0+



 

Опубликано: 01.10.2025 г.

Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 9, г. Кизел

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам речевой готовности к школьному обучению. Подробно рассматриваются компоненты речевой готовности: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и связная речь. Описываются конкретные проявления недостаточного развития этих компонентов и их влияние на успеваемость в школе. Предлагаются практические рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка в домашних условиях, направленные на профилактику школьных трудностей. Подчёркивается важность своевременного выявления и коррекции речевых нарушений для успешной адаптации ребёнка к школьной программе. В статье рассматриваются также вопросы сотрудничества логопеда, педагогов и родителей в процессе подготовки детей к школе.

 

Ключевые слова: речевая готовность, дошкольник, школьное обучение, фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматический строй речи, связная речь, консультирование родителей, коррекция речевых нарушений, формирование речи.

Вступление в школьную жизнь – важный и ответственный этап как для ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе определяется не только психологической и социальной зрелостью, но и уровнем развития речи. Речевая готовность является одним из ключевых факторов, определяющих успешность обучения чтению, письму и усвоению школьной программы в целом.

Целью данной статьи является предоставление расширенной информации для родителей о важности речевой готовности к школе, выявление проблемных зон и предложение конкретных рекомендаций по развитию речи ребёнка в домашних условиях.

  1. Компоненты речевой готовности к школе

Речевая готовность включает в себя следующие компоненты:

   1) Фонетико-фонематическая сторона речи:

Правильное произношение всех звуков родного языка: ребёнок должен чётко и правильно произносить все звуки, не заменяя их другими и не искажая.

Проявления недостаточного развития: Замена звуков (например, "л" на "в", "р" на "л"), искажение звуков (например, межзубное произношение свистящих), пропуски звуков (особенно в стечениях согласных).

Влияние на успеваемость: Неправильное произношение звуков может приводить к ошибкам на письме (замена букв), трудностям в освоении навыка чтения (особенно при фонетическом чтении).

   2) Развитый фонематический слух: способность различать звуки речи (фонемы), определять место звука в слове, выделять звуки из слова, анализировать и синтезировать звуковую структуру слова.

Проявления недостаточного развития: Трудности в различении близких по звучанию звуков (например, "с-з", "т-д", "ш-ж").  Неумение определить первый и последний звуки в слове, определить количество слогов.

Влияние на успеваемость: Неразвитый фонематический слух приводит к трудностям в освоении навыков чтения и письма (дисграфия, дислексия), а также к трудностям в понимании речи.

   3) Слоговая структура слова: способность правильно воспроизводить слова различной слоговой структуры, не пропуская и не переставляя слоги.

Проявления недостаточного развития: Пропуски слогов, перестановки слогов, добавление лишних слогов.

Влияние на успеваемость: Искажение слоговой структуры слова при письме и чтении.

   4) Лексико-грамматический строй речи:

Богатый словарный запас: ребенок должен знать и понимать значения слов, уметь использовать их в речи.

Проявления недостаточного развития: Ограниченный словарный запас, трудности в подборе антонимов и синонимов, непонимание переносного смысла слов.

Влияние на успеваемость: Трудности в понимании учебных заданий, текстов, неумение выражать свои мысли письменно и устно.

   5) Развитая грамматическая структура речи: умение правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже, использовать предлоги и союзы.

Проявления недостаточного развития: Аграмматизмы (ошибки в согласовании слов, использовании предлогов, образовании падежных форм).

Влияние на успеваемость: Трудности в грамматическом оформлении письменной речи, что приводит к снижению грамотности.

   6) Наличие сформированных навыков словообразования и словоизменения: способность образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять слова по родам, числам и падежам.

Проявления недостаточного развития: Трудности в образовании родственных слов ("лес" - "лесник", "лесной"), образования уменьшительно-ласкательных форм, образования множественного числа существительных.

Влияние на успеваемость:  Сложности в усвоении грамматических правил, в анализе состава слова.

   7) Связная речь:

  • Умение связно и последовательно рассказывать и описывать: способность выстраивать логичный рассказ, описывать предметы и события, передавать последовательность действий, использовать различные типы предложений.

Проявления недостаточного развития:  Трудности в построении рассказа, нарушение логической последовательности, отсутствие связующих элементов между предложениями,  бедность описаний.

Влияние на успеваемость:  Трудности в пересказе текстов, составлении сочинений, в ответах на вопросы.

  • Умение пересказывать: умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста, сохраняя основную мысль и детали.

Проявления недостаточного развития: Пропуск важных деталей, искажение содержания, неумение передать последовательность событий.

Влияние на успеваемость: Трудности в усвоении учебного материала, особенно в области литературы и истории.

  • Умение составлять рассказы по картинкам и сериям картинок: способность на основе визуальной информации создавать связный и логичный рассказ, описывать события и персонажей.

Проявления недостаточного развития:  Трудности в составлении плана рассказа, в установлении причинно-следственных связей, в описании деталей.

Влияние на успеваемость:  Сложности в развитии творческого мышления, в анализе и интерпретации визуальной информации.

