Опубликовано: 22.10.2024 г.
Автор: Руненко Марина Юрьевна, учитель географии
МКОУ ООШ №14
Краснодарский край, Абинский район, пос.Ахтырский
Цель урока:
- сформировать представление о способах ориентирования на местности;
- учиться с учащимися определять азимут.
Задачи урока:
- образовательные:ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
- развивающие:развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные:формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- метапредметные:умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
- предметные:расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
- познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Учебник: под редакцией А.И. Алексеева, Москва «Просвещение» 2023 год
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. |
|
Актуализация знаний. |
Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. — Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать? (варианты ответов детей) — Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет? — Тогда давайте вместе попробуем его открыть. — Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. — В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. — Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока). — А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (цели на слайд) — Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья. — А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе? |
Вспоминают…(П) Определяют…(Р) Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Мотивация. |
— Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты. |
|
Создание проблемной ситуации. |
Создает проблемную ситуацию. — Что такое горизонт? — Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор? — Как называется этот прибор для ориентирования на местности? — Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока. (записываем тему в тетрадь, на слайде — тему урока). |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Целеполагание. |
Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. —Что вы сегодня будете изучать? -Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться? Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут? (Организует обсуждение возникших затруднений). |
Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
Планирование. |
Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план. — Откройте учебник на стр.44 и прочитайте название параграфа 12 название еще одного секрета географической карты. |
Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания. |
«Открытие» новых знаний. |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. — Как же устроен компас? — Людям каких профессий он необходим? (дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок 31 и называют основные составные части компаса) — По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником) — Прочитайте в учебнике параграф 12 и расскажите, как правильно определить азимут. (работа с учебником стр. 44, абзац 3) — Как же определить азимут на местности? Практические задания по определению азимута на объекты на участке (рис. 31учебника). — Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №3,4 |
Обсуждают… Обосновывают… Оценивают… Осуществляют… Обнаруживают… Представляют… (работа в группах) |
Физкультминутка. |
Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: из куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим. На поляну мы заходим, много ягод там находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. В окошко мы увидели и речку, и цветы. Узнали много нового и я, и ты, и мы. |
|
Закрепление. |
— А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? — Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?) — Работаем с рисунком 31 на странице 44 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали? — А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности. |
Демонстрируют знания (П), понимание (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). |
Итог урока (рефлексия). |
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. — Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (информационные листы у каждого на столах: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какие были трудности? Что хотели бы узнать дополнительно? Объясняет домашнее задание: п.12 , составить письменно в тетради план школьного участка |