0+



 

Опубликовано: 31.01.2025 г.

Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения песочной терапии как метода арт-терапии для детей с особыми потребностями. Песочная терапия предоставляет уникальную возможность для самовыражения и коммуникации. Автор описывает упражнения, способствующие развитию творческого потенциала и речевых навыков у детей. В заключение подчёркивается значимость песочной терапии как одного из важных инструментов в работе специалистов, занимающихся развитием детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: песочная терапия, инклюзивный подход, особый ребёнок, игра с песком.

Песочная терапия – это один из методов арт-терапии, который активно используется в психологии и педагогике для работы с детьми, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями. Этот метод позволяет ребёнку выражать свои чувства, переживания и мысли через создание сцен в песочнице с помощью различных фигурок и материалов.

Песочная терапия была разработана в середине XX века швейцарским психотерапевтом Дорой Калфф и основана на принципах аналитической психологии. Методика предполагает создание трехмерных сцен из песка, что позволяет ребёнку свободно выражать свои чувства и переживания. Используя различные инструменты и игрушки, дети могут создавать свои собственные истории, что способствует снятию эмоционального напряжения и развитию самовыражения. Главная цель метода – помочь ребёнку в самовыражении и понимании своих внутренних переживаний через создание «песочных миров».

Применение песочной терапии:

Сенсорное восприятие: Песок – это текстурный материал, который позволяет детям развивать тактильные ощущения и мелкую моторику. Ощущение песка в руках может успокаивать и помогать сосредоточиться.

Эмоциональное выражение: Песочная терапия даёт возможность детям выразить свои эмоции, которые они не могут озвучить словами. Через создание песочных сцен они могут обрабатывать и осмыслять свои переживания.

Социальные навыки: Процесс совместной игры в песочнице может способствовать развитию социальных навыков. Дети учатся делиться, договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Когнитивное развитие: Создание песочных сцен развивает воображение, креативность и логическое мышление. Дети учатся планировать, строить структуры и решать задачи.

Песочная терапия и работа с особыми детьми

Инклюзивный подход: Песочная терапия подходит для детей с различными нарушениями (аутизм, СДВГ, задержка речевого развития). Она позволяет адаптировать процесс к индивидуальным потребностям ребёнка.

Снижение тревожности: Многие дети с особыми потребностями испытывают высокую тревожность. Песочная терапия может играть роль безопасного пространства, где ребёнок чувствует себя комфортно.

Коммуникация: Для детей, которые испытывают трудности в общении, создание песочных сцен может стать альтернативным способом передачи информации и чувств.

Устойчивость к стрессу: Песочная терапия помогает детям научиться справляться с эмоциональными перегрузками и развивает навыки саморегуляции.

Игры с песком могут стать отличным инструментом для работы с детьми с умственной отсталостью, так как они способствуют развитию моторики, тактильных ощущений, социальной взаимодействия и речевых навыков. Вот несколько идей для игр с песком, которые можно адаптировать для работы с такими детьми:

  1. «Песочная лепка».

Описание: Дети могут лепить из песка разные фигурки — животных, цветы, замки и т.д. Используйте формы для песка, чтобы создать интересные фигуры.

 Цель: Развитие мелкой моторики и творчества.

  1. «Песочные находки».

 Описание: Спрячьте небольшие игрушки или предметы в песке и предложите детям их находить. Можете использовать игрушки с переменной текстурой, чтобы сделать игру более интересной.

Цель: Стимуляция восприятия, развитие наблюдательности и тактильных ощущений.

  1. Игра в «Песочные эмоции».

Описание: Пусть дети создадут фигурки, изображающие разные эмоции (например, счастливое лицо, грустное лицо) и расскажут, какие чувства они испытывают.

Цель: Развитие эмоционального интеллекта и умений выражать свои чувства.

  1. «Песочные приключения».

Описание: Создайте сюжетную линию, где дети могут «путешествовать» по песочной стране. Сделайте карты с указателями и предложите выполнять различные задания на пути.

  Цель: Развитие моторики, воображения и навыков совместной игры.

  1. «Песочные слова».

 Описание: Пишите буквы или слова в песке, а дети должны их прочитать или попробовать воспроизвести с помощью формочек.

Цель: Развитие речевых навыков и фонематического восприятия.

  1. «Песочная кухня».

Описание: Организуйте «кулинарные» приключения, где дети могут «готовить» блюда из песка, добавляя «ингредиенты» (камни, палочки и т.д.) и рассказывая, что они делают.

 Цель: Стимуляция воображения и развитие речевых навыков.

  1. «Песочный театр».

Описание: Используйте песок для создания сцены, где дети могут ставить небольшие спектакли с фигурками, которые они сами сделали. 

Цель: Развитие социальных навыков, командной работы и речевых способностей.

  1. «Сенсорные задания».

Описание: Инструктируйте детей о том, какие предметы могут ощупать в песке. Это может быть мячик, круглая или квадратная форма и т.д. Пусть они описывают свои ощущения.

Цель: Стимуляция тактильного восприятия и развитие навыков описания.

  1. «Классификация предметов».

Описание: Попросите детей найти предметы в песке и классифицировать их по различным критериям (цвет, размер, текстура и т.д.).

Цель: Развитие аналитических навыков и внимания к деталям.

  1. «Песочные истории».

 Описание: Дети создают песочные сцены и затем рассказывают истории о том, что происходит в их созданном мире.

  Цель: Развитие навыков рассказа и выражения мыслей.

Песочная терапия – это мощный инструмент, который может быть использован в работе с особыми детьми. Она способствует развитию эмоциональной выразительности, социальной адаптации и когнитивных навыков. Важно, чтобы терапевт или педагог был хорошо обучен для работы с таким методом и понимал индивидуальные особенности каждого ребёнка. Создание безопасной и поддерживающей среды – ключ к успешной терапии и развитию ребёнка.

 

Библиографический список

  1. Кривцова Е. А. Искусство песочной терапии: методические рекомендации для работы с детьми с особенностями развития. Издательство: «Пресс-Центр», 2015.
  2. Лебедева Т. Ю. Песочная терапия: инновационные подходы в работе с детьми. Издательство: «Психология и Жизнь», 2018.
  3. Фёдорова Н. С. Работа с особенным ребёнком через песочную терапию: методическое руководство для специалистов. Издательство: «Учебник и практика», 2020.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация