Опубликовано: 23.11.2025 г.
Автор: Шаблыкина Ирина Викторовна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска» ОСП "Берёзка"
Цель: Формирование умения детей составлению описательного рассказа о зайце по схеме-алгоритму.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, относительные прилагательные, закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными, закрепить навыки словообразования увеличительной формы слова с помощью суффикса -ищ;
- способствовать развитию чувства ритма и темпа, координации речи с движением; выработке интонационной выразительности речи;
- совершенствовать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- развитие произвольного внимания, памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование темпо-ритмической стороны речи;
Коррекционно-воспитательные:
- развитие межличностных отношений в детском коллективе, потребность в речевом общении.
- воспитание любви к живой природе;
Словарь и словообразование:
Предметный словарь: животные, звери, волк, лиса, белка, еж, заяц, барсук, медведь, лось, олень, рысь, енот, кабан, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, нора, лес.
Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, прыгать, грызть.
Словарь признаков: хищный, травоядный, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, серый.
Словарь наречий: быстро.
Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный.
Словообразование:
-прилагательных от существительных (голова-хвост):
Заяц-заячий (заячья), лиса-лисий (лисья), волк-волчий (волчья), олень-олений (оленья), барсук-барсучий (барсучья);
Материалы и оборудование: настольный звонок, магнитная доска и магниты, схема-алгоритм по составлению описательного рассказа, большая картинка зайца, для рассматривания частей тела, портрет писателя Льва Николаевича Толстого, слепленный заяц «хваста» на пеньке, палочки деревянные.
Раздаточный материал: картинки «Голова-хвост» лесных животных, кружки красного и зелёного цвета, палочки деревянные по 2 штуки на каждого ребёнка.
Предварительная работа: расширение знания детей о зайце: чтение интересных фактов, отгадывание загадок, рассматривание картинок животного и наблюдение за повадками во время просмотра видео, чтение сказки Л. Толстого «Заяц хваста», лепка зайца.
|
Структура занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Примечания |
|
|
Приветствие: |
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. |
Дети здороваются с гостями |
На ковре |
|
|
Организационный момент: |
Педагог даёт сигнал настольного звонка о начале занятия. -Ребята, сейчас сядет тот. Кто лесного животного назовёт. Педагог даёт установку на правильное положение за столом |
Дети проходят к своим местам. Поочерёдно дети называют лесных животных и присаживаются. Дети поправляют осанку. |
За осанкой следим во время всего занятия |
|
|
Игровое упражнение: «Чья голова, чей хвост?» |
-Ребята, вы назвали лесных животных, знаете, как у них называется голова или хвост? -Возьмите картинку на столе, рассмотрите и по очереди назовите, что вам попалось. |
Дети берут картинку и называют: «Это лисья голова-лисий хвост» |
Картинки зайца отсутствуют |
|
|
Проблемная ситуация. |
-Ребята, подумайте, мы всех лесных животных назвали части тела? Может мы кого-то забыли назвать? -Ребята, я сейчас вам загадаю загадку об этом животном, вы дослушиваете до конца, кто знает поднимает руку:
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверёк живёт в тревоге, От беды уносит ноги.
Педагог с детьми проговаривают: Заячья голова-заячий хвост. -Ребята, давайте покажем и расскажем какие зайцы-молодцы и храбрецы. |
Дети думают, если не могут вспомнить, педагог им помогает. |
Картинки зайца обратной стороной закреплены на доске. После загадки картинки открываются. |
|
|
Развитие мелкой моторики. Упражнение на соблюдение силы голоса, ритма: «Вот так зайцы» |
Вот так зайцы-молодцы, храбрецы и удальцы. (Прыгать одновременно двумя палочками в воздухе перед собой вправо-влево) На поляне (Стукнуть палочкой о палочку) прыг-скок. (Стукнуть одновременно двумя палочками по полу) На опушке (Стукнуть палочкой о палочку) прыг-скок. (стучат одновременно палочками по полу) На тропинке (Стукнуть палочкой о палочку) прыг-скок, (Стукнуть одновременно двумя палочками по полу) Убежали за лесок. (Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу) А за лесом: ба-ба-ба, (Стучать шляпками палочек при горизонтальном положении палочек) А за лесом : ва-ва-ва, (Стучать основаниями палочек при вертикальном положении палочек) А за лесом: да-да-да, (Стучать палочками в положение буквы «Т») Ходит бабушка Яга. (Стучать одновременно двумя палочками по полу) |
Дети с педагогом выполняют движения по тексту, четко проговаривая слова. |
Деревянные палочки разложены попарно на ковре |
|
|
Основная часть: Составление связного рассказа по схеме-алгоритму |
-Ребята, зайцы молодцы и храбрецы, а что ещё интересного вы о них знаете? -Давайте расскажем о зайце. Педагог рассказывает рассказ по схеме: -Кто это? -Цвет. -Части тела. -Чем покрыто тело? -Как подаёт голос? -Хищное или травоядное животное, чем питается? -Жилище. -Что делает зимой? -Ребята, кто расскажет о зайце? |
Дети вспоминают и рассказывают интересные факты о зайцах Первый ребёнок выходит по желанию, затем передаёт «волшебную указку» другому, на своё усмотрение |
Следить за правильным положением у доски, чтобы всем ребятам было хорошо видно. Выставляется картинка зайца в помощь рассказывающему. 2-3 ребёнка рассказывают о зайце. |
|
|
Динамическая пауза координации речи с движением: «Белочка» |
Физзарядкой ей не лень Заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз) С одной ветки, прыгнув влево На сучок она присела (руки на поясе, прыжок влево, присесть) Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо) Покружилась над дуплом. (покружиться на месте) Влево-вправо целый день прыгать белочке не лень (руки на поясе, прыжки влево и право) |
Дети выполняют движения |
|
|
|
Упражнение: «Заяц-хваста» |
Педагог выставляет фигурку зайца из пластилина, вспоминают с детьми из какого произведения этот герой, кто написал сказку. |
Лев Николаевич Толстой «Заяц-хваста» |
Уши-ушища, глаза-глазища. |
|
|
Итог занятия: |
-Ребята, наше занятие подошло к концу, у вас на столе лежат кружки красного и зелёного цвета, подумайте, если у вас на занятии всё получалось поднимите кружок зелёного цвета, если были затруднения-кружок красного цвета. -Вы все большие молодцы, спасибо всем! |
Дети оценивают каждый себя. |
Если есть красные кружки и есть время на выслушивание педагог это делает. Если нет времени, можно после занятия поинтересоваться у ребёнка о его затруднениях на занятии. |
|

