0+



 

Опубликовано: 23.11.2025 г.

Автор: Шаблыкина Ирина Викторовна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска» ОСП "Берёзка"

 

Цель: Формирование умения детей составлению описательного рассказа о зайце по схеме-алгоритму.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, относительные прилагательные, закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными, закрепить навыки словообразования увеличительной формы слова с помощью суффикса -ищ;

- способствовать развитию чувства ритма и темпа, координации речи с движением; выработке интонационной выразительности речи;

- совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

- развитие произвольного внимания, памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- формирование темпо-ритмической стороны речи;

 

Коррекционно-воспитательные:

- развитие межличностных отношений в детском коллективе, потребность в речевом общении.

- воспитание любви к живой природе;

Словарь и словообразование:

Предметный словарь: животные, звери, волк, лиса, белка, еж, заяц, барсук, медведь, лось, олень, рысь, енот, кабан, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, нора, лес.

Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, прыгать, грызть.

Словарь признаков: хищный, травоядный, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, серый.

Словарь наречий: быстро.

Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный.

Словообразование:

-прилагательных от существительных (голова-хвост):

Заяц-заячий (заячья), лиса-лисий (лисья), волк-волчий (волчья), олень-олений (оленья), барсук-барсучий (барсучья);

 

Материалы и оборудование: настольный звонок, магнитная доска и магниты, схема-алгоритм по составлению описательного рассказа, большая картинка зайца, для рассматривания частей тела, портрет писателя Льва Николаевича Толстого, слепленный заяц «хваста» на пеньке, палочки деревянные.

 Раздаточный материал: картинки «Голова-хвост» лесных животных, кружки красного и зелёного цвета, палочки деревянные по 2 штуки на каждого ребёнка.

 Предварительная работа: расширение знания детей о зайце: чтение интересных фактов, отгадывание загадок, рассматривание картинок животного и наблюдение за повадками во время просмотра видео, чтение сказки Л. Толстого «Заяц хваста», лепка зайца.

 

Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

Приветствие:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями

На ковре

Организационный момент:

Педагог даёт сигнал настольного звонка о начале занятия.

-Ребята, сейчас сядет тот. Кто лесного животного назовёт.

Педагог даёт установку на правильное положение за столом

Дети проходят к своим местам.

Поочерёдно дети называют лесных животных и присаживаются.

Дети поправляют осанку.

За осанкой следим во время всего занятия

Игровое упражнение:

«Чья голова, чей хвост?»

-Ребята, вы назвали лесных животных, знаете, как у них называется голова или хвост?

-Возьмите картинку на столе, рассмотрите и по очереди назовите, что вам попалось.

Дети берут картинку и называют:

«Это лисья голова-лисий хвост»

Картинки зайца отсутствуют

Проблемная ситуация.

-Ребята, подумайте, мы всех лесных животных назвали части тела? Может мы кого-то забыли назвать?

-Ребята, я сейчас вам загадаю загадку об этом животном, вы дослушиваете до конца, кто знает поднимает руку:

 

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

 

Педагог с детьми проговаривают: Заячья голова-заячий хвост.

-Ребята, давайте покажем и расскажем какие зайцы-молодцы и храбрецы.

Дети думают, если не могут вспомнить, педагог им помогает.

Картинки зайца обратной стороной закреплены на доске. После загадки картинки открываются.

Развитие мелкой моторики.

Упражнение на соблюдение силы голоса, ритма: «Вот так зайцы»

Вот так зайцы-молодцы, храбрецы и удальцы.

(Прыгать одновременно двумя палочками в воздухе перед собой вправо-влево)

На поляне

(Стукнуть палочкой о палочку)

прыг-скок.

 (Стукнуть одновременно двумя палочками по полу)

На опушке

 (Стукнуть палочкой о палочку)

прыг-скок.

(стучат одновременно палочками по полу)

На тропинке

(Стукнуть палочкой о палочку)

прыг-скок,

(Стукнуть одновременно двумя палочками по полу)

Убежали за лесок.

(Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу)

А за лесом: ба-ба-ба,

(Стучать шляпками палочек при горизонтальном положении палочек)

А за лесом : ва-ва-ва,

(Стучать основаниями палочек при вертикальном положении палочек)

А за лесом: да-да-да,

(Стучать палочками в положение буквы «Т»)

Ходит бабушка Яга.

(Стучать одновременно двумя палочками по полу)

Дети с педагогом выполняют движения по тексту, четко проговаривая слова.

Деревянные палочки разложены попарно на ковре

Основная часть:

Составление связного рассказа по схеме-алгоритму

-Ребята, зайцы молодцы и храбрецы, а что ещё интересного вы о них знаете?

-Давайте расскажем о зайце.

Педагог рассказывает рассказ по схеме:

-Кто это?

-Цвет.

-Части тела.

-Чем покрыто тело?

-Как подаёт голос?

-Хищное или травоядное животное, чем питается?

-Жилище.

-Что делает зимой?

-Ребята, кто расскажет о зайце?

Дети вспоминают и рассказывают интересные факты о зайцах

Первый ребёнок выходит по желанию, затем передаёт «волшебную указку» другому, на своё усмотрение

Следить за правильным положением у доски, чтобы всем ребятам было хорошо видно.

Выставляется картинка зайца в помощь рассказывающему.

2-3 ребёнка рассказывают о зайце.

Динамическая пауза координации речи с движением: «Белочка»

Физзарядкой ей не лень

Заниматься каждый день

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево

На сучок она присела

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом,

(встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом.

(покружиться на месте)

Влево-вправо целый день

прыгать белочке не лень

(руки на поясе, прыжки влево и право)

Дети выполняют движения

 

Упражнение: «Заяц-хваста»

Педагог выставляет фигурку зайца из пластилина, вспоминают с детьми из какого произведения этот герой, кто написал сказку.

Лев Николаевич Толстой «Заяц-хваста»

Уши-ушища,

глаза-глазища.

Итог занятия:

-Ребята, наше занятие подошло к концу, у вас на столе лежат кружки красного и зелёного цвета, подумайте, если у вас на занятии всё получалось поднимите кружок зелёного цвета, если были затруднения-кружок красного цвета.

-Вы все большие молодцы, спасибо всем!

Дети оценивают каждый себя.

Если есть красные кружки и есть время на выслушивание педагог это делает. Если нет времени, можно после занятия поинтересоваться у ребёнка о его затруднениях на занятии.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация