Опубликовано: 24.10.2024 г.
Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел
Аннотация. В статье рассматривается актуальнейшая в наши дни проблема - задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Описываются игровые упражнения, направленные на вызывание простых звуков и звукоподражаний. Представлены рекомендации по активизации речи детей в дошкольной образовательной организации и семье.
Ключевые слова: задержка речевого развития, причины задержки речевого развития, неговорящие дети, запуск речи, игры на звукоподражания.
В настоящее время возросло и продолжает расти число детей с речевыми нарушениями. Увеличивается и число малышей, у которых речь не появилась до трех лет. Поэтому родители и педагоги должны своевременно помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами: педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, снижение слуха. Ребенок сможет догнать своих сверстников в речевом развитии при условии создания благоприятных условий и проведении систематических специальных занятий.
Первоначальная задача при работе с ребенком, имеющим задержку речевого развития, состоит в том, чтобы вызвать у него подражательную деятельность и расширить объем понимания речи. Чтобы достичь подражательной речевой деятельности, нужно начинать с развития подражания в целом. Необходимо научить ребенка подражать следующим действиям взрослого: движениям рук, головы, ног, манипуляциям в игре с мячом, машинкой, кубиками. Инструкции могут быть такие: «Постучи кубиками, как стучу я», «Полетели, как самолет!»
Важный момент в логопедической работе с неговорящими детьми – это подражание слову взрослого. У малышей вызывают интерес игры и упражнения со звукоподражаниями. Именно в этих играх у ребёнка появляются первые простые звуки. Рассмотрим их подробнее. [3]
- Игры с игрушками. Покажите малышу игрушку. Скажите кто это. Например, «Это киса». Изобразите, как киса мяукает. Выразительно расскажите потешку про кота. Предложите крохе помяукать вместе с котом.
Это Васька, рыжий кот.
Он у бабушки живёт.
«Мяу! Мяу!» - он поёт.
Этот Васька, рыжий кот.
Таким же образом проведите игру с забавным щенком.
«Гав-гав-гав!» - Щенок в корзине.
«Гав-гав-гав!» - Пятно на спинке.
«Очень страшно одному.
Где же мама? Не пойму!» [1]
- Упражнение «Тихо-громко». Дети проговаривают звукоподражания и выполняют движения согласно тексту.
Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать в ладоши.)
И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)
Можно тихо напевать: «А-а-а-а»,
Можно громко закричать: «А-а-а-а». (Пропевать звук [А].)
Если громко слон пройдет: топ-топ-топ-топ,
Напугает и уйдет: топ-топ-топ-топ! (Громко топать ногами.)
Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать.)
И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)
Стрелки тикают вот так: «Тик-так, тик-так»,
Тихо часики стучат: «Тик-так, тик-так», (Покачивать головой.)
Громко самолет летит: «У-у-у-у!»,
У него мотор гудит: «У-у-у-у!» (Поднять руки в стороны.)
Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать.)
И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)
Тихо птенчики поют: «Пи-пи, пи-пи»,
Мышки в норочке живут: «Пи-пи, пи-пи». (Присесть.)
Злой медведь в лесу ревет: «Ы-ы, ы-ы!»,
Съел малину и поет: «И-и, и-и!» (Подражать походке медведя.) [3]
- Игра «Самый внимательный». Игра проводится по картинке «Деревенский двор». Описание игры: Рассмотрите с ребёнком картинку и предложите ему найти и показать на картинке животных, например, кота, собаку и других, а затем сказать, как они «разговаривают».
- Пальчиковые игры. Предложите ребёнку прослушать текст и выполнить пальчиковую гимнастику, соединяя при произношении каждого слова поочерёдно все пальцы с большим сначала на одной руке, потом на другой.
У нашей козы появился козлёнок,
Он резвый и бойкий, совсем как ребёнок.
Готов целый день он скакать на холме
И песни весёлые петь: Ме-ме-ме!
***
С мамой-курицей цыплятки
Во дворе играют в прятки.
Разбежались далеко —
Их зовёт она: Ко-ко!
***
Посмотрите, по дороге
Мчится поезд во весь дух,
И колеса отбивают
Громко песенку: Чух-чух!
***
Ночь пришла, и спит болото,
Вдруг запел там хором кто-то.
До утра слышны слова
Двух лягушек: Ква-ква-ква!
***
По лугу несётся лошадка легко,
Копытами бьёт, громко ржёт: И-го-го!
***
У мамы-коровы есть рыжий ребёнок,
Безрогий пока он, но смелый телёнок.
Так нравится бегать по лугу ему,
Но мама тревожно мычит сыну: — Му-у-у-у!
***
На берёзу дятел сел,
Головою повертел.
Клювом ствол ударил вдруг,
Громко застучал: Тук-тук!
- Игра «Доскажи словечко». Предложите ребёнку прослушать стихотворение и произнести в конце нужное звукоподражание.
Везёт повозку ослик,
Поклажа тяжела,
И громко он вздыхает:
— Иа-иа-иа!
***
Есть у нас лохматый пес —
Пес по имени Барбос.
У него весёлый нрав,
Лает громко он: Ав-ав!
***
Гусь во двор выходит важно,
Не боится он врага.
Сразу налетит отважно
С громким криком: Га-га-га! [2]
Играйте с малышом с игрушками-зверушками. Учите его правильно произносить звукоподражания, состоящие из простых звуков: «Му-му! Ме-ме! Ко-ко-ко! Ав-ав!». Это хороший способ научить ребёнка правильно произносить простые звуки русского языка. [1]
Библиографический список
- Нищева Н.В. Как научить ребёнка говорить. Родителям дошкольников раннего возраста (с 2 до 3 лет). Материал для папок-передвижек. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 16 с., цв.ил.
- Османова Г.А. Логопедический тренинг по запуску речи: Система работы с неговорящими детьми 3-7 лет: учебно-методическое пособие /Г.А. Османова, О.Г. Ивановская, М.С. Юрова. – СПб: КАРО, 2022. – 176 с.
- Татаркина Л.А. Логоритмика: запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. – Ростов н/Дону: Феникс, 2021. – 70 с.