Опубликовано: 29.01.2017 г.
Автор: Зиновкина Татьяна Николаевна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 7 «Семицветик», г.о. Пущино, Московская область
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Пернатые – наши друзья». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект познавательного занятия по формированию целостной картины мира.
Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Речевое общение», «Социализация», «Здоровье».
Цели:
• расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• развивать зрительное восприятие, координацию движений;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
• развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.
Задачи:
- Образовательные:
- Формирование представлений о птицах, о сезонных явлениях природы.
- Формировать активный и пассивный словарь детей.
- Учить детей различать понятие «много», «один».
- Развивающие задачи: развивать мелкую моторику.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание заниматься, трудиться в детском саду.
- Воспитывать доброжелательное отношения к птицам.
- Воспитывать добрые взаимоотношения друг к другу.
Материалы к занятию:аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением вороны, снегиря, синички, воробья; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; два обруча.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами во время прогулок;
• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы».
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к пернатым. Знаете, кого называют этим словом?
Дети: да. Это птицы.
Воспитатель - Правильно – это птицы.
- Основная часть. Рассматривание изображение птиц.
Воспитатель: (выставляет изображение птиц, прикрепляя кормушку).
Посмотрите каких птиц мы свами видим. (воспитатель показывает картинки и называет птиц). Это ворона. Она большая, черная птица и кричит «Кар-Кар». (ворона)
Воспитатель: какая ворона? (большая, черная)
Воспитатель: как она кричит? («Кар-Кар»)
Воспитатель: а это снегирь. У его красная грудка. Какая красивая птичка!
Воспитатель: как зовут эту птичку? (снегирь)
Воспитатель: какая грудка у снегиря? (красная)
Воспитатель: кто к нам прилетел? (птицы)
Воспитатель: сколько прилетело птиц? (много)
Дети встают и подходят к столу, где стоит кормушка и лежит пшено для птиц.
Воспитатель - ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой).
Воспитатель - ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке, чирк – чирик, по двору шныряет, чирк-чирик, крошки собирает (воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
Воспитатель - посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с пшеном, рябиной, хлебными крошками, семечками.
Воспитатель - я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм. (да. (ребята насыпают в кормушку пшено)).
Воспитатель: синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Воспитатель - ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). Мы с вами покормим птичек. Давайте мы вместе насыпим в кормушку пшено.
Физкультурная минутка:
Пальчиковая игра «Птицы у кормушки».
Мы кормушку смастерили,
Удары кулачками друг о друга сверху
Мы столовую открыли…
Раскрыть ладошки.
В гости в первый день недели
Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.
Было общее веселье.
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимующие).
Воспитатель - ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель - зачем птицам клюв? (есть, пить)
Воспитатель - ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель - правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые птички.
Игра: «Птички в гнездышках»
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребенок-«птичка».
Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку. Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.
Итог занятия.
Воспитатель - дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Рефлексивный компонент.
Воспитатель: кто прилетал к нам в гости? (птицы)
Воспитатель: какие птицы к нам прилетали? (ворона, снегирь, воробей, синичка)
Воспитатель: как птицы разговаривают между собой? («Кар-Кар», чик-чирик).
Воспитатель: сколько прилетело птиц? (много)
Воспитатель: а кормушек сколько? (одна)
Воспитатель: мы свами очень хорошо потрудились, а теперь нам надо набраться сил и отдохнуть.
Релаксация: проходим на ковер и ложимся (включить музыку с голосами птиц)