0+



 

Опубликовано: 23.07.2025 г.

Автор: Юматова Елена Витальевна
преподаватель
МБУДО «ДШИ 8 им. А.В.Воробьева г. Владивостока»

 

                                            
"Искусство это абстракция, извлекайте ее

 из природы, фантазируя на ее основе, и

 думайте больше о процессе творчества,

нежели о результате".               

                                    Поль Гоген

 

Пояснительная записка

Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства. Начинается это воспитание в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое восприятие прекрасного. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребёнка на уроках в ДХШ. В современной России серьезную роль в обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого - мотивация ребенка к познанию и творчеству.

В художественной школе речь идет не только о приобретении базовых знаний и навыков изобразительной грамотности, но и о развитии творческих способностей.

Занятия в художественной школе должны научить детей последовательно и грамотно вести творческую работу, развивать способности образно мыслить и уметь видеть и отражать интересное, важное, удивительное. Для этого педагог включает ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые побуждают ребенка к определенным переживаниям. Задача педагога - сохранить качества, характерные для детей: свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения.

В основу всей работы должно быть положено стремление воспитать у учащихся способности не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ.

Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно. В процессе такого обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения, формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Главная задача преподавателя – развить художественно-творческие способности обучающихся, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован для творческой работы. Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора детей, их интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир. Большую помощь в формировании художественного мировоззрения обучающихся, в повышении мотивации и заинтересованности  к творческому процессу  может оказать цикл заданий по стилизации. Актуальность данной темы состоит в том, что стилизация тесно связана с декоративно-прикладным искусством и является средством развития творческих способностей учащихся. Поэтому проблема эффективности обучения навыкам стилизации в процессе создания декоративной сюжетной композиции и декоративно-прикладной композиции в материале стоит достаточно остро. Программа по «Прикладной композиции» является базовой при обучении в области декоративно-прикладного творчества. Задания по стилизации включены в программу и являются одним из важнейших компонентов для формирования фантазии  и творческих способностей учащихся.

 Термин «стилизация» широко используется не только в литературе, драматургии, он практически приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве. Стилизация – это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. Перед преподавателем  стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом, обучающимся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образноассоциативное мышление.


Цели и задачи разработки

Задачи методической работы:

  • Расширить и обогатить знания и представления детей в области изобразительной грамоты, цвета, формы.
  • Развить эстетические способности, формировать художественный вкус учащихся.
  • Научиться применять метод демонстрации и прием наглядности в обучении (невозможно проводить занятия без таблиц, моделей и рисунков).

Цели и задачи обучения стилизации.

Цели:

  • Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы стилизации, умений и навыков воплощать свои замыслы в художественные формы.
  • Помощь в формировании мировоззрения ребенка , воспитании художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты в природе.
  • Выявление одаренных детей в области декоративной композиции их дальнейшее творческое развитие.

Задачи:

  • Знакомство с приемами стилизации.
  • Научиться стилизовать растительные и зооморфные  формы разными способами.
  • Научиться применять графические приемы в стилизации.
  • Научиться навыкам самостоятельной работы с эскизами.
  • Приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

Все задания по стилизации в программе, начиная с первых упражнений, направлены на развитие в учениках образного мышления, спланированы по степени сложности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основное время уделяется нескольким темам: стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), стилизация в натюрморте, стилизация фигуры человека

 

Немного истории

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей.  Во второй половине XVII и первой половине XVIII в.  в  Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине, здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле». Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

 

Понятие  стилизации.  Принципы стилизации природных форм

Термин «стилизация» трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора.

В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, художественного течения, жанра, автора и т.д. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве.

Принципы стилизации

  • превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции
  • обобщение формы с изменением абриса
  • обобщение формы в её границах

Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

Таким образом, стилизация — это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника. Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов — это сложный процесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального восприятия. Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительности, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе.

Таким образом, в процессе стилизации важно:

  • отобрать существенные характеристики;
  • использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;
  • отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;
  • создать органическое единство орнамента и пластической формы.

В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображения более выразительными.  Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Стилизацию можно подразделить на два вида: а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля; б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны  обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации). Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. Стилизация используется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах. Здесь наиболее задействована стилизация как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют и современные художники. Не зацикливаясь на воспроизведении действительности «документально», они прибегают к упрощению - стилизации и главным образом передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть в передаче не только форм, но и цвета. Цвет – это важное средство данного приема. Стилизованное изображение должно при помощи цвета создавать необходимое впечатление и выражать замысел автора. Для декоративной стилизации характерны нечеткие цветовые отношения, цвет используется локально и контрастно. Он способен сильно подчеркнуть желаемый эффект. При этом допускается стилизация человека даже в несвойственных для него оттенках цветов

Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые  без использования приемов стилизации и художественной обработки формы не будут соответствовать современным эстетическим требованиям. Следовательно, роль стилизации в современном искусстве и освоение приемов стилизации в процессе подготовки специалистов художественного образования играют в настоящее время достаточно важную роль  в  процессе удовлетворения потребностей людей в создании стилистически целостной, эстетически значимой окружающей среды.

 

Обучение стилизации на уроках декоративной композиции

            Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением. В преподавании декоративной композиции на занятиях  в ДШИ обычно основное время я уделяю   нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, стилизация в архитектуре, портрете и беспредметная композиция

В 1 классе учащиеся получают первичные навыки стилизации. Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений, с преобразования простейших растительных форм в декоративное изображение. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами. В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо  же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него

1

2

3456789

Все приобретенные навыки по стилизации природных обьектов и стилизации человека в результате учащиеся должны применять в работе над сюжетной и декоративной композицией.

       Предварительная эскизно - зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.  Основные приёмы стилизации, которые использовались на уроке:

  • гиперболизация формы (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) или отдельных частей;
  • обобщение и упрощение формы с изменением силуэта;
  • выявление характера пластики фигуры, отказ от второстепенных, маловыразительных деталей;
  • усложнение - добавление деталей, отсутствующих в натуре;
  • акцент на декоративное решение.

Практическая работа учащихся делится на несколько этапов:

1 этап  - зарисовки  с натуры

Выполнение серии зарисовок фигуры человека в реалистичной манере. Необходимо выбрать наиболее удачный ракурс, для выявления характерных пластических свойств фигуры. На этом этапе основной задачей является передача объема, пропорций, пластики движения, анатомических особенностей фигуры человека в различных ракурсах.

2 этап – графические зарисовки с использованием приёмов стилизации

На этом этапе начинается работа над стилизацией фигуры. Чтобы стилизовать фигуру человека, нужно видоизменить натуру, используя основные приемы стилизации. Минимальными графическими средствами выявить главное, суть формы. Трансформация происходит за счет выявления и усиления индивидуальных особенностей фигуры. Необходимо отобрать основные, характерные черты изображаемой натуры, убрать второстепенные детали. Характерная черта стилизованного рисунка- упрощенность и лаконизм.

1112

Список используемой литературы:

  1. Амбруш В. Как изображать фигуру человека.  - София : Альянс, 1997.
  2. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004.
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. М: «Владос», 2008.
  4. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования: Портрет.- Мн.: Попурри, 2000.
  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Композиция, Обнинск. Издательство «Титул», 1996.
  6. Эймис Л. Рисуем человека в одежде вместе с Ли Эймисом.- Мн.: Попурри, 1999.

Сетевые ресурсы:

1.https://infourok.ru/stilizaciya-figuri-cheloveka-po-uchebnoy-discipline-op-zhivopis-948828.html

2.http://www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php

3.https://studfiles.net/preview/1880977/

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация