0+



 

Опубликовано: 06.12.2024 г.

Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел

 

Категория участников: родители, дети старшей группы с нарушением произношения шипящих звуков, учитель-логопед

Цель мастер-класса:

Обучение родителей правилам выполнения артикуляционных упражнений с ребёнком в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

Объяснить родителям важность и правила выполнения артикуляционных упражнений.

Научить родителей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для произношения шипящих звуков.

Формировать ответственное отношение родителей к выполнению артикуляционной гимнастики в условиях домашних занятий с ребёнком.

Оборудование:

Мягкая игрушка-смайлик, «рукавичка-язычок», схемы выполнения артикуляционной гимнастики, поднос, воздушные шары, информационные буклеты для родителей.

Ход мастер-класса:

 

   I. Вводная часть.

Родители рассаживаются в музыкальном зале полукругом, учитель-логопед располагается в центре.

Учитель-логопед. Добрый вечер! Очень приятно видеть в нашем зале вас, мамы, папы, бабушки и дедушки! Несмотря на свою занятость, усталость после работы, вы нашли время и силы, чтобы прийти на сегодняшний мастер-класс.

Игра-активатор «Знакомство. Я люблю вместе…»

Сейчас я предлагаю вам узнать друг друга немного лучше. Встаньте, пожалуйста, в круг. Представьтесь. Подумайте, что вы любите делать вместе со своим ребёнком. Теперь будем по очереди называть своё имя и отчество, любимое занятие с ребёнком: «Меня зовут… Я люблю вместе…» и передавать смайлик следующему участнику.

 

 II. Основная часть.

  1. Проблема. Консультация «Роль артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков».

В нашей группе у большинства детей есть речевая проблема – дети не умеют правильно произносить шипящие звуки Ш и Ж. Чтобы научить ребёнка произносить шипящие звуки, нам поможет артикуляционная гимнастика. Уважаемые родители, как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика (Ответы родителей). Совершенно, верно, артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Как вы считаете, какой орган речи главный, самый важный? (Ответы родителей).  Правильно! Главным органом артикуляции является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее активны кончик языка и его боковые края, так как от их работы зависит качество произносимых звуков. (Логопед надевает на руку «рукавичку-язык» и сопровождает рассказ показом.). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Давайте проверим, как влияет подвижность губ на образование звуков.

  • Вытяните губы вперед трубочкой и произнесите звук [у].
  • Округлите губы и произнесите звук [о].
  • Улыбнитесь и произнесите звук [и].
  • Округлите губы и произнесите звук [ш].

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребёнка подбирается логопедом индивидуально в зависимости от того, произношение какой группы звуков нарушено. На начальных этапах все упражнения выполняются перед зеркалом. Для каждого упражнения подбираются картинка-символ и небольшое стихотворение, что позволяет повысить интерес детей к выполняемой деятельности. Часто упражнения выполняются под счёт: на первых занятиях – от 1 до 5. В дальнейшем время повторений возрастает до 10-15.

После артикуляционной гимнастики всегда выполняется упражнение на дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Так ка дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Регулярно выполняемые дыхательные упражнения способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения слов, фраз, предложений.

  1. Коллективное взаимодействие: артикуляционный тренинг для постановки шипящих звуков.

В зал входят дети, чьи родители присутствуют на мастер-классе.

Учитель-логопед. Ребята! Посмотрите, кто сегодня пришёл к на в гости. Это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Приглашайте их встать в круг. (Дети и родители встают в круг.)

  • Игра-приветствие «Давайте поздороваемся».

Учитель-логопед. Когда люди встречаются, они здороваются. Поздороваться – значит пожелать друг другу здоровья. Но мы сегодня будем здороваться с вами необычным образом. Сначала поздороваемся ладошками, вот так (прикасается ладонями к ладоням своего соседа слева; тот передаёт «приветствие» следующему участнику, и так далее по кругу).

А теперь поздороваемся плечами (участники здороваются по кругу), коленями, спинами.

Сейчас я предлагаю занять места за столами (родитель и ребёнок садятся рядом). Ребята, ваши мамы, папы, бабушки и дедушки пришли к нам сегодня не случайно. Они очень хотят, чтобы вы научили их правильно выполнять упражнения с язычком. Вы согласны это сделать? Тогда начинаем речевую зарядку. Возьмите зеркала. Пододвиньте их к себе так, чтобы вы хорошо видели себя в зеркале. Сядьте ровно, спина прямая, плечи расправлены.

  • Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования произношения шипящих звуков.

 

Вводные упражнения

«Улыбочка»-«Трубочка»

Наши губки улыбнулись,         Улыбнуться так, чтобы были видны сомкнутые зубы.

Прямо к ушкам потянулись.

Подражаю я слону-                    Губы вытянуть вперёд трубочкой.

Губы хоботом тяну.

Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 6-7 раз.

 

«Рупор»

Словно рупор губки стали.     Сложить губы в форме рупора, зубки разжать,

Подержали, не устали.               удерживать 5 сек. Повторить 5-6 раз.

 

Основной комплекс

«Лопатка»

Язык широкий, гладкий-           Улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на

Получается лопатка.                  нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Один, два, три, четыре, пять     под счёт до 5.

Можно опускать.                       Убрать язык, закрыть рот.

 

«Чашечка»

Можно в чашку чай налить

И ни капли не пролить

Описание упражнения: высунуть язык изо рта, загнуть края языка, сделать «чашечку», удерживать 5 секунд.  Повторить 5-6 раз.

 

«Качели»

На качелях прокатись,                    Открыть рот. Широкий язык поднять к верхней губе

Язычок наш, вверх и вниз.             на 3 сек., опустить к нижней губе.

Повторять под счёт: 1 – вверх, 2 – вниз.

«Маляр»

Потолок маляр белил,

Плавно кисточкой водил.

Описание упражнения: рот открыть, язык поднять к нёбу, проводить языком по нёбу вперёд-назад. Повторить 5-6 раз.

 

Упражнение на дыхание

«Фокус»

Фокус можем показать:

Ватку с носика сдувать.

Описание. Положить на нос кусочек ваты. Высунуть язык изо рта в форме «чашечки». Подуть на язык так, чтобы вата слетела с носа. Повторить 5-6 раз.

 

«Ветерок»

Ветерок был на лугу,

Дуть я тоже так могу.

Описание. Рот открыть, поднять язык к нёбу в форме «чашечки». Подуть на язык. Повторить 5-6 раз.

  • Звуковая разминка (произнесение изолированного звука [ш])

Учитель-логопед. Ребята, вы уже научились красиво «петь песенку змеи». Давайте покажем, как вы это делаете.

Раз и два, раз и два!

В круг вставайте детвора!

Учитель-логопед. Уж шипит, шипящий звук

                              Могут слышать все вокруг.

                              Пошиплю немножко я,

                              Чтобы слушали меня.

                              Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Губы трубочкой, язычок «чашечкой», на ладошку дует тёплый ветерок: ш-ш-ш… Словно чашка, язычок, дует тихо ветерок. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Шарик лопнул.

Шарик лопнул и шипит.

Очень тихо он звучит.

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Молодцы!

 

    III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов, получение обратной связи от родителей.

Учитель-логопед. Наша встреча подошла к концу. Я хочу сказать большое спасибо нашим сегодняшним помощникам детям за то, что они научили Вас, уважаемые родители, выполнять «Речевую зарядку».

Предлагаю взрослым оценить, насколько интересным и полезным для вас стало участие в мастер-классе. Давайте сделаем это следующим образом. На подносе лежат воздушные шары разного цвета. Выберите один шарик и надуйте его вместе с ребенком.

  • Красный шарик – «Я подтвердил своё мнение о важности выполнения артикуляционной гимнастики для развития речи ребёнка».
  • Синий шарик – «Я научился правильно выполнять артикуляционную гимнастику, я понимаю необходимость её выполнения».
  • Жёлтый шарик – «Я буду выполнять артикуляционную гимнастику с ребёнком дома, так ка это очень важно для формирования правильной и красивой речи».
  1. Распространение среди родителей информационных буклетов серии «На беседу к логопеду» на тему «Артикуляционная гимнастика для формирования произношения шипящих звуков».

Литература:

  1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64 с. + вкл. 8 с.
  2. Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с. – (Кабинет логопеда).
  3. Максимовская С.В. Логопедический тренинг как форма обучения родителей дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 32 с

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация