0+



 

Опубликовано: 26.09.2025 г.

Автор: Уфимская Светлана Степановна

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №22» г.Перми

 

Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский

Продолжительность: среднесрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Образовательная область: познавательное развитие.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети подготовительной группы.

Актуальность разработки и реализации проекта: Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод...

Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.

 Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, поэтов и писателей создавать прекрасные произведения. Осень в произведениях русских поэтов и художников, композиторов многолика и многоцветна. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание многих творческих людей.

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому поэты и писатели посвящали осени замечательные строки, художники писали свои полотна, а композиторы воспевали осень музыкой.

Перед детьми встал проблемный вопрос: Существует ли связь между творчеством в живописи,  поэзии и музыке.

Гипотеза: мы предполагаем, что к любому произведению живописи можно подобрать строки из стихотворений русских поэтов, музыкальное произведение позволяющие более выразительно описать осеннюю пору.

На занятиях мы с детьми читали стихи русских поэтов об осени и подбирали к ним картины художников, слушали классическую и современную музыку, в которой воспевалась осень.  Нас заинтересовала эта работа, и мы решили её продолжить.

Предметом изучения для каждого ребенка и его родителей  являются стихи и картины русских художников и поэтов, музыкальные произведения композиторов классиков и современников.

Цель проекта:   

1.Организация исследовательской деятельности о творчестве русских поэтов,  художников и композиторов.

2.Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства, музыки.

Задачи:

  1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
  2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  3. Учить сравнивать произведения литературы и живописи, музыки. Находить общее и различное; находить нужный материал.(возможна помощь родителей)
  1. Развивать исследовательскую деятельность детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  2. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с художественной литературой данной тематики;
  3. Воспитывать у детей чувство любви к родной природе.

Ожидаемый результат проекта:

Повышение уровня познавательной деятельности, творческого развития,

успешности, активности личности.

После завершения проекта дети смогут:

  • приводить примеры поэтических произведений об осени;
  • анализировать и сравнивать музыкальные произведения, определять в них средства художественной выразительности;
  • называть наиболее известных художников и их картины, посвящѐнные осени;
  • анализировать и сравнивать картины известных художников об осени;
  • выражать собственное отношение к исследуемым произведениям и к красоте осенней природы;
  • реализовать свои творческие способности.

Проектно-исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

I. Проведение беседы «Осень в произведениях русских поэтов, художников и композиторов», постановка целей проекта и разработка его этапов.

II. Исследовательская деятельность, которая включает в себя следующие вопросы:

  • Что такое осень?
  • «Поэты, писавшие об осени»;
  • «Художники, изображающие на своих полотнах красоту осенней природы»;
  • «Композиторы воспевающие музыкой величие осени»;
  • «Связь между творчеством поэтов и художников и композиторов»;
  • Создание альбома стихов русских поэтов об осени «Золотая осень»;
  • Создание тематического альбома с картинами русских и современных художников на тему «Осенние пейзажи»;
  • Создание фонотеки с произведениями композиторов классиков и современных композиторов об осени;
  • Изучение специальной литературы;
  • Помощь родителей в поисках нужной информации в интернете;
  • Оформление рисунков;
  • Проведение соцопроса на тему «Осень»

 

III. Заключительный этап: защита проекта, который выразится в форме презентации детских работ (созданных с помощью родителей); музыкально поэтический праздник «В гостях у осени».

Вывод: действительно, проделав исследовательскую работу, мы убедились, что существует связь между творчеством в живописи, поэзии и музыке. Это проявляется в нашей работе.

 

Защита проекта

          Работая над проектом, мы познакомились с произведениями поэтов художников и композиторов, которые воспевают это время года.

В ходе  работы мы выяснили, что осень бывает разной: радостной и грустной, пасмурной и солнечной. Но она прекрасна в каждом своем мгновении.

Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Осень — одно из четырех времен года, между летом и зимой, приметы которой разнообразны:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

 В огороде листик вишни

 На дорожку упадет.

Это — первая примета,

 Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурней река —

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут влажные туманы,

А потом уж жди, не жди —

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила Осень! («Приметы осени» Т. Шорыгина)

Работая над проектом, мы выяснили, что практически все русские поэты писали об осени:

  • А.С. Пушкин: «Унылая пора! Очей очарование», «Уж небо, осенью дышало», «В тот год осенняя пора», «Осень», «Октябрь уж наступил, уж роща отрясает»
  • Ф. Тютчев: «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Осень позднею порой»
  • Н.А. Некрасов: «Несжатая полоса», «Славная осень»
  • С. Есенин: «Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты. Рощи голы»
  • Ф.Тютчев: «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер»
  • М.Ю. Лермонтов: «Когда волнуется желтеющая нива», «Осень»
  • А.Н. Плещеев: “Осень наступила, высохли цветы”, «Скучная картина», «Осень проснется и заплачет»
  • А. Майков: «Осенние листья», «Кружит уж лист золотой»
  • А.А. Фет: «Ласточки пропали»
  • А.К. Толстой: « Осень обсыпается весь наш бедный сад», «Осень»
  • И. Бунин: «Листопад», «Осень»

и многие другие.

             Стихи русских поэтов об осени мы собрали в альбом и назвали его «Золотая осень».

             Рассматривая картины русских художников, мы выяснили, что тема осени встречается у многих великих мастеров кисти.

  • И.И.Левитан «Золотая осень», «Осень», «Золотая осень. Слободка».
  • А.М.Васнецов «Осенняя ветка», «Осень».
  • В.Д. Поленов «Осень в Абрамцево».
  • А.К. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья».
  • И.И. Шишкин «Осенний лес», «К осени», «Осень».

Мы определили, что чаще всех в своих полотнах осень изображали И.И. Левитан и И.И Шишкин.

Одним  из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г). 
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898г.г.) написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас.

С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

   Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. Никогда больше нельзя найти в природе такой красоты. Великолепная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение.

К некоторым известным картинам мы подобрали стихи. Вот что у нас получилось.

2025 09 26 15 27 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин "Уж небо осенью  дышало..."

Уж небо осенью дышало

                                                 Уж реже солнышко блистало,

                                                 Короче становился день,

                                                 Лесов таинственная сень

                                                 С печальным шумом обнажалась.

 

 

 2025 09 26 15 29 46

 

В  творчестве композиторов также прослеживается их желание воспеть красоту русской осени:

  • П.Чайковского «Времена года»: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»,
  • А Вивальди «Времена года»
  • А.Глазунова «Времена года»
  • Римского –Корсакова «Осенняя сказочка»,
  • С.Прокофьева «Фея Осени»,
  • Д.Шостакович «Октябрь»,
  • Г.Свиридова «Весна – осень»,
  • Г.Шварца «Дождик осенний»
  • С.Курехина «Воробьиная оратория. Осень» и мн.других

Вывод: действительно, проделав исследовательскую работу, мы убедились, что существует связь между творчеством в живописи,  поэзии и музыке. Это проявляется в нашей работе.

Стихи, музыка и живопись нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир     искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация