Опубликовано: 26.09.2025 г.
Авторы: Бадриева Лейсян Хурматзяновна
Белякова Татьяна Ивановна
Полховская Лариса Александровна
учителя-дефектологи
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья», г. Мензелинск
Пояснительная записка
Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня освоения СИПР обучающимся по учебным предметам и коррекционно-развивающим занятиям в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Документы, определяющие содержание и структуру контрольно-измерительного материала:
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. № 1026; федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, утвержденной приказом № 1599 от 19.12.2014.
- Рабочие программы по предметам (1-9 классы): «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир».
Контрольно-измерительные материалы предназначены для осуществления контроля знаний обучающихся с выраженной умственной отсталостью 1 - 9 классов (2 вариант обучения). Задания составлены в соответствии с программами учебных дисциплин, включая коррекционные курсы и занятия внеурочной деятельности.
Мониторинг предметных достижений обучающихся осуществляется в три этапа: входящий, промежуточный и итоговый контроль (сентябрь, декабрь, май соответственно).
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
При оценке достижений обучающихся также учитывается степень их самостоятельности при выполнении заданий:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
Полученные данные фиксируются в таблицах.
- Для оценки успешности выполнения заданий по каждому предмету и определения пробелов в знаниях обучающихся.
Предмет ____________________________________________________
Фамилия, имя ребенка |
Номера заданий (оценка в баллах) |
Общее количество баллов за все задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1…………. 2……….. 3………… |
||||||
Итогов баллов (по видам заданий) |
- Для определения динамики усвоения знаний по предмету
Фамилия, имя ребенка |
Общее количество баллов |
||
Входящий контроль |
Промежуточный контроль |
Итоговый контроль |
|
1……………… 2………………. 3 ………………. |
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области, создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
1 класс
Математические представления
ВХОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ
Цель осуществления контроля: определение начального уровня сформированности элементарных математических представлений и умений у обучающихся с выраженной умственной отсталостью.
Сроки проведения контроля: сентябрь.
Форма проведения: индивидуальная практическая работа.
Продолжительность выполнения задания: зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
Задания:
1.Покажи (назови) на картинке круг, квадрат, треугольник.
2.Покажи (назови) на картинке мяч красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета, синего цвета.
3.Покажи на картинке маленький и большой мячи.
4.Покажи на картинке один мяч и много мячей.
5.Собери пирамиду (из 4-х колец)
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель осуществления контроля: определение динамики формирования элементарных математических представлений и умений у обучающихся с выраженной умственной отсталостью.
Сроки проведения контроля: декабрь.
Форма проведения: индивидуальная практическая работа.
Продолжительность выполнения задания: зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель осуществления контроля: определение динамики формирования элементарных математических представлений и умений у обучающихся с выраженной умственной отсталостью по итогам учебного года.
Сроки проведения контроля: май.
Форма проведения: индивидуальная практическая работа.
Продолжительность выполнения задания: зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
Задания:
- Покажи (назови), что круглое.
Речь и альтернативная коммуникация
ВХОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ
Цель осуществления контроля: определение начального уровня сформированности коммуникативных и речевых навыков у обучающихся с выраженной умственной отсталостью.
Сроки проведения контроля: сентябрь.
Форма проведения: индивидуальная практическая работа.
Продолжительность выполнения задания: зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
Задания:
- Назови своё имя.
- Назови имя мамы, папы.
3.Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»
-Покажи на картинке бабку и деда.
-Покажи Курочку Рябу.
-Покажи мышку.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель осуществления контроля: определение динамики формирования коммуникативных и речевых навыков у обучающихся с выраженной умственной отсталостью за первое полугодие.
Сроки проведения контроля: декабрь.
Форма проведения: индивидуальная практическая работа.
Продолжительность выполнения задания: зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет
Задания:
- Назови своё имя.
- Назови имя мамы, папы.
3.Чтение русской народной сказки «Репка»
-Покажи на картинке бабку и деда.
-Покажи внучку
-Покажи кошку, Жучку, мышку.
полный текст публикации по ссылке