0+



 

Опубликовано: 29.12.2024 г.

Автор: Подмарёва Ираида Леонидовна, Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка»,
Челябинская область, г. Верхний Уфалей

 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям. Патриотическое воспитание является поэтапным процессом совместной деятельности детей и взрослых. В дошкольном учреждении это достигается благодаря беседам, чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, разучиванием стихотворений, пословиц и поговорок, встречи с ветеранами войны, а также с помощью игры. У детей следует формировать представление о наших воинах как защитниках граждан не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение), совершают трудовые подвиги на строительстве крупнейших объектов. Яркий, эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувства признательности и уважения к военным, а с другой – ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет. Конечно, поэтому, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

        Патриотическое воспитание детей не может быть решено без тесного контакта с родителями. Родители должны познакомить детей с героическим прошлым их бабушек и дедушек. Если в семье имеются награды за боевые и трудовые заслуги в годы войны, ознакомить детей с ними и рассказать в честь чего они были получены. Посетить с ребенком музеи и памятные места вашего города, связанные с Великой Отечественной войной. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – День защитника Отечества – считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспитывают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

     Чувство патриотизма разносторонне по содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранить, увеличить богатство своей страны. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, родному городу, стране, уважительное отношение к другим людям.

       В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

     В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей, а это прививают в детском возрасте.

     Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые всходы гражданско-патриотических чувств. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что нравственное патриотическое становление личности во многом определяется тем, что заложено в ребенке с детства. ««Детские годы, тот возраст», – говорил он, – который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни патриотизма».

        Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, стране её традициях. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. 

       На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.  В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния ‑ в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. 

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 

      Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми была определена тема моей работы.

     Целью моей работы является изучение проблемы патриотического воспитания у старших дошкольников через использование мини – музея группы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; 
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; 

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; 

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). 
       Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом: 

 - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; 

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; 

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости. 

 

Список литературы

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод.

пособие / Н. В. Алёшина - М.: ЦГЛ, 2014.

  1. Лосева Л. В. Моя Родина - Волгоград / Л. В. Лосева, М. В. Корепанова,

 Музейная педагогика / под редакцией А.Н.Морозовой,   О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

  1. Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация