0+



 

Опубликовано: 04.12.2016 г.

Автор: Головина Галина Васильевна

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Теремок»,

г.Щёлково Московской области

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру, как отражение действительности окружающего мира. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру, как средство ознакомления и уточнения знаний, как средство ознакомления с социальным миром.

Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогают игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявленных к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность.

Дидактическую игру можно условно разделить на несколько стадий; для каждой характерны определенные стадии детской активности. Действия в дидактической игре могут быть различными, как в практическом, так и в умственном плане. Игра органически впитывается во все разделы воспитательно – образовательной работы с детьми. При использовании дидактических игр развивается социальная активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка- умственной, двигательной, трудовой, нравственной, коммуникативной.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседы, загадки, считалочки и другие. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, соперничество и т.д.

 На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, соблюдать правила и ход игры. В этот период закладываются основы таких важных жизненных качеств, как настойчивость, целеустремленность, честность, умение преодолевать горечь неудачи, умение радоваться успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнять действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, надо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в пространстве.

Ребенок, усвоивший игру, становится ее организатором и активным участником. С таким ребенком дети активно вступают в игру. 

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии мы заинтересовываем детей игрой, создаем радостное ожидание новой интересной игры, вызываем желание играть. На второй – мы выступаем не только как наблюдатели, но как равноправные партнёры, умеющие вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль воспитателя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач. При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению задач, умеют оценивать свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, развивать их дальше.

Используются следующие известные виды дидактических игр.

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Через игры отражают реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все происходит в игре, становится близким ребенку, радует его. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

В основе игр – поручений лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основана на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине» и т.д.

Игры-предположения: «Что было бы если…», «Что бы я сделал…».  Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание такой игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались народом и отражают его мудрость. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается педагогическая направленность и популярность загадок, как развлечения.

В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем, друг с другом. Это общение имеет особых характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными особенностями его является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры. Познавательное содержание игры не лежит на поверхности: его нужно найти, сделать открытие, и в результате узнать что-то. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать воспитателя, детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку дидактической игры входят:

  1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитателя: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
  2. Выбор места игры, определение удобного времени, определение количества играющих;
  3. Подготовка необходимого дидактического материала;
  4. Подготовка к игре воспитателя (он должен изучить и осмыслит весь ход игры, методы руководства и свое место в игре), детей (обогащение их знаниями, необходимыми для игры).

Проведение дидактических игр включает:

  •  Ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован;
  •  Объяснение хода, правил игры;
  • Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять игровые действия;
  • Определение роли воспитателя в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре результата. Можно судить о эффективности игры, будет ли она использоваться в самостоятельной деятельности ребенка. Анализ эффективности игры направлен на ее выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленных целей, что не сработало и почему.

Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определена дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, как их надо правильно выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

Значение дидактической игры в воспитании ребенка.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследуют взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга, обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, и может быть использована при усвоении любого программного материала, проводится на групповых и индивидуальных занятиях, на прогулке. Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс более эмоциональным, действенным, позволит получить ребенку собственный опыт.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Онлайн оплата на сайте (ROBOKASSA) Возможные варианты оплаты:

Электронный кошелек (Webmoney, QIWI кошелек)
Операторы сотовой связи (МТС, ТЕLE 2, Билайн)
Банковские карты (VISA, MasterCard, Халва)
Электронный кошелек (QIWI, Webmoney, Единый кошелек)
Через интернет-банк (Альфа-Клик, Промсвязьбанк)
Другие способы оплаты (Samsung Pay)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация