0+



 

Опубликовано: 22.10.2024 г.

 

Автор: Руненко Марина Юрьевна, учитель географии

МКОУ ООШ №14

Краснодарский край, Абинский район, пос.Ахтырский

 

Цель урока:

  • сформировать представление о способах ориентирования на местности;
  • учиться с учащимися определять азимут.

Задачи урока:

  • образовательные:ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
  • развивающие:развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
  • воспитательные:формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • метапредметные:умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
  • предметные:расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Учебник: под редакцией А.И. Алексеева, Москва «Просвещение» 2023 год

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

 

Актуализация знаний.

Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

— Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?

(варианты ответов детей)

— Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?

— Тогда давайте вместе попробуем его открыть.

— Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

— В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

— Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).

— А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (цели на слайд)

— Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.

— А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе?

Вспоминают…(П)

Определяют…(Р)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Мотивация.

— Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты.

 

Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию.

— Что такое горизонт?

— Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

— Как называется этот прибор для ориентирования на местности?

— Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

(записываем тему в тетрадь, на слайде — тему урока).

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Целеполагание.

Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Что вы сегодня будете изучать?

-Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться?

Подвести к выводудля чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут?

(Организует обсуждение возникших затруднений).

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

Планирование.

Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план.

— Откройте учебник на стр.44  и прочитайте название параграфа 12 название еще одного секрета географической карты.

Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

«Открытие» новых знаний.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

— Как же устроен компас?

 Людям каких профессий он необходим?

(дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок  31 и называют основные составные части компаса)

— По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником)

— Прочитайте в учебнике параграф 12 и расскажите, как правильно определить азимут.

(работа с учебником стр. 44, абзац 3)

— Как же определить азимут на местности?

Практические задания по определению азимута на объекты на участке (рис. 31учебника).

— Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №3,4

Обсуждают…

Обосновывают…

Оценивают…

Осуществляют…

Обнаруживают…

Представляют…

(работа в группах)

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.

 

Закрепление.

— А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса?

— Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.

 (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?)

— Работаем с рисунком 31 на странице 44  учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали?

— А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности.

Демонстрируют знания (П), понимание (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р).

Итог урока (рефлексия).

Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

— Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

(информационные листы у каждого на столах:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

Объясняет домашнее задание: п.12 , составить письменно в тетради план школьного участка

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация