0+



 

Опубликовано: 09.10.2025 г.

Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист

МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск

 

      В настоящее время возрастает внимание  к организации летнего отдыха в МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко. Образовательное учреждение выполняет миссию по организации досуга  и воспитания детей и является  главным организатором отдыха и оздоровления детей в мкр Соцгород города Новочеркасска.  Организация летних досуговых групп включает в себя  проведение экскурсий Ростовской области и способствуют  формированию  у детей коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня это не только социальная защита, это еще и возможность для творческого развития.     Во время экскурсий и проведения работы по краеведению  происходит разрядка  накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.  Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.      Значение  экскурсии и краеведения в летних досуговых группах трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны обучающегося, способствуют познавательной активности каждого ребенка.

Актуальность, цели и задачи, ожидаемый результат экскурсионно- краеведческой деятельности

      Актуальность методических рекомендаций предусматривает описание организации благоприятных условий для оздоровления и организации досуга детей в летний период, расширения знаний в области краеведения.  Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств детей МБУ ДО ЦТТ№ 1 имени В.В. Горбатко, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  - это и природа, исторические памятники, культурные центры,  которые окружают детей, это и известные люди- гордость нашего региона. Работа в летних досуговых группах направлена на воспитание морально-волевых качеств таких, как дисциплинированность, сила воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе. Сущность краеведения в летних досуговых группах заключается во всестороннем изучении детьми исторических памятников Ростовской области под руководством педагогов. Краеведение развивает у детей  наблюдательность, мышление, воспитание воли и любознательности, познавательных интересов. Благодаря краеведению  решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.   Формируется постоянный источник новых форм, средств, содержания экскурсионно- краеведческой работы, что делает их актуальными и эффективными в воспитательном процессе.  

Педагогическая целесообразность методических рекомендаций заключается в описании экскурсионно – краеведческой работы в летних досуговых группах предполагает организацию познавательной деятельности средствами экскурсий и краеведения таким образом, чтобы осуществить  положительное воздействие  образовательно-воспитательного процесса  на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. Преемственность методических рекомендаций  заключается в описании реализации основного и актуального направления экскурсионно-краеведческой работы  в летних досуговых группах – это патриотическое воспитание детей. Через это направление осуществляется краеведческая работа. В учреждении имеется комната боевой славы, где собрано много материала. Для воспитания чувства патриотизма  дети изучают  историю мкр. Соцгород, города Новочеркасска и других городов Ростовской области. Педагоги учат детей видеть красивое и прекрасное в своем Донском крае. Организация работы в летний период дополняет  учебно – воспитательную  и социокультурную  работу учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.   

Педагоги дополнительного образования:

  • должны знать положение о экскурсионно-краеведческом движении «Мой край» и нормативные документы по безопасности при проведении экскурсий.
  • Уметь организовать экскурсию в период проведения летних досуговых групп,  уметь определить задачу экскурсии, разработать маршрут, составить график, распределить обязанности в группе на время экскурсии.
  • Знать нормы допустимой нагрузки детей в период проведения экскурсии и строго соблюдать их.
  • Знать перечень личностного снаряжения
  • Уметь ориентироваться на местности, запоминать дорогу, знать маршрут,
  • Знать меры безопасности при проведении экскурсии, уметь оказать первую медицинскую помощь.

Организация летних досуговых групп вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;
  • обеспечением преемственности в работе летних досуговых групп предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творчества потенциала для детей.

    Целью методической разработки является описание  организации детских досуговых групп в рамках развития интереса к истории  мкр. Соцгород, города и Донского края, создания благоприятных условий детям для укрепления знаний и отдыха средствами экскурсий  и краеведения.

      Задачи организации летних досуговых групп:

  • развивать интерес к экскурсиям и краеведению
  • совершенствовать знания детей по вопросам туризма,  краеведения, охраны природы
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование у детей навыков общения и толерантности;
  • привитие навыков здорового образа жизни.

  Основные принципы воспитания 

  • Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между взрослыми и детьми; уважение и терпимость к мнению детей; создание ситуаций успеха; приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; защита детей  от негативного проявления и вредных привычек; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
  • Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей.
  • Личностный подход: добровольность включения детей экскурсионную и краеведческую  деятельность.
  • Природосообразность: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Направления экскурсионно- краеведческой деятельности:

  • Оздоровительно - спортивное направление       

Ориентация  на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.     

Средства:       - спортивные соревнования.           

  • Краеведческое направление        
  • Ориентация на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, воспитание экологической грамотности, рационального природопользования.

Средства:  -  экскурсии в исторические и природные места Донского края.            

  • Досуговое направление     

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств,  приобретение  навыков взаимопонимания, взаимной поддержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности.       

Средства:  -  конкурсы и викторины.

    Все результаты проведенных мероприятий: экскурсий соревнований, конкурсов и  викторин фиксируются каждый день.            Для прослеживания результативности пребывания в летних досуговых группах,   каждый день дети заполняют карту настроения, что позволяет организовать индивидуальную   работу с детьми.         

Для мониторинга личностного роста используется карта личностного роста детей.        

Результатами успешной экскурсионно-краеведческой деятельности летних досуговых групп являются показатели развития детей:

  • углубление знаний детей по вопросам экскурсий,  краеведения, охраны природы,
  • общее оздоровление детей, укрепление их здоровья,
  • развитие морально-волевых качеств: дисциплинированности, силы воли, трудолюбия;

популяризация здорового образа жизни среди детей и подростков.     

       Экскурсионно-краеведческая работа  в летних досуговых группах МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко дает большие возможности для развития самых разнообразных творческих и физических возможностей, является одним их эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Экскурсии  в природу и по историческим Донского края   укрепляют здоровье, реализуют  стремление детей к природе, физическому  совершенствованию.    Экскурсионно – краеведческая работа - важный элемент системы непрерывного образования, который обеспечивает дополнительные возможности интеллектуального, физического и духовного развития, а также раскрытия творческих  способностей  приобретения коммуникативного опыта во взаимоотношениях с разными людьми. Экскурсии– это путешествие организованных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении педагогов дополнительного образования Центра по определенным маршрутам. При организации экскурсионно-краеведческой  деятельности следует учитывать, что в возрасте 7-12 лет ведущей деятельностью является игра.  В ходе игры дети моделируют отношения, «примеряют» разные социальные роли, познают окружающий мир. Для детей большой интерес представляют экскурсии, носящие сюжетно-ролевой, игровой характер. Дети с удовольствием отправляются в различные сказочные путешествия и приключения по городу.   Организуя экскурсионно-краеведческую работу в летних досуговых группах, педагоги учитывают обстоятельство,  что у детей преобладает непроизвольное внимание: их привлекает новое, интересное, необычное яркое. И поэтому  работа строится на принципах добровольного участия детей в различных делах, в свободном выборе ими занятий. Это предполагает создание педагогами вариативных программ деятельности на ограниченный период времени. 

     Необходимо оценивать деятельность каждого ребенка и предоставить  детям возможность видеть результаты своего труда. Во время экскурсии интенсивнее, полнее раскрывается личность ребенка и можно заметить то, что в Центре остается скрытым, можно  лучше изучить и понять детскую психологию. Моральная атмосфера летних досуговых групп,  доброжелательное отношение педагогов  к каждому ребенку способствует самоутверждению детей, которые в Центре  жизни считались трудновоспитуемыми.

   В процессе экскурсионно- краеведческой работы в летних досуговы группах дети самостоятельные, меньше регламентаций и больше условий, которые стимулируют творческое развитие, инициативу и активность ребенка. Место и объем экскурсионно-краеведческой работы  определяются   о с учетом нормативных документов и плана работы, а содержание, методы и формы – в соответствии с учетом возраста и физического  состояния детей.        Предварительная подготовка организации экскурсионно-краеведческой работы  включает в себя:

  • подготовка программы по экскурсионно-краеведческой деятельности;
  • подготовка плана мероприятий;
  • подготовка дидактического материала  для проведения  занятий;
  • консультации о наличии краеведческих объектов;
  • сбор сведений о возможности организации экскурсий.

Экскурсионно-краеведческие формы работы

     Педагогу, желающему сделать отдых ребят интересным, стоит  изучить  экскурсионно-краеведческую деятельность. Соревнования по экскурсионной технике проводятся  в основном на местности,  где имеются естественные и искусственные препятствия. К естественным препятствиям можно отнести реки, озера, обрывы, овраги, завалы, густой подлесок, кустарник и  песчаную почву. В соревнованиях по экскурсионной технике препятствия преодолеваются в установленном судейской коллегией порядке: либо в форме эстафеты, либо в форме полосы. При командном преодолении препятствий разрешается взаимопомощь, что положительно влияет на сплочение команды.  Участники соревнований должны быть  ловкими, сильными, выносливыми. А также обладать силой воли, а еще иметь массу всяких практических знаний и умений.

       Вначале рекомендуется проводить соревнования по отдельным элементам экскурсионной техники. После того как участники достаточно хорошо освоят отдельные элементы можно провести соревнования   туристкой эстафеты  или полосы препятствий. Для того, чтобы участники смогли своевременно подготовиться к соревнованиям, заранее  составляется план. В нем указывается  перечень препятствий, включенных в трассу. Намечая дистанцию, нужно исходить из того, что все элементы препятствий должны быть логическим завершением ранее пройденного на занятиях.        Экскурсия является самой лучшей формой работы. Экскурсия предполагает прохождение детьми  определенного маршрута и организацию питания. Прежде, чем объявить детям об экскурсии,  педагогу необходимо определить маршрут,  список детей, иметь приказ на экскурсию и соответствующие документы по безопасности.

  Экскурсионные формы работы разделяются на три вида:

  • Технические виды: личное снаряжение
  • Исследовательские виды: знакомство с признаками изменения погоды, наблюдения за растениями и животными, исследование реки, озера, рельефа местности, изучение исторических мест                  
  • 3. Игровые виды: соревнования, конкурсы и викторины

   При подготовке мероприятий,   необходимо обеспечить безопасность их проведения, позаботиться об их занимательности и посильности с учетом возраста ребят,  обеспечить взаимную поддержку, развить в ребятах умение действовать самостоятельно и в команде.

Содержание программы по экскурсионно-краеведческой деятельности

     Формы работы описаны в  экскурсионно-краеведческой программе «Юный экскурсовед». Она объединят  детей для решения различных общественно - полезных задач в целях природоохранной и исторической среды обитания, рекламы здорового образа  жизни, дает возможность для развития разнообразных способностей детей.    

Формы работы:    

  • Занятия включают в себя закрепление и развитие познавательных и физических навыков. Дети осваивают азбуку ориентирования
  • Олимпиады, конкурсы, соревнования- пропаганда экскурсий как важного гармоничного развития. Дети принимают участие в различных соревнованиях по экскурсионному перечню и краеведению.

Педагоги используют игру «Знай и люби свой край» - изучение родного края, воспитание гражданственности и любви к Родине, приобщение к культуре и истории Донского края. Дети совершают экскурсии по Донскому краю, закрепляя знания по географии, истории, биологии.  Педагоги проводят занятие « Человек на планете Земля» - формирование экологических знаний у детей об окружающем мире,  воспитание активной жизненной позиции. Дети принимают участие в уборке окрестностей, имеют возможность ознакомиться с животным и растительным миром, выполнить исследовательскую работу и получить опыт общения со специалистами. Педагоги проводят экскурсию «На туристской тропе» - проверка физических и технических возможностей детей, активный отдых, знакомство с достопримечательностями Донского края. Дети  получат краеведческое задание и  отправляются на экскурсию по маршруту.  Педагоги проводят конкурс  «Калейдоскоп развлечений»- привитие понимания важности дружбы, сплочение коллектива, создание атмосферы доброжелательного радостного и эмоционального настроя.          

  Рассмотрим более подробно некоторые формы проведения мероприятий.

  1. Соревнования

Соревнования по ориентированию могут включать: свободный поиск контрольных пунктов, движение по маршруту, движение по маркированной трассе с нанесением контрольных пунктов, встречающихся на маршруте, «спортивный лабиринт».    На местности ставится много контрольных пунктов (КП) – не менее двадцати, причем они должны стоять на разноплановых ориентирах. Контрольные пункты можно оборудовать бумажными призмами, колышками или нанести обозначения краской на деревьях. На пункте можно сделать обозначение буквенное или цифровое для контроля, так как в оживленных местах цветные карандаши или компостеры могут провисеть несколько дней.       Имея такой простейший полигон, можно решать   много  задач по обучению основам ориентирования. Это азимутальные ходы, нахождение КП, стоящих на определенных ориентирах, построение простейших дистанций.       Когда дети полностью освоят полигон,  можно проводить и различные соревнования, однако мы рекомендуем   ориентирование по выбору - наиболее приемлемое для начинающих. На старте участники получают карту с нанесенными  контрольными пунктами, имеющими оценку в очках.

         Задача:  за определенное время найти как можно  максимальное количество очков. Побеждает участник, набравший большее количество очков.       Старт в соревнованиях по выбору может быть общий или групповой. Карту рекомендуется выдавать за  две-три минуты до старта с тем, чтобы каждый участник мог  с ней ознакомиться, наметить свой путь движения.   Все контрольные пункты имеют одинаковую  стоимость, например  2 очка.        В том случае, если нет карты, рекомендуем проведение азимутальных соревнований. На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояния до КП,  оборудованного призмой с шифром и средством отметки (цветной  карандаш,  штамп  или протокол, в который  надо записать свой номер).         В случае,  если у вожатого есть карта или схема, компасы, то ему вполне по силам проведение простейших соревнований по ориентированию. Однако хорошо бы вожатому самому приобрести навыки ориентирования на спортивных картах, познакомиться с условными знаками: обозначение рельефа, троп, дорог, просек лесных массивов открытых пространств и других объектов.                                         

  1. Конкуры, викторины

Конкурсы  на лучшую фотографию, поделку из природного материала, на лучший  плакат позволят провести  интереснее свободное время.           Дети младшего и среднего возраста с  интересом  изучают то, что преподносится в форме игровых и соревновательных моментов. Существует много разных форм и методов проведения викторин и конкурсов, но во всех случаях организаторы должны  придерживаться ряда правил:  оценка знаний должна быть строго объективной, условия для всех одинаковы, викторина заранее подготовлена, четко сформулирована тема, вопросы тщательно разработаны и сформулированы, разработана шкала оценок за ответы.              Конкурсы  и викторины повышают интерес к экскурсионной и исследовательской деятельности у детей.  При подготовке конкурсов и викторин,   необходимо продумать  заранее условие  их проведения,   ознакомить с ним детей.            

Например, 1. Знаешь ли ты город? 2. По каким растениям и животным можно определить время? 4. Готовы ли вы к путешествию по родному краю? 5. Интересные  и загадочные явления в жизни природы.

  Викторина «Охрана природы» (выбрать правильный ответ)

  • В каких местах разрешается разводить костры в лесу: - на специально устроенных кострищах; - на открытых местах; - на участках поврежденного леса. 
  • Ваша группа обнаружила в лесу начинающийся пожар. Что вы должны предпринять: - сообщить об этом в ближайшее лесничество; - определить направление ветра и приступить к тушению загорания подручными средствами.
  • Полезно ли выжигание сухой прошлогодней травы на лесных полянах, почему: - полезно; - нет.
  • Как вы поступите, встретив в лесу зайчонка, выпавшего из гнезда птенца: - возьмете с собой домой, затем, накормив, отпустите; - сделаете вид, что не заметили; - возьмете с собой, обогреете, накормите и отпустите в том месте, где взяли.
  • Как вы поступите после привала с бытовыми отходами: - сожжете или закопаете; - оставите в лесу; - возьмете с собой.

             Организация и проведение экскурсий          

    Для достижения воспитательных и образовательных результатов, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться к экскурсиям. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.        С чего начать подготовку к экскурсии, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? – все эти вопросы возникают перед руководителем, собравшимся использовать  в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективную форму работы -  экскурсии.  Обычно продолжительность экскурсии 3-4 часа с активным способом передвижения по территории с целями отдыха и познания. Экскурсионная группа должна перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Это  маршрутный лист,  который подписывается      директором учреждения. В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения, который группа намечает пройти. Маршрутный лист заверяется печатью и подписью  директора организации.           Каждая экскурсия  должна иметь цель. Перед экскурсией могут быть поставлены экскурсионные, агитационные  и патриотические цели. Определяя цель, необходимо руководствоваться следующим:   цель должна  быть словесно сформулирована и заранее доведена до сведения всех участников похода (отправляемся по местам боевой славы, посетить музей, посетить заповедник, «тропа здоровья»). Если цель есть, то дети стремятся ее достичь.            Количественный состав группы 14- 30 человек на одного руководителя, при этом учитывается опыт педагога и наличие квалифицированных помощников. В каждой группе,  готовящейся к экскурсиии, назначаются педагог-руководитель и его заместитель.  Руководитель должен иметь опыт участия в экскурсиях и ориентирования на маршруте, о чем четко определено в « Инструкции по проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утвержденной приказом Минобразования России от 13.07.92г №293. Участники экскурсии обязаны соблюдать все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек.

           Распределение обязанностей в группе проводится с учетом опыта участников, их практических  навыков, заинтересованности в тех или иных поручениях. Каждый  участник экскурсии должен иметь конкретное дело. Задача педагога – контролировать действия участников, вовремя им помогать, но не заменять их.       Успешное проведение экскурсии определяется во многом умением правильно распределить свои силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, а также овладеть способами передвижения по различному рельефу и приемами преодоления препятствий  Руководитель группы должен идти первым или сразу за направляющим,  помогая ему находить  дорогу и регулировать темп движения группы. За ним идут девочки, потом ребята. Во время движения не надо петь, кричать, собирать цветы. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстро устают, ослабевает внимание.      

     Продолжительность и протяженность маршрута должны соответствовать физическому участников экскурсии.     Недостаточное внимание к состоянию здоровья участников либо выбор слишком сложного маршрута могут стать причиной  неудачи.      На остановках для отдыха руководителю  необходимо подойти к каждому участнику экскурсии.  Руководитель экскурсии должени иметь медицинскую аптечку. Главный принцип безопасности на экскурсии - соблюдение правил организации и проведения экскурсииа, дисциплина, организованность, взаимопомощь.       Причина несчастных случаев в ПОД – в отсутствии организованности и подготовленности к экскурсии. Надо приучить детей не наступать ногами на стволы деревьев, не спрыгивать с них.

      Руководителю следует быть очень внимательным, самому организовывать подвижные игры или простейшие соревнования, провести беседу. Нельзя оставлять за собой мусор, поломанные кустарники и молодые деревца, рвать цветы. Место  после ухода группы должно быть чище, чем до ее прихода. Это одна из заповедей туристов.     Группа может выполнить, серьезные краеведческие исследования: биологические, этнографические,  составлять более подробные карты  и  схемы маршрутов. На остановках участники делают сообщения о краеведческих объектах. Руководитель заранее готовит  сообщения, дополнительные сведения об объектах. Всегда найдутся в группе ребята, которые смогут дополнить или рассказать что-то услышанное или прочитанное ранее.

        Место для наблюдения необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму   демонстрируемого объекта. После выступлений ребят руководитель делает обобщение. Для этого ведется дневник или записи наблюдений. В этом случае ведение краеведческих обязанностей, о которых говорилось раньше, способствуют не только ведению наблюдений на маршруте, но и составлению отчетов о своей работе.       Формы отчета могут быть самые разные: альбом, тетрадь с рисунками, фотографиями. Собранный материал можно использовать в учебных   целях.   Экскурсия  способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, географии и другим дисциплинам. Познавательные экскурсиит хороши тем, что они в навязчивой форме вовлекают детей в культурное прошлое Донского края, знакомят с жизнью выдающихся личностной истории Дона.

       Рассказы, фильмы, методические пособия не могут дать ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, таких как экскурсия. Это сильнейшее образовательное и познавательное средство, позволяющее на практике ознакомить детей с природным наследием, историей и культурой родного края, развить эстетические чувства, любовь к Родине.  

  

Инструктаж по технике безопасности

    Перед выходом на маршрут - необходимо познакомить с правилами безопасности на экскурсии (приложение), зафиксировать это в журнале по технике безопасности с подписью проводящего. Инструктаж и дата его проведения. К этому нельзя относиться  пренебрежительно, так как несоблюдение этих формальностей может повлиять не только на безопасность детей, но и на благополучие руководителей.         Соблюдение правил безопасности первое и главное требование к каждому участнику похода.        

Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:

  • На привалах без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.
  • Перед выходом на маршрут проверять снаряжение.
  • Без разрешения руководителя воды из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим.
  • О малейших признаках заболевания, утомления и т.п. немедленно докладывать руководителю. Потертостей не допускать, о начале потертостей немедленно сообщать руководителю.
  • Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
  • Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
  • На каменистые и скользкие склоны без разрешения руководителя выходить, камней со склонов не бросать, строго следить, чтобы не упал камень на товарища.
  • В лесу горящих спичек не бросать, костра без разрешения руководителя не разводить, горящих костров не оставлять.
  • Свечи и спички не зажигать.
  • Обо всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.
  • Раскопки не производить.
  • Любые действия с взрывающимися предметами запрещены.

   Заключение

    Экскурсии и   краеведение  в летних досуговых группах МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В.Горбатко -   это прежде  всего способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни,  а для педагогов – средство, чтобы лучше  познать  детей  и активно повлиять на их развитие и отдых. Но  экскурсионно- краеведческая деятельность это не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между «делом и  потехой» и требует четкого соблюдения техники безопасности.   В большой мере дает возможность превратить множество  отвлеченных «книжных знаний»  в  конкретные знания, привязанные ко времени. А еще это укрепление здоровья, физическое развитие, полезные умения и навыки,  любопытная информация, яркие впечатления  и радостные переживания.       Дети приобретают  много полезных знаний и умений  по экскурсионному делу  и краеведению, экологии, которые в дальнейшем помогут им как в учебе, так и в жизни, а разнообразная деятельность даст возможность проявить свои способности и помочь при этом свои друзьям.                 

 

Литература
  1. А.Г.Маслов. Лето, дети и туризм. Москва  ЦДЮТур РФ, 2017 г.
  2. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. Москва ЦДЮТур РФ,2020г.
  3. В.И.Курилова. Экскурсии в дополнительном образовании. Москва «Просвещение» , 2016г.
  4. Э.Н.Кодыш. Экскурсии в школе. Москва «Физкультура и спорт», 2015г.
  5. Е.Ю. Ривкин. Организация экскурсий со школьниками. Москва 2021г.
  6. А.Евтушенко. Организация и проведение походов выходного дня. Москва. Народное образование. 2022г.
  7. Ю.С. Константинов. Туристские слеты и соревнования учащихся. Москва, 2020г.

 

Приложение 1

План проведения экскурсий

 в  рамках  летних досуговых групп    МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В.Горбатко на 2024 год

 

Мероприятие

Цель мероприятия

Старочеркасский  исторический  и  архитектурный   музей   заповедник

знакомство  с  историческим  и  архитектурным  наследием  музея  заповедника

Новочеркасский   Музей  донского  казачества  и  участвовали  в  интерактивной  игре  «Русское  поле»

знакомство  с   историей  донского  казачества.

Новочеркасский  драматический  театр  им.  Комиссаржевской.

-обзорная  экскурсия   о  создании  театра  и  знаменитых  личностях  г. Новочеркасска,

-просмотр  спектакля

знакомство  с    историей  создания  театра,  просмотр  спектакля

Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир»  в  хуторе     Пухляковском. 

знакомство  с  природой  и  историей  донского  края

Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир»  в хуторе     Пухляковском. 

-прохождение  «Тропы  истории – «Казачья потеха»

знакомство  с бытовым  укладом  жизни  донских  казаков

Танаис - археологический музей-заповедник:

-обзорная  автобусная   экскурсия   в  археологический музей-заповедник  «На  краю  Неотиды - Легенды  древнего  города». 

-экскурсия по залам музея-заповедника, 

-экскурсия  по  ландшафтному  музею  под  открытым  небом

знакомство  с  историей  древнего  города  Танаис,  археологическими  находками  и  ландшафтным   музеем  под  открытым  небом

Зоологический  музей   ДОНГАУ: 

-экскурсия:  «Обитатели  флоры  и  фауны  донского  края»;

-посещение дендрария  на  территории  Университета

знакомство  с  флорой  и  фауной  донского  края.

Зоологический  музей   ДОНГАУ: 

-экскурсия:  «Обитатели  флоры  и  фауны  донского  края»;

-посещение дендрария  на  территории  Университета

знакомство  с  флорой  и  фауной  донского  края.

Обзорная  экскурсия  по  городу  Новочеркасску  «Город  Донской  славы»

знакомство  с  памятными  местами  донской  столицы  города.

 

План проведения экскурсий

 в  рамках  летних досуговых групп    МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В.Горбатко на 2025 год

Мероприятие

Цель мероприятия

Экскурсия  в  конно - спортивную  школу. Фото-сессия

Знакомство  с  породами  лошадей  и  правилами  ухода  за  ними.

Экскурсия  в  МБУ  ДО  БЭЦ  интерактивная  игра  «Экологическая тропа»

Знакомство  с  миром  животных и  растений  Донского  края

Краеведческая  экскурсия  по  столице  донского  казачества  Новочеркасску

Знакомство  с  памятными  местами  города

Посещение  Новочеркасского   Музея  Донского  казачества.  Интерактивная  игра  «Русское  поле»

Знакомство  с   историей  Донского  казачества

Экскурсионная  программа  в  ландшафтный  парк  «ЛОГО»

Знакомство  с  природой  Донского  края

Посещение Ростовского зоопарка. Экскурсия «Путешествие  юного  натуралиста»

Знакомство  с  животным  миром  Ростовской  области, России   и  разных  стран

Экскурсия  в  МБУ  ДО  БЭЦ  интерактивная  игра  «Экологическая тропа»

Знакомство  с  миром  животных и  растений  Донского  края

Посещение   Космоцентр    «АСТРОН»

Знакомство  с  планетами  солнечной  системы  и  аппаратами  с  помощью  которых   изучают  космос

Посещение  Аксайского   военно-исторического  музейного   комплекса  боевой  славы

Знакомство  с  видами  военной  техники

Посещение  Зоологического  музея   ДОНГАУ: 

-экскурсия:  «Обитатели  флоры  и  фауны  Донского  края»;

-посещение дендрария  на  территории  Университета

Знакомство  с  флорой  и  фауной  Донского  края.

Посещение  Новочеркасского  драматического  театра  им.  В.Ф. Комиссаржевской.

-обзорная  экскурсия   о  создании  театра  и  знаменитых  личностях  г. Новочеркасска,

-просмотр  спектакля

Знакомство  с    историей  создания  театра,  просмотр  спектакля

Экскурсия  в  МБУ  ДО  БЭЦ  интерактивная  игра  «Экологическая  тропа»

Знакомство  с  миром  животных и  растений  Донского  края

Зоологический  музей   ДОНГАУ: 

-экскурсия:  «Обитатели  флоры  и  фауны  донского  края»;

-посещение дендрария  на  территории  Университета

знакомство  с  флорой  и  фауной  донского  края.

Старочеркасский  исторический  и  архитектурный   музей   заповедник

знакомство  с  историческим  и  архитектурным  наследием  музея  заповедника

Новочеркасский   Музей  донского  казачества  и  участвовали  в  интерактивной  игре  «Русское  поле»

знакомство  с   историей  донского  казачества.

Новочеркасский  драматический  театр  им.  Комиссаржевской.

-обзорная  экскурсия   о  создании  театра  и  знаменитых  личностях  г. Новочеркасска,

-просмотр  спектакля

 знакомство  с    историей  создания  театра,  просмотр  спектакля

Зоологический  музей   ДОНГАУ: 

-экскурсия:  «Обитатели  флоры  и  фауны  донского  края»;

-посещение дендрария  на  территории  Университета

знакомство  с  флорой  и  фауной  донского  края.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация