0+



 

Опубликовано: 23.11.2016г. 

Автор: Вагнер Оксана Викторовна

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с 35» г. Магнитогорск

Одной из проблем современного общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности: учёба, работа.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе, их последующей профориентации, освоения компьютерных технологий необходимы как определённые знания, так и умение последовательно и логически мыслить, умственно напрягаться, развитие самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат.

Поэтому для успешного решения этих задач актуальным становится использование инновационных методов воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. Одним из таких  методов является проблемно – поисковый, который позволяет сформировать культуру комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического, технологического образования, что является основной идеей концепции  образовательного проекта «ТЕМП» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области»

У детей с нарушением слуха отмечаются определённые  особенности в развитии психических процессов. Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников. Обнаруживается своеобразие и в развитии такого свойства внимания, как переключаемость. Отмечается тенденция к более "замедленному" вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также большая утомляемость ребенка с нарушением  слуха. В различных возрастных группах продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. Замедленность и трудности овладения речью сказываются на развитии всех форм мышления наглядного и понятийного.

Они более медленно, чем слышащие овладевают обобщенными способами предметных действий при решении различных практических задач; проявляют склонность к привычным, стереотипным способам решения без учета изменяющихся условий задачи, испытывают трудности перехода от предметно-действенных форм анализа и синтеза к мысленным и обратно, затрудняются в переносе усвоенного способа действия в новую ситуацию.

Дети с нарушением  слуха испытывают значительные трудности в овладении понятиями разной степени обобщенности, особенно относительными понятиями, в формировании системы понятий. Выделение общих признаков предметов и их объединение по смысловым связям, выделение существенных, особенно мало заметных, признаков и отделение их от второстепенных очень затрудняет глухих и слабослышащих детей в дошкольном возрасте. С трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей.

Обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями. Большие различия между глухими и слышащими детьми возникают при выполнении заданий, где требуется сделать умозаключение о причине, следствии. Формирование мыслительных операций у детей с нарушением слуха процесс более длительный и своеобразный, чем у слышащих. Они испытывают большие трудности в анализе и синтезе.

Использование проблемно – поисковых метода в работе с дошкольниками с нарушением слуха способствуют решению следующих задач в развитии детей:

  • развитие воображения, творческого мышления, познавательных умений и способностей;
  • формирование символической функции сознания;
  • развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  • развитие  коммуникативных навыков;
  • накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных предметов, объектах живой и неживой природы;
  • развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, усидчивости, терпения.

Среди множества приёмов проблемно – поискового метода для своей работы мы выбрали следующие: проблемная ситуация, ребусы, логические цепочки.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

При разработке проблемных образовательных ситуаций  для детей  с нарушением слуха необходимо учитывать определенные требования:

  1. Учёт   индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  2. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной, с учётом словаря, желательно проиллюстрированной.
  3. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность обучающихся.
  4. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
  5. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
  6. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Все  проблемные ситуации разделены нами  по темам, изучаемым в течение года с детьми старшего дошкольного возраста. Вот некоторые примеры проблемных ситуаций:

В дождливую погоду надо прийти в детский сад. Какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Овощи. Фрукты»

Бабушка хочет приготовить на обед борщ. Какие овощи нужно купить для приготовления этого супа?

Следующие проблемно – поисковые приёмы, используемые нами в  работе с детьми с нарушением слуха – это ребусы и логические цепочки.

Ре́бусзагадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.  Ребус сразу не прочтешь, его нужно расшифровать.

Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, внимание и память, закреплять оптико – пространственные представления, уточнять знания об окружающем мире,  усваивать нормы правописания.

Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти, речевой активности, умение устанавливать причинно – следственные связи и умение логически мыслить.

Организация образовательной деятельности с использованием проблемно – поискового метода даёт хорошую динамику в развитии мышления детей с нарушением слуха, помогает им самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Онлайн оплата на сайте (ROBOKASSA) Возможные варианты оплаты:

Электронный кошелек (Webmoney, QIWI кошелек)
Операторы сотовой связи (МТС, ТЕLE 2, Билайн)
Банковские карты (VISA, MasterCard, Халва)
Электронный кошелек (QIWI, Webmoney, Единый кошелек)
Через интернет-банк (Альфа-Клик, Промсвязьбанк)
Другие способы оплаты (Samsung Pay)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация