Опубликовано: 29.12.2024 г.
Автор: Подмарёва Ираида Леонидовна, Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка»,
Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям. Патриотическое воспитание является поэтапным процессом совместной деятельности детей и взрослых. В дошкольном учреждении это достигается благодаря беседам, чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, разучиванием стихотворений, пословиц и поговорок, встречи с ветеранами войны, а также с помощью игры. У детей следует формировать представление о наших воинах как защитниках граждан не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение), совершают трудовые подвиги на строительстве крупнейших объектов. Яркий, эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувства признательности и уважения к военным, а с другой – ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет. Конечно, поэтому, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.
Патриотическое воспитание детей не может быть решено без тесного контакта с родителями. Родители должны познакомить детей с героическим прошлым их бабушек и дедушек. Если в семье имеются награды за боевые и трудовые заслуги в годы войны, ознакомить детей с ними и рассказать в честь чего они были получены. Посетить с ребенком музеи и памятные места вашего города, связанные с Великой Отечественной войной. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – День защитника Отечества – считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспитывают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Чувство патриотизма разносторонне по содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранить, увеличить богатство своей страны. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, родному городу, стране, уважительное отношение к другим людям.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей, а это прививают в детском возрасте.
Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые всходы гражданско-патриотических чувств. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что нравственное патриотическое становление личности во многом определяется тем, что заложено в ребенке с детства. ««Детские годы, тот возраст», – говорил он, – который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни патриотизма».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, стране её традициях. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния ‑ в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми была определена тема моей работы.
Целью моей работы является изучение проблемы патриотического воспитания у старших дошкольников через использование мини – музея группы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Список литературы
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод.
пособие / Н. В. Алёшина - М.: ЦГЛ, 2014.
- Лосева Л. В. Моя Родина - Волгоград / Л. В. Лосева, М. В. Корепанова,
Музейная педагогика / под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
- Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.