какие виды внутренних вод вы знаете?

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы подробней познакомимся с одним из видов внутренних вод – подземными водами. Запишите в тетради число и тему урока на доске.

- Как вы думаете, что такое подземные воды? (воды суши, находящиеся под землёй).

- А как вода могла попасть под землю? (атмосферные осадки).

Демонстрация опыта « Просачивание воды через песок и глину».

Какой вывод можно сделать после демонстрации этого опыта?

- Есть породы, которые легко пропускают воду, и есть породы, которые почти не пропускают воду.

- Попробуйте объяснить, от чего будет зависеть скорость прохождения воды сквозь горные породы? (промежутки между частицами горных пород).

Запишите, пожалуйста, определение пор в тетрадь.

Поры – промежутки между частицами горных пород.

Горные породы делятся на две большие группы. Давайте изобразим это схематически.

 

2024 10 22 11 16 47

 

             

Распределите виды горных пород по столбикам.

Разделите горные породы по столбикам: песок, мрамор, гранит, галька, кварцит ,гравий.

                                                                           

Давайте проверим правильность вашей записи.

Водопроницаемые: песок, галька, гравий.

Водонепроницаемые: мрамор, гранит, кварцит.

При строительстве зданий и дорог нужно учитывать то, какие горные породы составляют земную кору, чтобы не было провалов.

Есть горные породы, которые вымываются водой: (гипс, известняк). В этих случаях в земной коре образуются пещеры.

Запишите определение пещер в тетрадь.

Пещеры – пустоты в земной коре, имеющие 1 или несколько выходов на поверхность.

Давайте обратимся к учебнику.

- Откройте  страницу 121, рассмотрите  рисунок 85.

 - Слой какой горной породы располагается над глиной? (песок)

- К каким породам относится песок?  (водопроницаемая)

- А глина? (водонепроницаемая)

- Что произойдёт, если будут выпадать обильные осадки? (вода будет свободно проходить через песок, но останавливаться перед глиной)

Образуется водоносный слой – слой, насыщенный водой. Запишите это определение в тетрадь.

Водоносный слой – слой, насыщенный водой.

Но в земной коре образуются другие типы вод. Запишем определение грунтовых вод.

Грунтовые воды – вода, содержащаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.

- Как будет меняться уровень грунтовых вод по сезонам? (весной уровень выше, а зимой и в конце лета ниже)

 - Где вода будет чище: в колодцах или реках? Почему вы так считаете? (в колодцах вода проходит через поры горных пород – очищается).

Мы часто слышим слово источник или ключ.

Сформулируйте определение слова родник, источник или ключ.

Родник – выход грунтовых вод на поверхность. (стр 122)

Физминутка. Если слово относится к Мировому океану – то топаем, к водам суши -хлопаем. Ни к тому, ни к другому – мотаем головой.

Слова: волна, океан, реки, вулкан, пролив, болота, озёра, гейзер, полезное ископаемое,

           подземные воды.

Возвратимся к учебнику (страница 121 рисунок 85).

Найдите на этом рисунке межпластовые воды.

- Попытайтесь сформулировать их определение.

Межпластовые воды– вода, находящаяся между двумя водоупорными слоями.

Пользуясь учебником, стр 121-122 расскажите об использование подземных вод. (На чтение текста даётся 3 минуты)

- Последние 2 абзаца с помогут нам узнать, почему нужно бережно относиться к этому виду внутренних вод.

  1. Домашнее задание: параграф 37 вопросы к нему.

Дополнительное задание стр 123  вопрос 6 подготовить письменно

  1. Закрепление:

- Как вы думаете, почему подземные воды в колодцах нашей области расположены на

  глубине от  8 – 12 метров до 30м., а в пустынях до 200м?

- Почему колодцы копают зимой?

- Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась, где будете искать

   родник?

- Что будет служить дном колодца в нашей местности? (глина).

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация