0+



 

Опубликовано: 16.02.2017 г.

Автор: Брага Евгения Владимировна, воспитатель

г. Новосибирск, МАДОУ детский сад № 102

 1. Пояснительная записка

Люди, научившиеся

наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (китайская пословица)

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной общеобразовательной программой ДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);

- Устав ДОУ.

Рабочая программа по развитию  познавательной активности детей 5-7 лет через экспериментальную деятельность является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере необходимости. 

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды  знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. 

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  

 К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности  ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного  материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

   Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—действенное и наглядно—образное  мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Новшество. 

 На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив  методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что  опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты  наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога). 

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

На этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей  работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности". 

Цель работы:  развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи обучения:

  1. Развивать  представления о свойствах веществ;
  2. Научить  пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
  3. Развивать  способности  воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
  4. Познакомить с правилами техники безопасности при проведении  экспериментов;
  5. Формировать  навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  6. Развивать  коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный  самоконтроль своих действий.
  7. Учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать,обобщать, сравнивать. Учить  делать выводы.
  8. Расширять словарный запас.
  9. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  10.  Развивать  умения слушать, слышать воспитателя, сверстника.
  11.  Развивать умения работать в группе,  в коллективе.
  12.  Прививать бережное отношение к окружающей среде.
  13.  Продолжать знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  14. Развивать представления о явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  15. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва );
  16. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  17. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  18. Закреплять  правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  19. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  20. Развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;
  21. Продолжать формировать навыки постановки элементарных опытов, умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов. 

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные особенности и традиции в образовании.

Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками.

Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

    - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям  применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных  возрасту формах работы с детьми;

  - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по  теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. 

Возрастные особенности детей 6-7 лет:

- Анатомо-физиологические особенности

- Развитие личности

- Развитие психических процессов 

Моя программа  «Мы -  исследователи» рассчитана на 1 года обучения с детьми подготовительной группы.

В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению я разработала перспективный план по экспериментальной деятельности для подготовительной группы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности». Темы опытов распределены по одной на каждые 2 недели, с октября по апрель.

 Совместную экспериментальную деятельность я провожу  в форме дополнительных занятий с детьми подготовительной группы во второй половине дня по 25 – 30 минут ( максимально допустимый объем образовательной деятельности: в первой половине дня не превышает 1,5 часа и во вторую половину дня не более 30 минут) . Также веду дополнительную работу  с  детьми, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:

• ребёнок проявляет любознательность,

• задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

• интересуется причинно-следственными связями,

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

• склонен наблюдать, экспериментировать,

• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,

• знаком с произведениями детской литературы,

• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

Система оценки результатов освоения Программы в соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

  1. Организация образовательной деятельности. 

Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, которое обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково-исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной. Дети познакомятся с простейшей экспериментальной деятельностью.

«Социально – коммуникативное».

Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации предметной, сенсорной, интеллектуальной деятельности. Расширение представлений о мире людей и месте ребёнка в обществе через познание окружающего мира.

«Художественно – эстетическое».

Развивать умение отражать свои представления об окружающем мире в продуктивной деятельности. Развивать фантазию, творчество в продуктивных видах детской деятельности через знакомство с произведениями художественной литературы. Использовать средства музыки для реализации задач познавательного развития, для усиления восприятия содержания художественных произведений.

«Речевое развитие».

Обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

«Физическая культура».

Формирование физических качеств, необходимых для познавательной деятельности.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

«Формирование элементарных математических представлений»:

включает в себя, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю, примерно 70–72 занятия в год по авторской программе. На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

Разделы: количество и счет; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах в окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Разделы:

-познавательно-исследовательская деятельность;

-сенсорное развитие;

-проектная деятельность;

-дидактические игры.

«Ознакомление с предметным миром»:

Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

«Ознакомление с социальным миром».

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

«Ознакомление с миром природы».

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:

- познавательные эвристические беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром:

- методы, повышающие познавательную активность (элементареый анализ, сравнение по контсрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);

- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и эелементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);

- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа);

- методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).

В своей работе я использую следующие методы и приемы:

1.Словесный метод.

2. Практический метод.

3.Игровой метод.

4. Наглядный метод.

Словесный  метод  обучения:

Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. 

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)   

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. 

Беседы ( «Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д. )

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. 

Практический метод. (опыты «Свойства воды», «Солнечные ,,зайчики,,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.  )

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. 

Игровой метод.  Использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. д.) 

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я использую наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

– за изменением и преобразованием объектов ( лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.) 

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Моя работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизирую описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.  

Реализацию  поставленных задач я осуществляю в трех основных формах:

  • занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей я вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности я учу детей способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепляю  полученные ранее знания  и представления. 

Подробнее о формах работы.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду.  Я вызываю и поддерживаю интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи. 

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое -  «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Я  не тороплюсь  с ответом, а способствую   тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:           

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, я перехожу  на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

-  в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).     

- Организую   работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю  личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Работу провожу с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.           

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

       В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю  из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

        Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы.

Поисково-исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако самонаблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. 

Наблюдательность одно из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", Где, чей домик?" и др.

Словесные игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы «Вода», «Воздух», «Земля», «Космос» я использую специальные комнаты для индивидуальных занятий, где достаточно наглядного материала для полного усвоения перечисленных тем.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют  детей  думать, сопоставлять и делать выводы.    

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденного. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы (например: «Путешествие по реке» - опыт с бумагой – читаю произведение В. Сутеева «Кораблик»;  свойство дерева не тонуть в воде – читаю сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д.), с музыкальным (умение сравнивать и различать звуки: звуки природы, звуки музыкальных инструментов, звуки человеческого голоса; музыкальное сопровождение экспериментов и т. д.) и физическим воспитанием( расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности  с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Или  ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Детям  очень интересно узнавать из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камешки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Вместе с детьми опыты проводят сказочные, мультипликационные  герои. Они помогают составлять правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп-очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. 

Перспективный план работы по развитию познавательных способностей детей путем экспериментирования

Темы занятий-экспериментов

Месяц

1-ая

неделя

2-ая

неделя

3-я

неделя

4-ая

неделя

Сентябрь

 

-

-

-

Экскурсия в детскую лабораторию

Октябрь

Какая бывает вода?

Фрукты, овощи. Вкус и запах

Почему предметы движутся?

Хитрости инерции

Ноябрь

Что такое масса?

Путешествие в  страну «Смекалкина»

Воздух

Круговорот воздуха

Декабрь

Путешествие капельки

Волшебные стеклышки

Испытание магнита. Компас

Почему горит фонарик?

Январь

-

Как не обжечься?

Мир ткани

Мир бумаги

Февраль

Удивительный песок

Сила тяготения

Как возник голос? Голос шарика

Мы – фокусники!

Март

Солнце дарит нам тепло

Что важнее: глаза, уши, руки?

Обман зрения

Свойства материалов

Апрель

Мир металлов

Почему в космос летают на ракете?

Что такое молния?

Радуга в небе

Май

Все обо все

-

-

-

Предметно-развивающая среда.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною доработана лаборатория экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

 Оборудование в лаборатории для экспериментирования.

Центр «Песок,  вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки,  предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух»:  веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы ( желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды,  лупа,  кусочки меха, вата,  картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь,  линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы,  карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.

Значительную часть такого оборудования  я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли  из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 Результативность.

Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.).

Имеют представления об основных  явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Имеют представления  о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва ).

 Имеют представление  о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.

Сформирован  опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Проявляют  любознательность, фантазию, воображение.

Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов. 

Работа с родителями.

Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Создаем совместно с родителями в лаборатории мини-библиотеку «Почемучка», насыщаем ее различной научной и художественной  литературой, иллюстрациями.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей я провожу консультации. Примерные темы – «Как организовать и провести простейшие эксперименты в домашних условиях», «Путешествия юных натуралистов».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы». 

Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных под лозунгом «Отходы – в доходы!» 

Литература.

  1.  Аветисян Л.А. Воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание. – 1982г. - №10. - с. 38-42.
  2.  Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003г.
  3.  Большая книга Экспериментов для школьников / под ред. А. Мейяни, пер. с итал. Э. И. Мотылевой. – М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2009г.
  4.  Бондаренко А.А., Гуркова И.В.  Что это? Кто это? Толковый словарь. – М.: 1996г. 
  5.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практ. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. , 2006г.
  6. Веракса Н.Е.Ю Галимов О.Р  Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – Ь.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982г.
  8. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006г.
  9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005г.
  10. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М.: 1999г.
  11. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008г.     12. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
  12. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
  13. Листик Е. Организация  взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования // Дошкольное воспитание. – 2010г.
  14. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009г.
  15. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009г.
  16. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград, 2015г.
  17. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005г.
  18. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. -С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
  19. Репьев С.А. Забавные физические опыты // Мастерилка, 1998г.
  20. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экпериментальная  деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие.-С-Пб:Детство-Пресс, 2015г. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация