Опубликовано: 22.11.2024 г.
Автор: Спириденок Грета Анатольевна, воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 59 Колпинский район
г. Санкт-Петербург
Вид проекта: творческо – познавательный.
Продолжительность проекта: две недели.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое.
Проблема: В последнее время наше общество очень часто обращает внимание на нравственно-патриотическое воспитание. Уважительное, понимающее, правильное отношение к родителям, взрослым, сверстникам, к самому себе, к своему дому, к Родине закладывается с раннего детства. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, рисует и играет- это помогает проявлению индивидуальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных. Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей каждого воспитанника, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности
Задачи:
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Предполагаемый результат:
- Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
- Развитие творческого потенциала ребенка.
- Обучение практическим и теоретическим навыкам хореографии- знание жанрового разнообразия.
- Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и некоммуникабельных детей.
- Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Формы реализация проекта:
- Совместная деятельность с детьми
- Игры, музыкальные занятия.
- Продуктивная деятельность
- Театрализованные постановки
- Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта
- Просмотр видеоматериалов
- Консультации для родителей
Этапы проекта «Русский народный танец»
Этапы
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1 этап |
1.Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы: «Через народные танцы прививать любовь к Родине» 2.Постановка задачи: как знание народных традиций влияет на физическое и нравственно-патриотическое развитие ребенка. 3. Введение в игровую ситуацию. |
1.Принимают проблему. 2.Включаются в игровую ситуацию. 3.Принимают и дополняют задачи проекта. |
1.Принимают проблему (консультации по теме). 2.Принимают и дополняют задачи проекта. |
2 этап |
1.Помогает в решении задач. 2.Организует деятельность и накопление информации о разных видах деятельности. |
1.Выяснить, роль русских народных танцев воспитании любви к родной стране, к ее истории. |
1.Поиск информации об истории возникновения русского народного танца, его разновидности. |
3 этап |
1.Оказывает консультативную и практическую помощь. 2.Направляет и контролирует ход проекта. |
1.Нарабатывают специфические умения и навыки, приобретают новые знания. |
Беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений. |
4 этап |
1.Пособие «Русский народный танец» 2.Раскраски «Русские народные костюмы», «Хоровод». 3.Презентации «Русский танец», «Народные танцы», «Русский народный танец» 4.Развлечение «За околицей села» |
1.Презентация продуктов художественной деятельности: аппликация «Русский сарафан», рисование «Хоровод», «Во поле береза стояла…», лепка «Русская береза». |
Активное участие в рамках проекта. |
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное: беседы о «Международном дне танца», как появился танец, разновидности танца, «Русский народный танец», «Костюмы для танца», «Разновидности русского танца». Вопросы для обсуждения: что вы знаете о танце, какие танцы вам нравятся, чем отличаются. Беседы о традициях русского народа. Беседы: «Что выражает танец?», «Языком танца». «Через танец познаем свою родину». Сюжетно-ролевые игры «Праздник», «Детский сад», «Мы выступаем»
Познавательное: просмотр презентации: «Русский танец», «Народные танцы», «Русский народный танец», беседы по теме. Знакомство с народными коллективами русского танца. Конструирование из бумаги «Хоровод». Дидактические игры «Угадай русский народный инструмент», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом»
Речевое: разучивание стихотворений, русских народных сказок, чтение русского фольклора, просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
Художественно-эстетическое: рассматривание русских народных костюмов, их детали, название. Рисование «Хоровод», «Во поле береза стояла…». Лепка «Березка», аппликация «Сарафан». Раскрашивание раскрасок «Русские костюмы» Упражнения с атрибутами и подсобными предметам: шумовые музыкальные инструменты(ложки, бубны, гармошки). Разучивание основных движений народных танцев. Слушание русских народных песен, музыкальных произведений, просмотр выступлений народных музыкальных коллективов. Пляски – имитации: «Барыня», «Топотуха», «Валенки»
Физическое: Народные подвижные игры «Ручеек», «Пошла Маша», «Капустка».
Реализация проекта:
- Сюжетно-ролевые игры
- Народные игры
- Игра на народных музыкальных инструментах
- Консультации для родителей «Русский народный танец», «История русского народного танца», «Хороводы», «Великая русская народная хореография»
- Художественное творчество по теме.
- Развлечение «За околицей села»
Сценарий музыкального фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
«За околицей села веселы были дела»
Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал, встают в полукруг.
Ведущая. Раньше в деревнях очень часто собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.
Ведущая:
За околицей села веселы были дела,
Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,
Хоровод «Пошла Маша в огород»
Ведущая:
А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?
Выходят мальчик и девочка, говорят по очереди.
Девочка:
Поглядите на ребят:
Все на лавочках сидят!
Все на лавочках сидят
И на девочек глядят.
Мальчик:
Мы не просто так сидим
И на девочек глядим.
Выбираем для души:
До чего же хороши!
Ведущая:
А будешь долго выбирать —
Не с кем будет танцевать!
Танец игра «Приглашение»
Выходят дети и читают небылицы.
- Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
- Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!
Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,
Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.
Плыли утром по реке два барана в челноке,
Черный с удочкой, белый с дудочкой.
Черный рыбку ел, белый песню пел,
Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.
Выходит мальчик с котомкой.
Ведущая:
А вот Иванушка идет.
Что-то нам он принесет?
Иванушка:
Я на ярмарку ходил,
Посмотрите, что купил.
Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.
Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!
С расписными павловскими платками выходят девочки.
Первая девочка:
Мы на ярмарку ходили
И платки себе купили.
Вторая девочка:
И на празднике у вас
Потанцуем мы сейчас.
Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.
Ведущая:
Погляди-ка народ,
Кто-то к нам сюда идет.
Не шумите, не кричите,
А тихонечко сидите.
Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.
Кошка:
Как у нашего кота очень шубка хороша,
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.
Кот:
Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кошка:
За Кота Котовича, за Петра Петровича.
Тише, мыши, не шумите,
И кота вы не сердите.
Кот усами шевелит,
Всем вам прятаться велит.
Игра «Кот и мыши».
Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей.
Ведущая:
За околицей села
Веселы у нас дела!
Дети с ярмарки пришли
И всем ложки принесли.
Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.
Наши ложки всем знакомы,
Не сидится ложкам дома.
Ложки по свету гуляют
И мастеров своих прославляют.
Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку.
Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!