Опубликовано: 13.01.2025 г.
Автор: Дуплякина Наталья Александровна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
"Дворец детского (юношеского) творчества
город Курган
Образование современного человека включает в себя две взаимосвязанные, но достаточно самостоятельные области деятельности – обучение и воспитание. Процесс обучения достаточно понятен – овладение знаниями, умениями, навыками. Воспитательная работа – это деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности учащихся с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитательная работа занимает важное место во всей системе учебного процесса, так как за ним стоит развитие всей личности ребенка в целом, а не только развитие отдельных (эстетических) качеств. Это развитие духовных потребностей, нравственных идеалов, общественных представлений, мировоззрения. Работа, направленная на развитие личности ребенка, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания едины.
Существуют множество форм воспитательной работы, где учащиеся могут осуществить свои замыслы и идеи. В изостудии используются следующие формы воспитательной работы: беседы, викторины, конкурсно – игровые программы, мастер – классы, игры, экскурсии, выставки.
Цель воспитательной работы: Создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности каждого учащегося.
Задачи:
- Развитие творческого потенциала учащихся, реализация их склонностей и способностей в разных областях деятельности.
-Формирование навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу.
- Привитие учащимся активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива.
- Воспитание стремления к здоровому образу жизни, ответственного отношения к своему здоровью.
- Поддержка и укрепление традиций коллектива, через использование различных форм организации досуга (привлечения детей к разным видам деятельности).
Данная тема заставила проанализировать имеющийся опыт воспитательной работы в изостудии и увидеть в нем сложившуюся систему, которая осуществляется последующим направлениям:
Учебная деятельность.
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного занятия, поэтому использую воспитательные моменты во время учебного занятия. Обучая, педагог вольно или невольно, воспитывает, решает воспитательные задачи. Воспитательные задачи на учебном занятии решаются посредством темы занятия и ее содержанием.
В изостудии важно развивать у детей способность к самостоятельному мышлению, креативности и нестандартным подходам. Это достигается через задания, которые стимулируют фантазию и позволяют детям выражать себя через творчество.
Например, через рисование пейзажей (рис 1,2,3,4), воспитывать любовь к родному краю, природе, что нас окружает.
Каникулярное время.
Образовательная деятельность в изостудии не прекращается и во время каникул. Организация воспитательной работы во время каникул очень актуальна и включает в себя организацию досуга обучающихся в разных формах. Каникулы можно проводить интересно. В изостудии есть план работы в каникулярное время «Каникулы с пользой». Он включает в себя интеллектуальные игровые программы «Час интересных затей», посещение кинотеатром, музеев, проведение мастер – классов и спортивных игр.
Здесь они учатся работать в команде, помогать друг другу, уважать чужое мнение и делиться своими идеями.
Патриотическое воспитание.
Воспитание уважения к Отечеству, героям и защитникам Отечества, веры в добро и справедливость. Формирование активной патриотической позиции, любви к своей малой родине и нашей общей родине России, нравственных идеалов и мировоззрения. Рисуя ВОВ, «Салют Победы», проводя акцию «Голуби Мира» воспитывается духовный, творческий патриотизм, любовь к Родине.
Духовно – нравственное воспитание.
Воспитание семейных ценностей, уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, положительного отношения к труду и обучению, друг к другу. Формирование представлений об идеалах и ценностях, хороших и плохих поступках, правил поведения.
Воспитание на основе ценностей и традиций духовно – нравственной культуры народов России. Приобщение к культурному наследию, лучшим образцам народного творчества. Воспитание уважения к культуре, традициям народов России. Формирование личностных ценностных ориентиров.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронеся сквозь века.
Изучение художественных росписей Гжель (рис 6), Городецкая (рис 5), Мезенская, Урало – сибирская роспись, дымковских и филимоновских игрушек, проведение игровых программ «Широкая Масленица» и «Рождественских посиделок» способно увлечь детей национальным изобразительным искусством и традициями, воспитывая тем самым уважение к национальному культурному наследию.
Посещение различных выставок музеев нашего города, обогащает детей эстетически, учат понимать и ценить произведения искусства.
Организация выставок, конкурсов, мастер-классов и других мероприятий позволяет учащимся продемонстрировать свои достижения, получить признание и повысить мотивацию к дальнейшему обучению.
Особое значение придается работам, где обучающиеся изостудии иллюстрируют сказки (рис 7,8). Эта работа позволяет не только развивать нравственность, но и воспитывать принципы гуманизма, раскрывает такие понятия, как добро, справедливость.
Формирование культуры здоровья.
Развитие мотивации к активному и здоровому образу жизни. Формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, безопасного поведения в социальной среде, профилактика опасного для здоровья поведения. В этом помогает проведение спортивных игр, викторин и игровых программ «Безопасный лед», «Знатоки ПДД», «Твое здоровье».
Традиционные мероприятия.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают традиции. Традиции помогают развивать и укреплять коллектив, украшать его жизнь. В традициях можно выделить большие и малые.
Большие – это яркие массовые события такие, как «Посвящение в художники», «Рождественские посиделки», «Новый год», «Выпускной».
Малые – это будничные, повседневные традиции, но не менее важны по воспитательным воздействиям – особая форма прощания, интересное проведение перемены, поздравление именинников.
Работа с родителями.
Работа с родителями учащихся осуществляется для более эффективного образовательного процесса в изостудии.
Формы работы с родителями разнообразны. Привлечение родителей к активному участию в жизни студии: организации выставок, проведении мастер-классов.
Основная форма работы с родителями – это родительское собрание. Первое собрание – организационное, оно проводится в сентябре, октябре, где родители знакомятся с целями и задачами дополнительной общеразвивающей программы, запланированными воспитательными мероприятиями.
Итоговое собрание проводится в апреле, мае, где подводятся итоги за учебный год, проводится анализ освоения программы.
Для родителей изостудии организуются мастер-классы. Основная задача - заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность вместе с детьми. Родители приглашаются на воспитательные мероприятия и все выставки изостудии, городские выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на все мероприятия в которых принимают участие учащиеся коллектива.
Система воспитательной работы в изостудии ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы. Создание единого воспитательного пространства способствует творческому развитию, самореализации и саморазвития личности каждого учащегося.
Таким образом, воспитательная работа в изостудии включает в себя широкий спектр задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка через искусство и привлечение к различным видам деятельности.
Смотря на детей, иногда думаешь: какими они будут, как сложится их дальнейшая жизнь? Что хорошее они вынесут после обучения в изостудии? Хочется вложить в них лучшие качества, лучшие мысли, лучшие чувства.
Как это сделать? В моем случае – с помощью культуры, красоты и творчества.