0+



 

Опубликовано: 24.10.2024 г.

 

Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальнейшая в наши дни проблема - задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Описываются игровые упражнения, направленные на вызывание простых звуков и звукоподражаний. Представлены рекомендации по активизации речи детей в дошкольной образовательной организации и семье.

Ключевые слова: задержка речевого развития, причины задержки речевого развития, неговорящие дети, запуск речи, игры на звукоподражания.

В настоящее время возросло и продолжает расти число детей с речевыми нарушениями. Увеличивается и число малышей, у которых речь не появилась до трех лет. Поэтому родители и педагоги должны своевременно помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами: педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, снижение слуха. Ребенок сможет догнать своих сверстников в речевом развитии при условии создания благоприятных условий и проведении систематических специальных занятий.

Первоначальная задача при работе с ребенком, имеющим задержку речевого развития, состоит в том, чтобы вызвать у него подражательную деятельность и расширить объем понимания речи. Чтобы достичь подражательной речевой деятельности, нужно начинать с развития подражания в целом. Необходимо научить ребенка подражать следующим действиям взрослого: движениям рук, головы, ног, манипуляциям в игре с мячом, машинкой, кубиками. Инструкции могут быть такие: «Постучи кубиками, как стучу я», «Полетели, как самолет!»

Важный момент в логопедической работе с неговорящими детьми – это подражание слову взрослого. У малышей вызывают интерес игры и упражнения со звукоподражаниями. Именно в этих играх у ребёнка появляются первые простые звуки. Рассмотрим их подробнее. [3]

  1. Игры с игрушками. Покажите малышу игрушку. Скажите кто это. Например, «Это киса». Изобразите, как киса мяукает. Выразительно расскажите потешку про кота. Предложите крохе помяукать вместе с котом.

Это Васька, рыжий кот.

Он у бабушки живёт.

«Мяу! Мяу!» - он поёт.

Этот Васька, рыжий кот.

Таким же образом проведите игру с забавным щенком.

«Гав-гав-гав!» - Щенок в корзине.

«Гав-гав-гав!» - Пятно на спинке.

«Очень страшно одному.

Где же мама? Не пойму!» [1]

  1. Упражнение «Тихо-громко». Дети проговаривают звукоподражания и выполняют движения согласно тексту.

Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать в ладоши.)

И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)

Можно тихо напевать: «А-а-а-а»,

Можно громко закричать: «А-а-а-а». (Пропевать звук [А].)

Если громко слон пройдет: топ-топ-топ-топ,

Напугает и уйдет: топ-топ-топ-топ! (Громко топать ногами.)

Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать.)

И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)

Стрелки тикают вот так: «Тик-так, тик-так»,

Тихо часики стучат: «Тик-так, тик-так», (Покачивать головой.)

Громко самолет летит: «У-у-у-у!»,

У него мотор гудит: «У-у-у-у!» (Поднять руки в стороны.)

Звуки громкие бывают: бах-бах (Громко хлопать.)

И бывают тихие: т-с-с. (Приставить палец ко рту.)

Тихо птенчики поют: «Пи-пи, пи-пи»,

Мышки в норочке живут: «Пи-пи, пи-пи». (Присесть.)

Злой медведь в лесу ревет: «Ы-ы, ы-ы!»,

Съел малину и поет: «И-и, и-и!» (Подражать походке медведя.) [3]

  1. Игра «Самый внимательный». Игра проводится по картинке «Деревенский двор». Описание игры: Рассмотрите с ребёнком картинку и предложите ему найти и показать на картинке животных, например, кота, собаку и других, а затем сказать, как они «разговаривают».
  2. Пальчиковые игры. Предложите ребёнку прослушать текст и выполнить пальчиковую гимнастику, соединяя при произношении каждого слова поочерёдно все пальцы с большим сначала на одной руке, потом на другой.

У нашей козы появился козлёнок,

Он резвый и бойкий, совсем как ребёнок.

Готов целый день он скакать на холме

И песни весёлые петь: Ме-ме-ме!

***

С мамой-курицей цыплятки

Во дворе играют в прятки.

Разбежались далеко —

Их зовёт она: Ко-ко!

***

Посмотрите, по дороге

Мчится поезд во весь дух,

И колеса отбивают

Громко песенку: Чух-чух!

***

Ночь пришла, и спит болото,

Вдруг запел там хором кто-то.

До утра слышны слова

Двух лягушек: Ква-ква-ква!

***

По лугу несётся лошадка легко,

Копытами бьёт, громко ржёт: И-го-го!

***

У мамы-коровы есть рыжий ребёнок,

Безрогий пока он, но смелый телёнок.

Так нравится бегать по лугу ему,

Но мама тревожно мычит сыну: — Му-у-у-у!

***

На берёзу дятел сел,

Головою повертел.

Клювом ствол ударил вдруг,

Громко застучал: Тук-тук!

  1. Игра «Доскажи словечко». Предложите ребёнку прослушать стихотворение и произнести в конце нужное звукоподражание.

Везёт повозку ослик,

Поклажа тяжела,

И громко он вздыхает:

 — Иа-иа-иа!

***

Есть у нас лохматый пес —

Пес по имени Барбос.

У него весёлый нрав,

Лает громко он: Ав-ав!

***

Гусь во двор выходит важно,

Не боится он врага.

Сразу налетит отважно

С громким криком: Га-га-га! [2]

Играйте с малышом с игрушками-зверушками. Учите его правильно произносить звукоподражания, состоящие из простых звуков: «Му-му! Ме-ме! Ко-ко-ко! Ав-ав!». Это хороший способ научить ребёнка правильно произносить простые звуки русского языка. [1]

Библиографический список

  1. Нищева Н.В. Как научить ребёнка говорить. Родителям дошкольников раннего возраста (с 2 до 3 лет). Материал для папок-передвижек. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 16 с., цв.ил.
  2. Османова Г.А. Логопедический тренинг по запуску речи: Система работы с неговорящими детьми 3-7 лет: учебно-методическое пособие /Г.А. Османова, О.Г. Ивановская, М.С. Юрова. – СПб: КАРО, 2022. – 176 с.
  3. Татаркина Л.А. Логоритмика: запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. – Ростов н/Дону: Феникс, 2021. – 70 с.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация