Опубликовано: 23.11.2016г.
Автор: Вагнер Оксана Викторовна
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с 35» г. Магнитогорск
Одной из проблем современного общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности: учёба, работа.
Для успешной подготовки детей к обучению в школе, их последующей профориентации, освоения компьютерных технологий необходимы как определённые знания, так и умение последовательно и логически мыслить, умственно напрягаться, развитие самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат.
Поэтому для успешного решения этих задач актуальным становится использование инновационных методов воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. Одним из таких методов является проблемно – поисковый, который позволяет сформировать культуру комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического, технологического образования, что является основной идеей концепции образовательного проекта «ТЕМП» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области»
У детей с нарушением слуха отмечаются определённые особенности в развитии психических процессов. Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников. Обнаруживается своеобразие и в развитии такого свойства внимания, как переключаемость. Отмечается тенденция к более "замедленному" вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также большая утомляемость ребенка с нарушением слуха. В различных возрастных группах продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. Замедленность и трудности овладения речью сказываются на развитии всех форм мышления наглядного и понятийного.
Они более медленно, чем слышащие овладевают обобщенными способами предметных действий при решении различных практических задач; проявляют склонность к привычным, стереотипным способам решения без учета изменяющихся условий задачи, испытывают трудности перехода от предметно-действенных форм анализа и синтеза к мысленным и обратно, затрудняются в переносе усвоенного способа действия в новую ситуацию.
Дети с нарушением слуха испытывают значительные трудности в овладении понятиями разной степени обобщенности, особенно относительными понятиями, в формировании системы понятий. Выделение общих признаков предметов и их объединение по смысловым связям, выделение существенных, особенно мало заметных, признаков и отделение их от второстепенных очень затрудняет глухих и слабослышащих детей в дошкольном возрасте. С трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей.
Обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями. Большие различия между глухими и слышащими детьми возникают при выполнении заданий, где требуется сделать умозаключение о причине, следствии. Формирование мыслительных операций у детей с нарушением слуха процесс более длительный и своеобразный, чем у слышащих. Они испытывают большие трудности в анализе и синтезе.
Использование проблемно – поисковых метода в работе с дошкольниками с нарушением слуха способствуют решению следующих задач в развитии детей:
- развитие воображения, творческого мышления, познавательных умений и способностей;
- формирование символической функции сознания;
- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- развитие коммуникативных навыков;
- накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных предметов, объектах живой и неживой природы;
- развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, усидчивости, терпения.
Среди множества приёмов проблемно – поискового метода для своей работы мы выбрали следующие: проблемная ситуация, ребусы, логические цепочки.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
При разработке проблемных образовательных ситуаций для детей с нарушением слуха необходимо учитывать определенные требования:
- Учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
- Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной, с учётом словаря, желательно проиллюстрированной.
- Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность обучающихся.
- Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
- Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
- Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Все проблемные ситуации разделены нами по темам, изучаемым в течение года с детьми старшего дошкольного возраста. Вот некоторые примеры проблемных ситуаций:
В дождливую погоду надо прийти в детский сад. Какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Тема: «Овощи. Фрукты»
Бабушка хочет приготовить на обед борщ. Какие овощи нужно купить для приготовления этого супа?
Следующие проблемно – поисковые приёмы, используемые нами в работе с детьми с нарушением слуха – это ребусы и логические цепочки.
Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Ребус сразу не прочтешь, его нужно расшифровать.
Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, внимание и память, закреплять оптико – пространственные представления, уточнять знания об окружающем мире, усваивать нормы правописания.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти, речевой активности, умение устанавливать причинно – следственные связи и умение логически мыслить.
Организация образовательной деятельности с использованием проблемно – поискового метода даёт хорошую динамику в развитии мышления детей с нарушением слуха, помогает им самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.