  1. Консультирование родителей: выявление проблемных зон и предоставление рекомендаций

Консультирование родителей – важная часть работы учителя-логопеда ДОУ. Основные задачи консультирования:

  • Оценка уровня речевого развития ребёнка: логопед проводит диагностику речи ребёнка, выявляет проблемные зоны и определяет уровень развития каждого компонента речевой готовности. Используются различные методики: стандартизированные тесты,  наблюдение за речью в игровой и  бытовой деятельности, анализ речи ребёнка во время занятий.
  • Информирование родителей о результатах диагностики: логопед подробно рассказывает родителям об уровне развития речи ребёнка, указывает на проблемные зоны и объясняет их возможное влияние на успеваемость в школе.
  • Разработка индивидуального плана коррекции (при необходимости): если у ребёнка выявлены речевые нарушения, логопед разрабатывает индивидуальный план коррекции, который включает в себя рекомендации для занятий в логопедическом кабинете и дома.
  • Предоставление практических рекомендаций для занятий дома: логопед даёт родителям конкретные упражнения и игры для развития речи ребёнка в домашних условиях, учитывая его индивидуальные особенности и выявленные проблемы.
  • Поддержка и мотивация родителей: логопед оказывает психологическую поддержку родителям, мотивирует их на активное участие в процессе коррекции речи ребёнка и помогает им создать благоприятную речевую среду дома.
  1. Практические рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка в домашних условиях

Родители играют ключевую роль в развитии речи ребёнка. Следующие рекомендации помогут создать благоприятную речевую среду и стимулировать развитие речи:

  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи: артикуляционная гимнастика: ежедневно выполнять упражнения для развития артикуляционных мышц (язык, губы, щеки).
  • Игры на развитие фонематического слуха:

"Узнай звук": называть звук (например, "с") и просить ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит этот звук в словах, которые вы произносите.

"Какой звук потерялся?": называть слово не полностью (например, "абака" вместо "собака") и просить ребёнка назвать пропущенный звук.

"Разложи по домикам": предложить ребёнку картинки, названия которых начинаются на разные звуки, и попросить разложить их по соответствующим "домикам" (коробочкам с изображением буквы).

  • Чтение стихов и скороговорок: помогает тренировать произношение и ритм речи.
  • Повторение слов сложной слоговой структуры: проговаривать слова вместе с ребёнком, делая акцент на правильном произношении каждого слога.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи:
  • Чтение книг и обсуждение прочитанного: читать ребёнку книги разных жанров (сказки, рассказы, стихи) и обсуждать содержание, задавать вопросы по тексту, просить пересказать.
  • Игры на расширение словарного запаса:

"Назови одним словом": предлагать ребёнку несколько слов и просить назвать их одним обобщающим словом (например, "яблоко, груша, слива – фрукты").

"Кто что делает?": показывать картинки с изображением разных действий и просить ребёнка назвать, что делает каждый персонаж.

  • "Закончи предложение": начинать предложение и просить ребенка его закончить (например, "Зимой идет…").
  • Игры на формирование грамматического строя речи:

"Один - много": называть предмет в единственном числе и просить ребёнка назвать его во множественном числе (например, "мяч – мячи").

"Чей?": предлагать ребёнку картинку с изображением предмета и просить сказать, кому он принадлежит (например, "Это мяч девочки – это девочкин мяч").

"Составь предложение": давать несколько слов и просить ребёнка составить из них предложение.

Образование родственных слов:  игра "Семейка слов" (например, лес - лесник, лесной, лесочек).

Использование предлогов в речи: проговаривать предлоги вместе с ребёнком, используя предметы (например, мяч на столе, мяч под столом).

  • Развитие связной речи:

Составление рассказов по картинкам и сериям картинок: предлагать ребёнку картинки и просить составить по ним рассказ, задавать наводящие вопросы.

Пересказ прочитанных текстов: просить ребёнка пересказать прочитанный текст, обращая внимание на логическую последовательность и полноту пересказа.

Описывание предметов и событий: просить ребёнка описывать предметы, которые он видит, события, которые происходят вокруг, людей, которых он знает.

Игры в "Вопросы и ответы":  задавать ребёнку вопросы на разные темы и просить давать развёрнутые ответы.

Совместное сочинение историй:  начать историю и просить ребёнка её продолжить.

  1. Сотрудничество логопеда, педагогов и родителей

Успешная подготовка ребёнка к школе возможна только при тесном сотрудничестве логопеда, педагогов и родителей.

Логопед: проводит диагностику речи, разрабатывает индивидуальные планы коррекции, консультирует родителей и педагогов.

Педагоги: отслеживают динамику развития речи ребёнка в группе, используют логопедические рекомендации в своей работе, информируют логопеда о проблемах, возникающих у ребёнка в процессе обучения.

Родители: выполняют рекомендации логопеда, занимаются с ребёнком дома, создают благоприятную речевую среду, поддерживают и мотивируют ребёнка.

Регулярное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса позволяет своевременно выявлять и корректировать речевые нарушения, обеспечивая успешную адаптацию ребёнка к школьному обучению.  Не стоит откладывать визит к логопеду, если у вас есть какие-либо сомнения или опасения по поводу развития речи вашего ребёнка. Своевременная помощь специалиста позволит избежать многих проблем в будущем.

Заключение:

Речевая готовность является важным компонентом общей готовности ребёнка к школе. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений позволяет предотвратить трудности в обучении чтению, письму и усвоению школьной программы. Активное участие родителей в развитии речи ребёнка, тесное сотрудничество с логопедом и педагогами – залог успешной подготовки к школьной жизни. Только совместными усилиями можно обеспечить ребёнку благополучный старт в школе и создать прочный фундамент для его дальнейшего развития.

 

Список литературы:

  1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет: методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2008.
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 2001.
  4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2008.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация