Опубликовано: 04.12.2016 г.
Автор: Головина Галина Васильевна
воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Теремок»,
г.Щёлково Московской области
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру, как отражение действительности окружающего мира. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру, как средство ознакомления и уточнения знаний, как средство ознакомления с социальным миром.
Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогают игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявленных к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность.
Дидактическую игру можно условно разделить на несколько стадий; для каждой характерны определенные стадии детской активности. Действия в дидактической игре могут быть различными, как в практическом, так и в умственном плане. Игра органически впитывается во все разделы воспитательно – образовательной работы с детьми. При использовании дидактических игр развивается социальная активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка- умственной, двигательной, трудовой, нравственной, коммуникативной.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседы, загадки, считалочки и другие. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, соперничество и т.д.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, соблюдать правила и ход игры. В этот период закладываются основы таких важных жизненных качеств, как настойчивость, целеустремленность, честность, умение преодолевать горечь неудачи, умение радоваться успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнять действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, надо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в пространстве.
Ребенок, усвоивший игру, становится ее организатором и активным участником. С таким ребенком дети активно вступают в игру.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии мы заинтересовываем детей игрой, создаем радостное ожидание новой интересной игры, вызываем желание играть. На второй – мы выступаем не только как наблюдатели, но как равноправные партнёры, умеющие вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль воспитателя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач. При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению задач, умеют оценивать свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, развивать их дальше.
Используются следующие известные виды дидактических игр.
Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Через игры отражают реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все происходит в игре, становится близким ребенку, радует его. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В основе игр – поручений лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основана на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине» и т.д.
Игры-предположения: «Что было бы если…», «Что бы я сделал…». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание такой игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались народом и отражают его мудрость. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается педагогическая направленность и популярность загадок, как развлечения.
В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем, друг с другом. Это общение имеет особых характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными особенностями его является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры. Познавательное содержание игры не лежит на поверхности: его нужно найти, сделать открытие, и в результате узнать что-то. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать воспитателя, детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку дидактической игры входят:
- Отбор игры в соответствии с задачами воспитателя: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
- Выбор места игры, определение удобного времени, определение количества играющих;
- Подготовка необходимого дидактического материала;
- Подготовка к игре воспитателя (он должен изучить и осмыслит весь ход игры, методы руководства и свое место в игре), детей (обогащение их знаниями, необходимыми для игры).
Проведение дидактических игр включает:
- Ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован;
- Объяснение хода, правил игры;
- Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять игровые действия;
- Определение роли воспитателя в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или арбитра.
Подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре результата. Можно судить о эффективности игры, будет ли она использоваться в самостоятельной деятельности ребенка. Анализ эффективности игры направлен на ее выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленных целей, что не сработало и почему.
Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определена дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, как их надо правильно выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
Значение дидактической игры в воспитании ребенка.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследуют взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга, обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, и может быть использована при усвоении любого программного материала, проводится на групповых и индивидуальных занятиях, на прогулке. Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс более эмоциональным, действенным, позволит получить ребенку собственный опыт.