Опубликовано: 23.11.2016г.
Автор: Головешкина Мария Сергеевна
Воспитатель МАДОУ №473 г.Екатеринбург
Пояснительная записка
Современное общество требует от человека применения широкого сектора способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно-эстетического воспитания и творческой деятельности.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одаренных детей и всех детей. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражения в сознании детей окружающей и социальной деятельности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Дети с малых лет тянутся к ярким краска и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд. Родители получают большой стресс от этого, однако, навыки рисования должны быть освоены, так как в школе много требований именно по этим навыкам. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели в 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигли в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложения, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Все дети любят рисовать, творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научиться. Необходимо развить в ребенке чувство красоты, именно от взрослых зависит какой богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Существует много видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощение многообразия окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нестандартные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятия время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения и навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчество каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, пуговицы и так далее. Вышли гулять: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и так далее. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способом рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию ручной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.
Используемые развивающие технологии:
- личностно-ориентированные;
- коммуникативные;
- игровые;
- педагогические.
Принципы: от простого к сложному, наглядность, индивидуальность.
Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций; обращать внимание на выразительные средства при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать творческие способности;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенности – развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущей идеей является – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Так как дети 2-4 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то занятия лучше начинать с знакомства простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы позволяют:
- развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и как следствие, познавательных способностей.
Краткая характеристика: Данная работа подготовлена для работы с детьми дошкольного возраста. Проводиться в младшем возрасте 1 раз в неделю 10-15 минут. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
В процессе деятельности формируется:
- отношение ребенка к самому себе: развивается и укрепляется уверенность в себе, активность, инициативность;
- отношение ребенка к сверстникам: воспитывается доброжелательность, уважение к правам других;
- отношение ребенка к взрослому: развивается заинтересованность во взрослом, как в партнере по деятельности.
Учебно-тематический план (2-3 года)
| Месяц | Наименование тем и разделов | Количество часов | |||
| Теория | Практика | Всего | |||
| Октябрь | 1. | Знакомство детей новой техникой рисования | 1 | 
 | 1 | 
| 2. | Рисуем кубики | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Веселые мячи | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Воздушные шары | 
 | 1 | 1 | |
| Ноябрь | 1. | Разноцветный дождик | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Тарелочка для куклы | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Зернышки для цыплят | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | А у ежика иголки | 
 | 1 | 1 | |
| Декабрь | 1. | Звездное небо | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Закрасим елочку | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Клубок ниток | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Оденем зайчику шубку | 
 | 1 | 1 | |
| Январь | 1. | Падающий снег | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Мышонок в норке | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Мордочка львенка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Зимний лес | 
 | 1 | 1 | |
| Февраль | 1. | Окошки в теремке | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Мордочка медвежонка | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Яичко для курочки Рябы | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Радужное солнышко | 
 | 1 | 1 | |
| Март | 1. | Весенняя капель | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Цветочек для мамы | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Золотая рыбка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Башня | 
 | 1 | 1 | |
| Апрель | 1. | Гусеница | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Утенок | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Вагончики для поезда | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Весеннее дерево | 
 | 1 | 1 | |
| Май | 1. | Петушок, золотой гребешок | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Праздничный салют | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Осьминог | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Бабочки | 
 | 1 | 1 | |
| Всего | 1 | 31 | 32 | ||
Содержание изучающего курса
| Месяц | Тема занятия | Содержание | Оборудование, материал | |
| Октябрь | 1. | Знакомство детей новой техникой рисования | Познакомить с новым материалом для рисования – штампами; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; обращать внимание на следы, оставляемые штампом на бумаге; учить видеть сходство оттисков с предметами; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Штампы из разного материала с разными узорами, листки белой бумаги, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Рисуем кубики | Познакомить с методом рисования штампами с помощью деревянных фигур (кубиков); уточнять знание цветов и формы; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Листки бумаги на каждого ребенка, гуашь, деревянные кубики, влажные салфетки. | |
| 3. | Веселые мячи | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – штампы округлой формы из моркови; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листки бумаги на каждого ребенка, гуашь, штампы из моркови, влажные салфетки. | |
| 4. | Воздушные шары | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – поролоном; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Листки бумаги на каждого ребенка с прорисованной ниточкой для шариков, гуашь, штамп - поролон округлой формы, влажные салфетки. | |
| Ноябрь | 1. | Разноцветный дождик | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью пальчиков руки; учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листки бумаги на каждого ребенка с нарисованной тучкой, гуашь синего цвета, влажные салфетки. | 
| 2. | Тарелочка для куклы | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – штампы различной фактуры; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать чувство композиции и цвета; приобщать к декоративной деятельности. | Тарелочки из бумаги на каждого ребенка, гуашь, поролон разной формы, влажные салфетки. | |
| 3. | Зернышки для цыплят | Познакомить детей рисовать с помощью ватных палочек; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листки бумаги на каждого ребенка с нарисованным цыпленком, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. | |
| 4. | А у ежика иголки | Продолжать учить детей рисовать с помощью ладошек; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт ежика на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь, влажные салфетки. | |
| Декабрь | 1. | Звездное небо | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью ватных палочек; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листок бумаги на каждого ребенка темного цвета, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. | 
| 2. | Закрасим елочку | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – поролоном; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт елочки на листке бумаги для каждого ребенка, гуашь зеленого цвета, поролон, влажные салфетки. | |
| 3. | Клубок ниток | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью клубков; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листки бумаги на каждого ребенка, гуашь, клубки ниток, влажные салфетки. | |
| 4. | Оденем зайчику шубку | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – поролоном различной формы; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт зайчика на темном фоне для каждого ребенка, гуашь, поролон, влажные салфетки. | |
| Январь | 1. | Падающий снег | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью ватных палочек; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листки бумаги на каждого ребенка темного цвета, гуашь белого цвета, ватные палочки, влажные салфетки. | 
| 2. | Мышонок в норке | Продолжать знакомить детей рисовать штампами; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт мышонка на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь серого цвета, поролон, влажные салфетки. | |
| 3. | Мордочка львенка | Продолжать знакомить детей рисовать ладошками; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Мордочка львенка на каждого ребенка на листке бумаги, гуашь желтого и коричневого цвета, влажные салфетки. | |
| 4. | Зимний лес | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью штампов; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Лист бумаги для каждого ребенка с изображенными стволами деревьев, гуашь белого цвета, поролон, влажные салфетки. | |
| Февраль | 1. | Окошки в теремке | Познакомить с методом рисования штампами с помощью деревянных фигур (кубиков); уточнять знание цветов и формы; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Домики из цветной бумаги, деревянные кубики, гуашь светлых тонов, влажные салфетки. | 
| 2. | Мордочка медвежонка | Продолжать знакомить детей рисовать ладошками рук; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Мордочка медвежонка на каждого ребенка на листке бумаги, гуашь коричневого цвета, влажные салфетки. | |
| 3. | Яичко для курочки Рябы | Продолжать учить детей рисовать детей с помощью штампов округлой формы; уточнять знание цветов и формы; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Лист бумаги на каждого ребенка, штампы округлой и овальной формы, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Радужное солнышко | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью ладошек рук; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Лист бумаги на каждого ребенка с силуэтом солнышка, гуашь желтого цвета, влажные салфетки. | |
| Март | 1. | Весенняя капель | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью ватных палочек или пальчиками рук; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Лист бумаги на каждого ребенка с нарисованными сосульками, ватные палочки, гуашь синего цвета, влажные салфетки. | 
| 2. | Цветочек для мамы | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – штампы различной фактуры; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Листки бумаги на каждого ребенка с нарисованными стебельками и листочками, поролон, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Золотая рыбка | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью поролона и ватных палочек; учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Силуэт рыбки на листке бумаги на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Башня | Продолжать знакомить с новым материалом рисования – штампы различной фактуры; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Лист бумаги на каждого ребенка, штампы различной формы и фактуры, гуашь, влажные салфетки. | |
| Апрель | 1. | Гусеница | Учить ориентироваться на листе бумаги; продолжать учить рисовать с помощью штампов; учить располагать отпечатки рядом друг с другом и радоваться своими рисунками и рисунками товарищей. | Лист бумаги на каждого ребенка с нарисованной травой, штампы округлой формы, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Утенок | Продолжать учить детей закрашивать рисунок с помощью поролона; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь, не выходить за контур рисунка; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт утенка на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь желтого цвета, поролон, влажные салфетки. | |
| 3. | Вагончики для поезда | Закреплять умение рисовать штампами, располагать отпечатки друг за другом, ориентироваться на листе бумаги; закреплять знание цветов и формы; продолжать формировать интерес и положительное отношение к рисованию; формировать аккуратность при работе с красками. | Листок бумаги на каждого ребенка с нарисованными колесами-кругами, деревянные кубики, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Весеннее дерево | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампов различной фактуры; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь, ориентироваться на листке бумаги; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Листок бумаги на каждого ребенка с нарисованным стволом дерева, поролон, гуашь желтого и красного цветов, влажные салфетки. | |
| Май | 1. | Петушок, золотой гребешок | Продолжать учить детей закрашивать рисунок с помощью поролона; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь, не выходить за контур рисунка; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт петушка на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь, поролон, влажные салфетки. | 
| 2. | Праздничный салют | Продолжать знакомить детей рисовать с помощью ватных палочек; продолжать учить правильно и аккуратно использовать гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительные эмоции при рисовании. | Листок бумаги на каждого ребенка с нарисованными полосками для салюта, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Осьминог | Продолжать учить детей закрашивать рисунок с помощью поролона; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь, не выходить за контур рисунка; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Силуэт осьминога на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь синего цвета, поролон, влажные салфетки. | |
| 4. | Бабочки | Продолжать учить детей закрашивать с помощью штампов, не выходя за контур; продолжать учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам своей деятельности. | Силуэт бабочки на листке бумаги на каждого ребенка, гуашь, поролон, влажные салфетки. | |
Учебно-тематический план (3-4 года)
| Месяц 
 | Наименование тем и разделов | Количество часов | |||
| Теория | Практика | Всего | |||
| Октябрь | 1. | Вводное занятие | 1 | 
 | 1 | 
| 2. | Ваза с овощами | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Веселые птички | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Осенний листок | 
 | 1 | 1 | |
| Ноябрь | 1. | Осеннее дерево | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Карандаши | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Ежик | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Цыпленок | 
 | 1 | 1 | |
| Декабрь | 1. | Белка | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Медвежонок | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Елка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Ветка рябины | 
 | 1 | 1 | |
| Январь | 1. | Овечка | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Крокодил | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Матрешка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Кружка | 
 | 1 | 1 | |
| Февраль | 1. | Кошка | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Собака | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Лиса | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Слон | 
 | 1 | 1 | |
| Март | 1. | Цветы для мам | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Мышка | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Рыбка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Птицы | 
 | 1 | 1 | |
| Апрель | 1. | Одуванчики | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Петушок | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Курочка | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Жираф | 
 | 1 | 1 | |
| Май | 1. | Улитка | 
 | 1 | 1 | 
| 2. | Бабочка | 
 | 1 | 1 | |
| 3. | Стрекоза | 
 | 1 | 1 | |
| 4. | Пчелка | 
 | 1 | 1 | |
| Всего | 1 | 31 | 32 | ||
Содержание изучающего курса
| Месяц | Тема занятия | Содержание | Оборудование, материал | |
| Октябрь | 1. | Вводное занятие | Продолжать знакомить с новыми материалами для рисования – штампами; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; обращать внимание на следы, оставляемые штампом на бумаге; учить видеть сходство оттисков с предметами; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызвать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности. | Штампы из разного материала с разными узорами, листки белой бумаги, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Ваза с овощами | Познакомить детей с техникой печатания способом штампования; учить составлять узор с помощью штампов, различных по форме и с использованием различных цветов палитры; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности изображению нетрадиционными способами; побуждать детей к экспериментированию и анализу в изобразительной деятельности. | Лист бумаги с нарисованной вазой на каждого ребенка, штампы – морковь, лук, картошка, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Веселые птички | Продолжать учить детей рисовать с помощью поролона; учить дорисовывать отпечаток до готового изображения с помощью кисточки; развивать интерес к рисованию; вызвать положительные эмоции; учить доводить начатое до конца; получать удовольствие от своей работы и товарищей. | Лист бумаги для каждого ребенка, поролон круглой формы, гуашь, влажные салфетки, кисточка, баночка с водой. | |
| 4. | Осенний листок | Познакомить детей с новым материалом для рисования – сушенными листьями; учить правильно и аккуратно использовать их, наносить краску на листья; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги для каждого ребенка, сухие листья, гуашь, влажные салфетки, кисточка, баночка с водой. | |
| Ноябрь | 1. | Осеннее дерево | Продолжать знакомить детей штампованию с помощью сухих листьев; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; подрисовывать к получившемуся отпечатку детали; учить доводить начатое до конца; получать удовольствие от своей работы и товарищей. | Лист бумаги для каждого ребенка, сухие листья, гуашь, влажные салфетки, кисточка, баночка с водой. | 
| 2. | Карандаши | Продолжать учить закрашивать рисунок с помощью ватных палочек, не выходя за контур; учить правильно и аккуратно использовать их; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с изображение силуэтов карандашей для каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Ежик | Познакомить детей с новым материалом для рисования – пластмассовые вилки; учить правильно и аккуратно использовать их; делать отпечатки слегка прижима к бумаге; учить доводить начатое до конца; получать удовольствие от своей работы и товарищей. | Силуэт ежика на листке бумаги на каждого ребенка, пластмассовые вилки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Цыпленок | Продолжать учить детей рисовать с помощью поролона; учить дорисовывать отпечаток до готового изображения с помощью кисточки; развивать интерес к рисованию; вызвать положительные эмоции; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги на каждого ребенка, поролон округлой формы, желтая гуашь, влажные салфетки. | |
| Декабрь | 1. | Белка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и пластмассовые вилки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; получать удовольствие от своей работы и товарищей. | Силуэт белки на листке бумаги на каждого ребенка, поролон, пластмассовые вилки, гуашь оранжевого и белого цвет, влажные салфетки. | 
| 2. | Медвежонок | Продолжать учить закрашивать рисунок с помощью ватных палочек, не выходя за контур; учить правильно и аккуратно использовать их; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с силуэтом медвежонка на темном фоне на каждого ребенка, поролон, белая гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Елка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и ватные палочки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; получать удовольствие от своей работы и товарищей. | Лист бумаги с силуэтом елки на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Ветка рябины | Продолжать учить рисовать детей нетрадиционной техникой - штампованием; учить правильно и аккуратно использовать ватные палочки точно по ограниченному пространству; вызвать у детей желание помогать нуждающимся, оказывать помощь; побуждать к экспериментированию и анализу в изобразительной деятельности. | Лист бумаги с изображенной веткой рябины на каждого ребенка, ватные палочки, красная гуашь, влажные салфетки. | |
| Январь | 1. | Овечка | Продолжать учить детей рисовать способом штампования; учить аккуратно использовать материал в работе; учить делиться своими впечатлениями после завершенной работы; учить работать в ограниченном пространстве, не выходя за контур; получать удовольствие от своей работы и работы товарищей. | Силуэт овечки на листке бумаги темного фона на каждого ребенка, поролон, белая гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Крокодил | Продолжать учить детей рисовать способом штампования в ограниченном пространстве, не выходя за контур; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами; учить доводить начатое дело до конца. | Лист бумаги с нарисованным крокодилом на каждого ребенка, поролон, зеленая гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Матрешка | Продолжать учить закрашивать рисунок способом штампования; учить не выходить за контур, работать в ограниченном пространстве; развивать интерес к рисованию нетрадиционным способом; получать удовольствие от проделанной работы. | Вырезанная из бумаги матрешка на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Кружка | Учить детей работать в ограниченном пространстве, закрашивать изделие способом штампования; учить доводить начатое дело до конца, делить своими впечатлениями от проделанной работы. | Вырезанная из бумаги силуэт кружки на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| Февраль | 1. | Кошка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и пластмассовые вилки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованной кошкой на каждого ребенка, поролон, пластмассовые вилки, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Собака | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и пластмассовые вилки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованной собакой на каждого ребенка, поролон, пластмассовые вилки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Лиса | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и пластмассовые вилки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованной лисой на каждого ребенка, поролон, пластмассовые вилки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Слон | Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами – штампование; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь; учить доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от проделанной работы, делить своими впечатлениями, радоваться своими достижениями. | Лист бумаги с нарисованным слоном на каждого ребенка, поролон, гуашь, влажные салфетки. | |
| Март | 1. | Цветы для мам | Продолжать учить детей рисовать с помощью различных штамповок - вырезанных элементов из растительного орнамента; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги на каждого ребенка, штамповки различной фактуры и формы, ватные палочки, пластмассовые вилки, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Мышка | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампования; учить правильно и аккуратно использовать гуашь; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Силуэт мышки на листке бумаги на каждого ребенка, поролон, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Рыбка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования – поролон и ватные палочки; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Силуэт рыбки на листке бумаги на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Птицы | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; развивать интерес к рисованию нетрадиционным способом; получать удовольствие от проделанной работы. | Лист бумаги с нарисованным контуром птицы на каждого ребенка, поролон, сухая трава и листья, гуашь, влажные салфетки. | |
| Апрель | 1. | Одуванчики | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампования; учить правильно и аккуратно использовать гуашь; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Петушок | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром петуха на каждого ребенка, поролон, сухая трава и листья, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Курочка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром курицы на каждого ребенка, поролон, сухая трава и листья, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Жираф | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром жирафа на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| Май | 1. | Улитка | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампования; учить правильно и аккуратно использовать гуашь; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги на каждого ребенка, поролон, гуашь, влажные салфетки. | 
| 2. | Бабочка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром бабочки на каждого ребенка, поролон, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки. | |
| 3. | Стрекоза | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром стрекозы на каждого ребенка, поролон, сухие листья, гуашь, влажные салфетки. | |
| 4. | Пчелка | Продолжать учить детей совмещать в работе несколько способов штампования; учить правильно и аккуратно использовать их; учить доводить начатое до конца; развивать интерес к изобразительной деятельности в частности к изображению нетрадиционными способами. | Лист бумаги с нарисованным контуром пчелы на каждого ребенка, поролон, сухие листья, гуашь, влажные салфетки. | |

