0+



 

Опубликовано: 12.05.2025 г.

Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 9, Кизеловский МО

 

   Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста играет ключевую роль в их подготовке к школе и дальнейшей социализации. Нарушения речи, в свою очередь, могут существенно затруднить процесс обучения и адаптации. В последние годы все большее внимание уделяется комплексному подходу к коррекции речевых нарушений, включающему не только традиционные логопедические методы, но и элементы кинезиотерапии.

   Кинезиотерапия, как метод лечения движением, обладает значительным потенциалом в логопедической практике. Доказано, что движения тесно связаны с развитием речи, а нарушения моторики часто сопровождают речевые дефекты. Использование кинезиотерапевтических упражнений позволяет целенаправленно воздействовать на различные мышечные группы, улучшая координацию, силу и гибкость, что, в свою очередь, способствует нормализации речевой функции.

  Цель доклада:Обосновать эффективность применения кинезиотерапии в логопедической практике для развития моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста.

  Теоретические основы взаимосвязи моторики и речи

  Развитие моторики и речи – это взаимосвязанные процессы. Еще в раннем детстве развитие общей моторики (ползание, ходьба, бег) создает основу для формирования мелкой моторики (движения пальцев рук), которая, в свою очередь, влияет на развитие артикуляционного аппарата.

  Общая моторика: Формирование координации движений тела, чувства равновесия, развитие силы и выносливости.

  Мелкая моторика: Развитие точности и координации движений пальцев рук, что оказывает непосредственное влияние на формирование артикуляционной моторики.

  Артикуляционная моторика: Согласованные движения мышц языка, губ, щек, необходимые для правильного произношения звуков.

  Нарушение развития моторики может приводить к задержке речевого развития, дислалии, дизартрии и другим речевым нарушениям.

  Кинезиотерапия – это метод лечения и реабилитации, основанный на использовании физических упражнений. В логопедической практике кинезиотерапия применяется для:

  Нормализации мышечного тонуса: Снятие напряжения или, наоборот, стимуляция слаборазвитых мышц.

  Улучшения координации движений: Развитие точности и плавности движений, необходимых для правильной артикуляции.

  Активизации речевых центров головного мозга: Стимуляция зон мозга, отвечающих за речь, через двигательную активность.

  Развития дыхательной функции: Улучшение контроля над дыханием, необходимого для правильного произношения звуков и фраз.

  Стимуляции тактильного восприятия: Развитие чувствительности, что важно для формирования правильной артикуляции.

  В логопедической практике используются разнообразные кинезиотерапевтические упражнения, направленные на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

 

  Упражнения для развития общей моторики:

Ходьба по гимнастической скамейке.

Прыжки на мяче-фитболе.

Упражнения с использованием балансировочной доски.

Игры с мячом (бросание, ловля, перебрасывание).

  Упражнения для развития мелкой моторики:

Пальчиковые игры (например, "Сорока-ворона").

Лепка из пластилина или теста.

Рисование, раскрашивание.

Игры с крупой (пересыпание, сортировка).

Шнуровка, застегивание пуговиц.

  Упражнения для развития артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика):

"Лошадка" (цоканье языком).

"Часики" (движения языком влево-вправо).

"Вкусное варенье" (облизывание верхней губы).

"Иголочка" (вытягивание языка вперед).

Многочисленные исследования подтверждают положительное влияние кинезиотерапии на развитие речи у детей с различными речевыми нарушениями.

Улучшение звукопроизношения: Кинезиотерапевтические упражнения способствуют нормализации тонуса артикуляционных мышц, что приводит к улучшению произношения звуков.

Развитие связной речи: Развитие общей и мелкой моторики оказывает положительное влияние на формирование лексико-грамматического строя речи.

Повышение мотивации к занятиям: Использование игровых элементов и разнообразных упражнений делает занятия более интересными и увлекательными для детей.

Улучшение эмоционального состояния: Физическая активность способствует снятию напряжения и улучшению настроения, что также благоприятно влияет на процесс коррекции речи.

   Заключение

Кинезиотерапия является эффективным методом, дополняющим традиционные логопедические подходы в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Интеграция кинезиотерапевтических упражнений в логопедические занятия способствует развитию моторики, нормализации мышечного тонуса, улучшению координации движений и, как следствие, развитию речи.

   Рекомендации:

Включение кинезиотерапевтических упражнений в логопедические занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Индивидуальный подбор упражнений с учетом возраста, особенностей развития и характера речевых нарушений ребенка.

Использование игровых элементов и разнообразных упражнений для поддержания интереса и мотивации к занятиям.

Консультация с врачом-кинезиотерапевтом для разработки оптимальной программы реабилитации.

Список литературы:

  1. Акимова, М. К. Психофизиологические основы развития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2013.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия. – М.: Владос, 2002.
  3. Григорьева, Г. В. Развитие движений у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2000.
  4. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация