Опубликовано: 06.12.2024 г.
Автор: Акилова Елена Васильевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Журавушка»
Асбестовского городского округа
Возраст детей: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса и мотивации к буквам и словам, через обучение написания и чтения своего имени с помощью дидактического пособия лэпбук «Моё имя»
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить с терминами «слово», «звук» практически;
- Формировать умение сравнивать слова;
- Формировать умение писать и читать своё имя, фамилию, отчество;
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к буквам и словам;
- Развивать способность не боятся своих ошибок, а радоваться их нахождению и преодолению.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство радости и гордости за свои первые попытки писать и читать;
- Воспитывать любознательность, стремление к достижению положительного результата.
Актуальность
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет содержание образовательной области речевое развитие. Одной из основных задач которой является подготовка детей к обучению грамоте. Для решения данной задачи необходимы специально созданные условия.
Ещё выдающийся философ и педагог Ж.Ж. Руссо предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Именно поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой необходимость создать такую среду, которая формировала бы у детей потребность в чтении и письме.
Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Лэпбук – это набор различных дидактических игр. Любая игра побуждает интерес у детей, привлекает их внимание, а следовательно они с удовольствием погружаются в её реализацию. Чтобы игра способствовала дальнейшему развитию детей, возможна вариативность данного пособия, т.е. в течение какого-то времени можно усложнить развивающую игру, либо заменить на новую.
Новизна и ценность лэпбука «Моё имя» состоит в том, что в данном пособии подобраны различные дидактические игры индивидуально для каждого ребенка, направленные на обучение чтению и письму своего собственного имени. Каждый ребенок имеет имя, он знает его и понимает свою уникальность. Ощущение собственной значимости и важности привлекает детей к работе с этими играми.
Область и практическое применение
Работа по организации образовательного процесса с использованием лэпбук «Моё имя» строится с учетом принципа интеграции всех образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно -эстетическое, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данное пособие предназначено для детей, начиная со среднего возраста. С увеличением возраста детей дидактические игры усложняются или меняются на новые, соответствующие теме лэпбука. Лэпбук возможно использовать как для занятий, так и для дополнительной, групповой или индивидуальной работы с детьми. Дети моей группы используют определенные материалы из лэпбука ежедневно. С помощью «Именных карточек» подписывают свои работы как в конце занятия, так и в самостоятельной деятельности.
Авторские идеи и находки:
- Для простоты и удобства в использовании лэпбук разделен на 2 части: для девочек и для мальчиков;
- «Именные карточки» созданы индивидуально для каждого ребенка;
- Дидактические игры «Поезд» и «Цветик - разноцветик» разработаны с учетом гендерных особенностей и предпочтений детей;
- В дидактических играх используется механизм крепления на липучках, что позитивно влияет на развитие мелкой моторики;
- Работа с лэпбуком предполагает использование дополнительного материала из Центра грамоты (различные буквы), что способствует разнообразию деятельности;
- Выполняя задание «Чей шкафчик» ребенок участвует в оформлении развивающей среды группы, а именно в оформлении своего шкафчика для одежды, своей кровати, своего стульчика;
- Все карточки разработаны самостоятельно, заламинированны и предназначены для многоразового использования.
В лэпбуке собраны 6 наименований разных дидактических материалов по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста чтению и письму своего имени.
Дидактический материал «Именные карточки»
Цель: научить писать печатными буквами своё имя, узнавать своё имя среди других.
Дидактический материал: набор индивидуальных карточек по количеству детей, на каждой карточке изображено:
- фотография ребенка (так не читающие дети узнают свою карточку)
- первая буква имени
- краткое имя (на начальном этапе дети используют это имя)
- полное имя (используется по желанию ребёнка)
- фамилия (используется с детьми, научившимися писать и читать своё краткое имя)
- отчество (используется с детьми, научившимися писать и читать свои имя и фамилию)
Ход использования: на начальном этапе детям предлагается обратить внимание на первую букву своего имени, запомнить её. Дети выполняют различные упражнения на закрепление узнавания и письма этой буквы: вылепить из пластилина, написать на бумаге, найти среди других букв, раскрасить. На следующем этапе дети работают с чтением и написанием печатными буквами своего краткого имени. Детям предлагается подписывать свои работы, копируя имя с карточки. На следующих этапах по желанию детей используются другие слова с карточки (фамилия, отчество).
Дидактическая игра «Поезд»
Цель: формировать способность узнавать своё имя среди других.
Дидактический материал: плоская модель поезда с вагончиками по количеству мальчиков в группе, карточки с именами мальчиков группы на липучках.
Ход игры: мальчикам предлагается отправиться в путешествие на поезде. Отправляется в путешествие тот, чьё имя будет в вагончике поезда. Дети находят своё имя и прикрепляют на понравившийся вагончик.
Дидактическая игра «Цветик - разноцветик»
Цель: формировать способность узнавать своё имя среди других.
Дидактический материал: плоская модель цветка с разноцветными лепестками, карточки с именами девочек группы на липучках.
Ход игры: девочкам предлагается поселиться на волшебном цветике-разноцветике и загадать желание. Сможет поселиться тот, чьё имя будет на лепестке цветка. Дети находят своё имя и прикрепляют к понравившемуся по цвету лепестку.
Дидактические карточки «Чей шкафчик?»
Цель: Формировать способность писать печатными буквами своё имя и развивать желание самостоятельно украшать и подписывать свой шкафчик (стульчик, кровать)
Дидактический материал: листы бумаги размера А5 с напечатанным в верхней части листа именем ребенка для раскрашивания, линией для самостоятельного написания имени и пустым местом в нижней части листа.
Ход игры: детям предлагается обвести по точкам буквы своего имени, затем раскрасить эти буквы, затем написать имя самостоятельно (по желанию). В нижней пустой части листа ребенок рисует картинку на заданную тему или по своему желанию. Примерные темы рисунков «Мой портрет», «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Что ты больше всего любишь рисовать», «Детский сад». Готовую работу ребенок с помощью воспитателя прикрепляет на свой шкафчик (стул, кровать)
Дидактическое задание «Расшифруй имя»
Цель: Формировать умение узнавать буквы, из которых состоит имя, и учиться прочитывать его.
Дидактический материал: заламинированные карточки по количеству имён детей с написанными вразброс буквами имени каждого ребёнка. Под каждой буквой написана цифра, соответствующая расположению этой буквы в слове.
Ход игры: детям предлагается расшифровать слово. На начальном этапе карточка подбирается педагогом с именем ребёнка, выполняющего это задание. На следующих этапах дети могут сами выбирать карточки и расшифровывать имена других детей. Для выполнения задания можно использовать разные виды букв из пособий Центра грамоты, можно писать фломастером буквы на карточке.
Дидактическая игра «Моя буква»
Цель: формировать умение узнавать первую букву своего имени и подбирать картинки, начинающиеся с этой буквы.
Дидактический материал: заглавные буквы имён детей группы, картинки небольшого размера, начинающиеся на эти буквы, планшеты с изображением буквы и соответствующими к ней картинками.
Ход игры: Детям предлагается из множества разных букв найти свою букву, с которой начинается имя. Подобрать соответствующие ей картинки, то есть начинающиеся на эту же букву.
Результаты использования разработанных дидактических материалов
Практика применения лэпбука «Моё имя» для детей среднего и старшего дошкольного возраста доказала его эффективность. Игровые занятия, проводимые с помощью лэпбука, способствуют формированию интереса и мотивации у детей к словам и буквам. Дети узнают своё имя, среди других имён. Могут самостоятельно прочитать своё имя на тетрадке для занятий, а соответственно сами находят тетрадь и готовят своё рабочее место. Дети самостоятельно или с помощью карточек подписывают свои работы. Основное новообразование у детей – это потребность в изучении новых букв и слов.
Лэпбук «Моё имя» можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/woCBMJnwvo7RFQ