Опубликовано: 06.12.2024 г.
Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел
Категория участников: родители, дети старшей группы с нарушением произношения шипящих звуков, учитель-логопед
Цель мастер-класса:
Обучение родителей правилам выполнения артикуляционных упражнений с ребёнком в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
Объяснить родителям важность и правила выполнения артикуляционных упражнений.
Научить родителей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для произношения шипящих звуков.
Формировать ответственное отношение родителей к выполнению артикуляционной гимнастики в условиях домашних занятий с ребёнком.
Оборудование:
Мягкая игрушка-смайлик, «рукавичка-язычок», схемы выполнения артикуляционной гимнастики, поднос, воздушные шары, информационные буклеты для родителей.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, учитель-логопед располагается в центре.
Учитель-логопед. Добрый вечер! Очень приятно видеть в нашем зале вас, мамы, папы, бабушки и дедушки! Несмотря на свою занятость, усталость после работы, вы нашли время и силы, чтобы прийти на сегодняшний мастер-класс.
Игра-активатор «Знакомство. Я люблю вместе…»
Сейчас я предлагаю вам узнать друг друга немного лучше. Встаньте, пожалуйста, в круг. Представьтесь. Подумайте, что вы любите делать вместе со своим ребёнком. Теперь будем по очереди называть своё имя и отчество, любимое занятие с ребёнком: «Меня зовут… Я люблю вместе…» и передавать смайлик следующему участнику.
II. Основная часть.
- Проблема. Консультация «Роль артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков».
В нашей группе у большинства детей есть речевая проблема – дети не умеют правильно произносить шипящие звуки Ш и Ж. Чтобы научить ребёнка произносить шипящие звуки, нам поможет артикуляционная гимнастика. Уважаемые родители, как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика (Ответы родителей). Совершенно, верно, артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Как вы считаете, какой орган речи главный, самый важный? (Ответы родителей). Правильно! Главным органом артикуляции является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее активны кончик языка и его боковые края, так как от их работы зависит качество произносимых звуков. (Логопед надевает на руку «рукавичку-язык» и сопровождает рассказ показом.). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Давайте проверим, как влияет подвижность губ на образование звуков.
- Вытяните губы вперед трубочкой и произнесите звук [у].
- Округлите губы и произнесите звук [о].
- Улыбнитесь и произнесите звук [и].
- Округлите губы и произнесите звук [ш].
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребёнка подбирается логопедом индивидуально в зависимости от того, произношение какой группы звуков нарушено. На начальных этапах все упражнения выполняются перед зеркалом. Для каждого упражнения подбираются картинка-символ и небольшое стихотворение, что позволяет повысить интерес детей к выполняемой деятельности. Часто упражнения выполняются под счёт: на первых занятиях – от 1 до 5. В дальнейшем время повторений возрастает до 10-15.
После артикуляционной гимнастики всегда выполняется упражнение на дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Так ка дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Регулярно выполняемые дыхательные упражнения способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения слов, фраз, предложений.
- Коллективное взаимодействие: артикуляционный тренинг для постановки шипящих звуков.
В зал входят дети, чьи родители присутствуют на мастер-классе.
Учитель-логопед. Ребята! Посмотрите, кто сегодня пришёл к на в гости. Это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Приглашайте их встать в круг. (Дети и родители встают в круг.)
- Игра-приветствие «Давайте поздороваемся».
Учитель-логопед. Когда люди встречаются, они здороваются. Поздороваться – значит пожелать друг другу здоровья. Но мы сегодня будем здороваться с вами необычным образом. Сначала поздороваемся ладошками, вот так (прикасается ладонями к ладоням своего соседа слева; тот передаёт «приветствие» следующему участнику, и так далее по кругу).
А теперь поздороваемся плечами (участники здороваются по кругу), коленями, спинами.
Сейчас я предлагаю занять места за столами (родитель и ребёнок садятся рядом). Ребята, ваши мамы, папы, бабушки и дедушки пришли к нам сегодня не случайно. Они очень хотят, чтобы вы научили их правильно выполнять упражнения с язычком. Вы согласны это сделать? Тогда начинаем речевую зарядку. Возьмите зеркала. Пододвиньте их к себе так, чтобы вы хорошо видели себя в зеркале. Сядьте ровно, спина прямая, плечи расправлены.
- Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования произношения шипящих звуков.
Вводные упражнения
«Улыбочка»-«Трубочка»
Наши губки улыбнулись, Улыбнуться так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
Прямо к ушкам потянулись.
Подражаю я слону- Губы вытянуть вперёд трубочкой.
Губы хоботом тяну.
Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 6-7 раз.
«Рупор»
Словно рупор губки стали. Сложить губы в форме рупора, зубки разжать,
Подержали, не устали. удерживать 5 сек. Повторить 5-6 раз.
Основной комплекс
«Лопатка»
Язык широкий, гладкий- Улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на
Получается лопатка. нижнюю губу и удерживать его в таком положении
Один, два, три, четыре, пять под счёт до 5.
Можно опускать. Убрать язык, закрыть рот.
«Чашечка»
Можно в чашку чай налить
И ни капли не пролить
Описание упражнения: высунуть язык изо рта, загнуть края языка, сделать «чашечку», удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.
«Качели»
На качелях прокатись, Открыть рот. Широкий язык поднять к верхней губе
Язычок наш, вверх и вниз. на 3 сек., опустить к нижней губе.
Повторять под счёт: 1 – вверх, 2 – вниз.
«Маляр»
Потолок маляр белил,
Плавно кисточкой водил.
Описание упражнения: рот открыть, язык поднять к нёбу, проводить языком по нёбу вперёд-назад. Повторить 5-6 раз.
Упражнение на дыхание
«Фокус»
Фокус можем показать:
Ватку с носика сдувать.
Описание. Положить на нос кусочек ваты. Высунуть язык изо рта в форме «чашечки». Подуть на язык так, чтобы вата слетела с носа. Повторить 5-6 раз.
«Ветерок»
Ветерок был на лугу,
Дуть я тоже так могу.
Описание. Рот открыть, поднять язык к нёбу в форме «чашечки». Подуть на язык. Повторить 5-6 раз.
- Звуковая разминка (произнесение изолированного звука [ш])
Учитель-логопед. Ребята, вы уже научились красиво «петь песенку змеи». Давайте покажем, как вы это делаете.
Раз и два, раз и два!
В круг вставайте детвора!
Учитель-логопед. Уж шипит, шипящий звук
Могут слышать все вокруг.
Пошиплю немножко я,
Чтобы слушали меня.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Губы трубочкой, язычок «чашечкой», на ладошку дует тёплый ветерок: ш-ш-ш… Словно чашка, язычок, дует тихо ветерок. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Шарик лопнул.
Шарик лопнул и шипит.
Очень тихо он звучит.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Молодцы!
III. Заключительная часть.
- Подведение итогов, получение обратной связи от родителей.
Учитель-логопед. Наша встреча подошла к концу. Я хочу сказать большое спасибо нашим сегодняшним помощникам детям за то, что они научили Вас, уважаемые родители, выполнять «Речевую зарядку».
Предлагаю взрослым оценить, насколько интересным и полезным для вас стало участие в мастер-классе. Давайте сделаем это следующим образом. На подносе лежат воздушные шары разного цвета. Выберите один шарик и надуйте его вместе с ребенком.
- Красный шарик – «Я подтвердил своё мнение о важности выполнения артикуляционной гимнастики для развития речи ребёнка».
- Синий шарик – «Я научился правильно выполнять артикуляционную гимнастику, я понимаю необходимость её выполнения».
- Жёлтый шарик – «Я буду выполнять артикуляционную гимнастику с ребёнком дома, так ка это очень важно для формирования правильной и красивой речи».
- Распространение среди родителей информационных буклетов серии «На беседу к логопеду» на тему «Артикуляционная гимнастика для формирования произношения шипящих звуков».
Литература:
- Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64 с. + вкл. 8 с.
- Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с. – (Кабинет логопеда).
- Максимовская С.В. Логопедический тренинг как форма обучения родителей дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 32 с