Опубликовано: 08.04.2025 г.
Автор: Жиманова Наталья Валентиновна. методист
МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск
1. ВВЕДЕНИЕ
Проект направлен на развитие социальной активности обучающихся. Деятельность по проекту ориентирована на формирование гражданской активности, патриотизма и лидерских ка-честв как основы воспитания и социализации личности. Духовно-нравственное развитие и вос-питание школьников составляет основу воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является граждан-ско-патриотическое воспитание. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложи-лось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой националь-ного характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание детей явля-ется одной из основных задач учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому важ-ной задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - дан-ные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Социальный проект «Авангард» представляет собой совокупность совместных дел, направ-ленных на продвижение идеи патриотизма, повышение гражданской активности, популяризация идей, ценностей нашей родной земли. Проект направлен на воспитание патриотизма, чуткости, милосердия и добра у подрастающего поколения.
Цель проекта: формирование и сохранение социальной памяти подрастающего поколения о событиях Великой Отечественной войны, локальных конфликтах, формирование на этой осно-ве ценностного отношения к историческому наследию родного края, воспитание уважения к ге-роям, истории, традициям своего народа.
Задачи проекта:
• воспитание уважительного отношения к истории и культуре своей Родины, уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет и настоящего времени;
• формирование критического мышления обучающихся в целях исключения фальсификации исторических фактов со стороны третьих лиц,
• познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
• рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздников День России, День космонавтики, День Победы
• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
• воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
• развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность (аппликация, рисование, поделки, конкурсы).
Для реализации этих тем представлены методические приёмы, которые помогут педагогам спланировать совместную (игровую, предметно – практическую и др.) деятельность.
Вид проекта : информационно -практико-ориентированный .
Целевая группа:
• дети от 6 до 14 лет.
Ресурсное обеспечение:
• Кабинеты для проведения занятий прикладного и технического творчества, проведе-ния мастер-классов.
• Зал для проведения воспитательных мероприятий, соревнований и конкурсов
• Аппаратура.
Сотрудничество:
• городская детская библиотека;
• музей ДК НЭВЗа;
• учреждения дополнительного образования города.
Участники проекта – администрация ЦТТ№1, педагоги дополнительного образования, родите-ли, учащиеся.
Сроки реализации проекта:
Проект краткосрочный, будет реализован в период с 01.02.2025г. по 31.03.2025г.
• Организационно- подготовительный этап (01.02.2025- 11.02.2025)
• Практический этап (12.02.2025 – 22.03.2025)
• Заключительный этап (23.05.2025- 31.03.2025)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Социальный проект осуществлялся в три этапа: подготовительный, основной и заключи-тельный.
Этапы проекта:
1 Подготовительный этап (01.02.2025 - 11.02.2025) - доведение до участников проекта актуаль-ности проблемы, изучение информационно-методической литературы по данному проекту, раз-работка основных мероприятий про реализации проекта, вовлечение родителей в проект путем создания совместной выставки
2 Основной этап (12.03.2025- 22.03.2023)- организация мероприятий в рамках проекта:
• Анкетирование
• Тематическое мероприятие «Акция- Открытка ветерану», посвященное героическому подви-гу российских солдат в СВО, в рамках Всероссийской акции по сохранению исторической памяти «Верни герою имя»
• Тематическое мероприятие «Наши земляки- герои Отечества» «Наши земляки- герои Отече-ства», посвященное Дню Победы в ВОВ, в рамках Всероссийской акции по сохранению ис-торической памяти «Верни герою имя»
• Тематическое мероприятие «Урок мужества», посвященное Дню Победы в ВОВ, в рамках Всероссийской акции по сохранению исторической памяти «Верни герою имя»
• Изготовление поделок «День Побелы» для участников ВОВ
• Выставка детских работ «День Победы» для детей и родителей
• Акция «Дети- ветеранам» (изготовление открыток)
• Тематическая акция «Голубь Победы», посвященная Дню Победы в ВОВ
• Тематическое мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню Победы в ВОВ
• Тематическое мероприятие «Урок мужества», посвященное Дню Победы в ВОВ
• Беседа о подвиге народа в ВОВ «Памяти павших героев», возложение цветов в парке НЭВЗа
• Анкетирование
3.Заключительный этап (23.03.2025-31.03.2025)
На заключительном этапе подводятся итоги реализации социального проекта в рамках прове-денных мероприятий, которые включают в себя: составление отчета о работах по реализации данного проекта, подготовка благодарственных писем участникам благотворительных акций, информирование о проекте на сайте учреждения. В результате реализации социального проекта планируется получить ожидаемый результат для всех участников проекта.
2.3. РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ожидаемый результат реализации проекта для учащихся и родителей:
1. Расширение представлений детей об истории своей страны, ее героях, лучших традициях русского народа.
2. Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
3. Повышение интереса детей к своему городу, своей стране;
4. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
5. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, ока-зывать посильную помощь;
6. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к От-чизне.
Ожидаемый результат реализации проекта для педагогических работников:
1. Проведение в рамах проекта мероприятий, объединённых одной идеей и направленных на воспитание учащихся;
2. Обобщение и дальнейшее применение полученного опыта и практики реализации проекта «в рамках проведения мероприятий.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное проектирование позволяет участникам проекта решать основные задачи соци-ализации: формировать свои ценностные ориентиры и устанавливать новые способы социаль-ного взаимодействия с миром взрослых и детей. В ходе реализации проекта дети приобрели зна-ния об истории края, страны, символике, достопримечательностях; знают имена тех, кто просла-вил свою Родину; начинают проявлять интерес к событиям жизни страны, отражать свои впечат-ления в продуктивной деятельности (конкуры, выставки).
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Мате-риалы координированного совещания 12 – 14 окт., Москва // Социальная работа. – 1992.-Вып.6
2. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практи-ка / А.Н. Вырщиков. – Москва : Педагогика, 2020
3. Дворецкий М.И. Специфика военно-патриотического воспитания младших школь-ников // Наука и социум : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 2020
4. Жубакова С.С. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов / С.С. Жу-бакова, О.Б. Шарипова,
5. Мусс Г.Н. Роль творческих конкурсов в системе патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 11.
6. Никотина Е.В. Формы, методы и приемы формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики // Обучение и воспитание: методики и практи-ка. – 2016.
7. Фадеева В.С. Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников / В.С. Фадеева, С.А. Николенко // Проблемы педагогики. – 2015.
8. Чиркунова А.Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Е. Чиркунова, И. Р. Сорокина // Молодой ученый. – 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА патриотическому воспитанию «Патриотизм как его понимаю».
Для мониторинга обучающихся проводится их анкетирование «Патриотизм как его понимаю».
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обу-чающихся
Предложить обучающимся написать (ответить устно) свои понятия по по аспектам патриотизма:
1. Любовь к родине
2. Осознание трудностей, недостатков в обществе
3. Готовность к самоотдаче
4. Патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов
5. Чувство национальной гордости
6. Отсутствие национализма
7. Интернациональный характер патриотизма
Каждый показатель оценивается по шкале от 1 до 4 баллов.
1 балл- низкий уровень (непонимание обучающимся сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к обязанностям, которые из них вытекают)
2 балла – средний уровень (неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих при-знаков, неустойчивое, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают)
3 балла- правильное понимание сути патриотизма, активное неустойчивое отношение к соответ-ствующим обязанностям
4 балла- высокий уровень ( полное понимание обучающимся сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное, личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенны-ми требованиями
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА патриотическому воспитанию «Патриот»
Анкета состоит из блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями.
На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе с детьми 11-12 лет для опре-деления уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.
Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов).
Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение.
Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения обучающе-гося к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций обучающе-гося;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традици-ям,
укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего не-понимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– красота природы и искусства __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)__________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
VI. Отметьте, что вколлективе ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Наличие денег на всякие расходы;
8. Способности.
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Подвиги героев заставили нас задуматься…
2. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…