0+



 

Опубликовано: 25.02.2017 г.

Автор: Кормщикова Наталья  Юрьевна,

МБДОУ «Детский сад №93 города Челябинска»

Введение. Цель, актуальность и новизна опыта, область применения.
Теоретическая часть
1.Характеристика заикания, как тяжёлого нарушения речи.
2.Особенности работы с заикающимися дошкольниками, комплексный подход в работе воспитателя логопедической группы для детей с ТНР (заикание)
Практическая часть.
3.Исследование проблемных ситуаций при работе по преодолению заикания, пути их решения.
4.Использование релаксации, аутотренинга, ручного труда для преодоления заикания.
Заключение.
Литература.
Приложение.
«Заикание – давно известная и широко распространённая патология речи. По видимому, впервые оно упоминается ещё в Библии.» ( М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко)
Введение.
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи приходится обычно на период интенсивного формирования речевой функции. По данным литературы заиканием страдают около 2 % детей и до 1,5 % взрослых.( Меньшикова С.В., Селивёрстов В.И.) Среди детей , страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4.( БЕЛЯКОВА Л.М., Дьякова Е.А.)В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, компьютерных игр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребёнка.(Пеллингер Е.Л.,Успенская Л.П.) В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. Чем больше времени проходит с момента начала заикания , тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Необходимо воздействовать на речь заикающегося ребёнка , а также на его личность и моторику в целом. В своём опыте работы я постаралась показать важность комплексного подхода в преодолении заикания у детей дошкольного возраста, специфику работы воспитателя в логопедической группе для заикающихся детей. Главная цель опыта: выявить с помощью теоретического и практического исследования возможно правильные подходы к организации работы воспитателя логопедической группы по преодолению заикания у детей. Актуальность опыта обусловлена тем, что в последнее время растёт число детей с речевой патологией, в том числе и с заиканием. Несмотря на большое число разработок по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной. И особенно необходимо повышение эффективности помощи таким детям именно в дошкольном возрасте, когда срок заикания ещё небольшой , а компенсаторные возможности организма велики. Новизна опыта состоит в том, что я попыталась, изучив особенности заикающихся детей, показать эффективность и важность использования ручного труда, релаксации и аутотренинга в работе воспитателя по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
Область применения опыта- дошкольный возраст с 5 до 7 лет.
Теоретическая часть.
1. Характеристика заикания, как тяжёлого нарушения речи. Заикание – тяжёлое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребёнка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в коллектив.
Вот почему воспитателю следует серьёзно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося ребёнка и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребёнку нередко даже в большей степени, чем логопед, в силу более близкого и длительного контакта со своим воспитанником и его семьёй. Понять природу заикания, особенности заикающихся детей мне помогло изучение специальной литературы : 1.Чевелёва Н.А « Преодоление заикания у детей» 2.Выготская И.Г. , Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуация» 3.Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» 4. Шилова Е.А. ,Замотаева С.А. «Как работать с заикающимися дошкольниками»5.Лохов М.И., Фесенко Ю.А. « Если у ребёнка заикание…» Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что заикание – следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах , торможение , возникающее вследствие сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребёнка, может вызвать «срыв» речи- заикание. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности , совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами как повышенная впечатлительность , тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы , чем в норме. Определённое значение в развитии заикания придаётся наследственным факторам. В генетическом коде ребёнка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определённые особенности личности, которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Например, частота возникновения заикания у родных братьев и сестёр составляет 18 %. Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врождённых предрасполагающих причин возникновения заикания. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. Заикание- это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, её саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации. Исследование личностных особенностей заикающихся выявили : тревожно – мнительный характер,подозрительность, фобические состояния, неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии, пассивно- оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела. ( неуклюжесть, неловкость в движениях) Иногда судороги ритмично повторяются, такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется – клонтескоп. Иногда ребёнок из-за судороги совсем не в силах вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нём, мучительно преодолевая судорогу. Эта форма заикания называется тонической. Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более лёгкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в трудную- тоническую. Бывает, что заикающийся ребёнок до произнесения слова судорожно выдыхает почти весь воздух, а затем уже, захлёбываясь, говорит. Судороги проявляются то преимущественно в дыхательном аппарате речи, то в голосовом, то в артикуляционном. У многих детей заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы. Нередко у заикающихся имеется и косноязычие. Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются , преимущественно в старшем возрасте , разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Некоторые заикающиеся дети своё внимание заостряют на трудных для произношения звуках. Другие, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочёт ( избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, сквозь зубы, краснеют, бледнеют, покрываются потом.)
Подобные переживания плохо действуют на психику ребёнка, портят его характер, нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, иногда озлобленным. Эти переживания закрепляют и усиливают заикание, поэтому нужно очень пристальное внимание со стороны воспитателя к таким детям. Интересно, что дети заикаются лишь в присутствии других людей, в одиночестве говорят нормально. ( например, с игрушками) Поют они тоже без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребёнок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается. Многое зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику и к обстановке. При благоприятных условиях жизни и развития организма ребёнка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие, в присутствии ребёнка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом , горевать, охать, то у ребёнка возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание, наоборот, усиливается. Заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребёнка.
Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное состояние нервной системы ребёнка, обусловленное рядом обстоятельств : неблагоприятные условия беременности, тяжёлые роды, детские болезни, особенно коклюш, вызывающий судороги в речевых органах. Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи или плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая-то недостаточность в речедвигательных системах мозга вызывает заикание. Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти из-за болезненного самовнушения , нередко «при помощи» окружающих и вследствие неудач в речи . Случайные остановки, запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем повторится. У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи :ребёнок торопится , подражая быстрой речи окружающих и стремясь, в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.
2.Особенности работы с заикающимися дошкольниками.
В первую очередь, в работе с заикающимися дошкольниками я старалась создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь внимание детей от тревожных мыслей о своём дефекте. Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых я старалась подобрать спокойные игры ( настольно – печатные, мозаики, шнуровки), заторможенных детей старалась активизировать, развивать у них самостоятельность.

1

Чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, стимулировать его, необходимо убедить, увлечь его. Нужно дать понять ребёнку, что чёткая, ясная, красивая речь - необходимое условие для учёбы в школе. Необходимо воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него. Большое значение в преодолении заикания у детей имеет речь воспитателя : негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать в этой манере говорить. Отношение к детям должно быть ласковое, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться. Заикающиеся дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью и ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Для психического здоровья таких детей важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Работать с такими детьми с одной стороны очень трудно, а с другой стороны – интересно. Ведь кроме основного речевого нарушения у многих заикающихся детей присутствуют различные невротические расстройства. Страшно не само заикание, а то, как оно патологически изменяет личность ребёнка. Поэтому важная задача для воспитателя, который работает с заикающимися детьми- создать вокруг ребёнка тёплую и спокойную атмосферу, рассеять тревогу , неуверенность.
В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный подход, включающий в себя целый ряд различных медико- педагогических мероприятий. И воспитателю, который работает с заикающимися детьми важно понять свою исключительную , незаменимую роль в деле практической реализации комплексного подхода преодоления заикания. Прежде всего , это конечно, тесное сотрудничество с логопедом в группе, с психологом, музыкальным руководителем,руководителем по изобразительной деятельности и физической культуре и работа с родителями.
3.Исследование проблемных ситуаций при работе по преодолению заикания, пути их решения.
Преодоление заикания- тяжёлая задача, поэтому в работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В преодолении заикания важна не только медицинская и педагогическая помощь, но и активная помощь родителей. К сожалению, не все родители понимают, что заикание можно устранить только совместными усилиями врачей, педагогов и самих родителей. Немало родителей , которые недооценивают тяжесть последствий нарушения речи, считают свою работу и личные проблемы главным в их жизни, а здоровье их детей чем-то второстепенным , не требующим достаточного внимания и времени. Такие родители не считают нужным систематически показывать ребёнка невропатологу, проводить курс медикаментозного лечения, полагаются только на педагогов детского сада. С такими родителями мне приходилось постоянно проводить разъяснительную работу, в виде консультаций. Я старалась объяснить родителям, что если не воздействовать на ребёнка комплексно, заикание невозможно исправить. И придя в школу, такой ребёнок, практически сразу будет обречён на неудачу. При беседе с родителями, я всегда напоминала, что исправить заикание можно только объединёнными усилиями, нельзя надеяться только на логопеда и воспитателей. Необходимо установить правильный режим дня для ребёнка, регулярно выполнять логопедические задания, которые даются на дом. При выборе секций и кружков приоритетным для заикающегося ребёнка будет хоровое пение и плавание. При общении с ребёнком нужно всегда соблюдать логопедические правила и требовать их соблюдения от ребёнка. Такие правила расположены в коридоре группы на стене, в виде фотографий . ( 1. Успокойся. 2.Подумай, о чём ты хочешь сказать.3. Набери воздух ртом и сразу начинай говорить, медленно и плавно, растягивая слова.4.Если воздух закончился, набери его снова.5. Смотри в глаза тому, кому говоришь.)

Постоянно родителям необходимо напоминать, что очень важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово « заикание» ни дома, ни в детском саду. Нужно поощрять и ободрять ребёнка, вселять в него уверенность в его речевых возможностях.
Изучив литературу по заиканию, я заинтересовалась психосоматическими причинами заикания. Если заикание проявляется в детстве, значит и причины нужно искать там. Я старалась донести до родителей, что заикание имеет психологические причины:1. Страх высказать свои желания: если родители с детства внушают ребёнку, что он не сможет ничего достичь, не считаются с его просьбами, не позволяют ему высказать пожелания в повседневных вещах, неудивительно, что ребёнок начинает заикаться. Подавляемая энергия пытается пробиться, но не может преодолеть слой запретов.2.Неумение отстоять свои права: для ребёнка взрослые – непререкаемый авторитет, поэтому спорить с ними до определённого возраста ребёнок даже не пытается. И если родители и другие родственники злоупотребляют своим правом сильного, ребёнок постоянно испытывает давление, напряжение и страх, которые выражаются в заикании.3.Ощущение постоянной неправоты: ребёнку не позволяют проявить инициативу, его слова опровергаются , действия критикуются, побуждения подавляются. К сожалению, некоторые родители так и подходят к воспитанию ребёнка. Поэтому , родителям заикающегося ребёнка придётся многое пересмотреть как в их собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребёнком. Поэтому все имеющиеся противоречия в семье нужно «приглушить».
4. Использование аутотренинга, релаксации , ручного труда в работе воспитателя в преодолении заикания.
Я работаю в группе с заикающимися детьми по основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой , на основе коррекционных программ « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей « Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А. Мироновой, А.В.Лагутиной, с использованием программно- методических рекомендаций « Программа логопедической работы с заикающимися детьми» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А.Мироновой, А.В.Лагутиной. Целью данной программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи, осложнённых заиканием в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. В соответствии с профилем группы образовательная область « Речевое развитие» выдвинута в программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области как « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью « Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития и следовательно решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребёнка. В этом заключается комплексность педагогического воздействия на развитие ребёнка с ТНР.
В своей работе с заикающимися детьми , важным я считаю толерантный подход , который проявляется в исключительной чуткости, постоянной заботе и настрое на успех у каждого ребёнка. Очень эффективным приёмом в работе по коррекции заикания оказался аутотренинг. Так как при коррекции заикания недостаточно только логопедических приёмов, необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребёнка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся, снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Я использую специальные методы , известные в повседневной и медицинской практике под названием « аутогенная тренировка». Термин «аутогенная» можно перевести как « саморегулирующая». Все разновидности такой тренировки уходят корнями в глубокое прошлое индусской йоги и других восточных учений. Главная цель такого аутотренинга- достижение состояния глубокого расслабления мышц всего тела .
Тренировка включает в себя упражнения на расслабление и упражнения по обучению направленному самовнушению. С логопедом мы рассмотрели распорядок дня и выбрали наиболее удобное время для проведения такого аутотренинга. У нас получилось три временных отрезка : после проведения утренних занятий, после утренней прогулки и во второй половине дня. Родителям рекомендовали проводить такой аутотренинг дома, вечером перед сном. Таким образом ,четыре раза в день проводим полезный тренировочный комплекс для заикающегося ребёнка. Мы приобрели в группу несколько дисков с приятной спокойной музыкой. Аутотренинг проводится на ковре или на индивидуальных ковриках. Воспитатель включает негромкую музыку и мягким спокойным голосом, как бы нараспев, предлагает детям лечь и закрыть глаза. Произносится примерно такой текст – « Успокаиваемся. Отдыхаем. Дыхание спокойное, ровное. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Мы получаем удовольствие. И становится понятно- расслабление приятно».

2

Далее проводятся упражнения на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора из США Джекобса. Релаксация мышц рук.
Упражнение « Кулачки» ( цель: учить детей чередовать напряжение мышц рук с расслаблением) Поочерёдно сжимать и разжимать ладони. Воспитатель говорит такие слова : « Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики». Упражнение выполняется 3-5 раз, каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

3

Далее проводятся дыхательные упражнения. Речевое дыхание должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы. Проводится упражнение « Шарик». Воспитатель говорит следующие слова : « Представим , что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, плечи не поднимаем. Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем ( вдох)Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко.» Это упражнение повторяется 3 раза. Далее проводим голосовые упражнения, их можно провести сидя или стоя. Учим детей протяжно произносить гласные звуки на одном дыхании, как можно дольше, затем добавляем согласные. ( « Играем на дудочке»)
Заканчиваем комплекс аутотренингом. Этот вид комплекса можно выполнять в позе «лотоса» ( сидя, скрестив ноги, руки на коленях, глаза закрыты) Воспитатель мягким, спокойным голосом говорит текст, а дети повторяют: « Я спокоен. Я говорю смело и уверенно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Я говорю плавно и спокойно. Завтра я буду говорить ещё лучше» Весь этот комплекс не занимает много времени и доставляет заикающимся детям большое удовольствие, а самое главное пользу.
Ещё в своей работе я использую игру на релаксацию « Волшебный сон» ( на общее мышечное и эмоциональное расслабление) Её очень хорошо проводить перед занятиями в первой половине дня . Можно предложить детям положить голову на стол и закрыть глаза. Воспитатель говорит такие слова : « Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая , очень лёгкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно : расслабление приятно. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело и расслаблено всё тело. Будто мы лежим на травке, на зелёной , мягкой травке. Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас. Жарче солнышко пригрело и и ногам тепло и телу. Дышится легко, ровно, глубоко. Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Громче, быстрее, энергичнее. Было славно отдыхать, а теперь пора вставать. Крепко пальцы сжать в кулак и к груди прижать вот так. Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться. Распахнуть глаза пошире - раз, два , три , четыре.» Дети встают возле столов и говорят хором : « Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы. Каждый день всегда, везде , на занятиях, в игре. Ясно, чётко говорим, потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем. И легко нам говорить и не хочется спешить. Так спокойно, так приятно. Говорим – всем понятно.

4

Известно, что заикающиеся дети говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей степени обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбуждён, его мышцы излишне напряжены , от напряжённых мышц в центральной нервной системе постоянно идут мощные нервные импульсы, которые держат в возбуждении отдельные части мозга и наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже общее состояние покоя. Заикающимся детям необходимо дать почувствовать, что мышечное напряжение может смениться по их воле приятным расслаблением. Этому их можно научить с помощью упражнений на релаксацию. После регулярного проведения аутотренинга и релаксации дети становятся более спокойными и уверенными в себе, намного общительнее. Речь у детей становится медленной и плавной, реже наблюдаются признаки заикания.
Учёные -нейробиологи и психологи давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Поэтому одним из благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность, не только как средство для развития мелкой моторики , но и как средство для совершенствования общения заикающихся дошкольников в процессе ручной деятельности. В процессе изготовления поделок заикающиеся дети сначала отвечают на вопросы воспитателя, затем подробно, поэтапно рассказывают, какое действие производят в данный момент, какой материал используют, какое применение найдут этой поделке. То есть, во время выполнения работы, разговаривая с детьми , воспитатель развивает умение заикающихся детей отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать и таким образом формирует у детей правильную, плавную, без запинок, речь. Поэтому в своей работе с заикающимися детьми я использую ручной труд. Мы делаем с детьми разные поделки из разных материалов. Это : выкладывание из фасоли, риса, гороха, чечевицы, используем пластилин, различные пуговицы, природный материал, макаронные изделия. Ручной труд- это творческая работа ребёнка с различными материалами. Такой труд рассматривается и как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей, страдающих заиканием. К тому же , ручной труд – очень нравится детям. Также происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук.

5

Так же очень важным является то, что заикающийся и неуверенный в себе ребёнок, видит результат своего труда. Формирование у него определённой позиции « Я сделал это сам» очень важно для его  развития.  Если результат успешен , ребёнок начинает верить в свои силы и с удовольствием берётся за новую, более увлекательную работу.

6

Я старалась подбирать для заикающихся детей посильные по объёму и сложности  задания, чтобы у  них не пропал интерес к деятельности , поддержать у детей уверенность в своих силах. Для этого я отправляла поделки детей на различные конкурсы.  У детей и у меня  было очень много радости  и гордости от полученных дипломов за победу и участие в различных конкурсах. И это очень важно для поддержания уверенности в своих силах  у заикающихся детей.

7

Заключение.
Таким образом, внедряя в свою работу аутотренинг, релаксацию и ручной труд, я пришла к выводу, что эти методы очень эффективны для преодоления заикания у детей. Организация таких видов деятельности положительно влияет на развитие речи заикающегося ребёнка и на формирование его личности, что является одной из важных задач в процессе подготовки к школьному обучению.
Результаты диагностики детей с заиканием. ( за 2015-2016 учебный год)
В группе « Ландыш» для детей с ТНР ( заиканием) на начало учебного года( 2015-2016) было обследовано 12 человек. По области « Речевое развитие» были выявлены следующие результаты- с высоким уровнем развития- 0 % детей, со средним уровнем- 69%, с низким уровнем 31%.

8

Во второй половине года  были выявлены следующие результаты:

9

К концу учебного года наблюдается положительная динамика по
речевому развитию: детей с низким уровнем речевого развития – 0%,со средним уровнем- 46%, с высоким уровнем -54%. Дети стали более уверенными в себе при общении со сверстниками и со взрослыми, реже наблюдались запинки судорожного характера.

Литература.
1.М.И.Лохов, Ю.А.Фесенко « Если у ребёнка заикание…»- Санкт-Петербург 2011
2.И.В.Выгодская, Е.И.Пеллингер, Л.П.Успенская « Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» -Москва « Посвещение»1993.
3.С.В.Леонова « Психолого- педагогическая коррекция заикания у дошкольников»- Москва, 2004.
4.Н.А.Чевелёва « Преодоление заикания у детей»- Москва, 2001.
5. Е.А.Шилова, С.А. Замотаева « Как работать с заикающимися дошкольниками»- Москва, 2004.
6. Л.М.Белякова, Е.А.Дьякова « Заикание»- Москва 2003.
7.Г.А.Волкова « Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»- Москва,2001.
8.С.А. Миронова « Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа.»- Москва. Просвещение, 1988.
9. Л.Я.Миссуловин « Заикание»- Санкт- Петербург, 1999.
10.И.А.Сикорский «Заикание»- Москва, 2005.

Приложение.
1.Консультация для родителей « Советы для родителей по преодолению заикания у детей дошкольного возраста» ( опубликована на международном образовательном портале MAAM.RU 18.10 2014)
«Заикание - это патология, при которой нарушается плавное течение речи, свободное , лёгкое речевое дыхание, происходит спазм мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от общения.
Заикание у детей требует серьёзного внимания со стороны родителей. Очень важно позитивно настроиться на успех и не пускать всё на самотёк, по принципу «само пройдёт».
Заикание – это тяжёлое нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда, воспитателей и родителей ребёнка. И результат логопедических занятий в детском саду в большей степени будет зависеть от того, какое участие будут принимать родители в преодолении этой проблемы, насколько точно и добросовестно они будут соблюдать все указания и советы логопеда и воспитателей. Вот несколько самых главных советов для родителей заикающегося ребёнка:
1. В семье должно быть организовано чуткое , внимательное отношение к ребёнку. Необходимо создавать дома условия покоя, тишины , дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним товарищем, изолируя от шумных, драчливых детей.
2. Важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово « заикание». Постоянно поощряя и ободряя ребёнка , надо вселять в него уверенность в его речевых возможностях.
3. Необходимо организовать строгий режим дня ( своевременный и достаточный сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра мультфильмов, отказ от компьютерных игр)
4. Серьёзное внимание уделить медикаментозному лечению. Заикающегося ребёнка нужно показать врачу-невропатологу, так как лечебное укрепление нервной системы является обязательным.
5. Необходимо постоянно контролировать , чтобы ребёнок соблюдал речевые правила: -Успокойся. – Подумай, о чём ты хочешь сказать.- Набери воздух ртом и сразу начинай говорить медленно и плавно, растягивая слова.- Если воздух закончился, набери его снова.-Смотри в глаза тому, кому говоришь.
6. Очень хорошо при коррекции заикания использовать релаксацию. Родителям рекомендуется проводить релаксацию дома вечером, перед сном. Модно включить спокойную музыку, положить ребёнка и мягким , спокойным голосом предложить ему закрыть глаза , при этом говорить такой текст: « Успокойся, отдохни, дыши спокойно, ровно, ритмично. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Ты получаешь удовольствие. И становится понятно- расслабление приятно» Далее можно провести упражнение на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора Джекобса из США. Он предложил обучать расслаблению с помощью упражнений для напряжения определённых групп мышц. Например упражнение « Кулачки» , с целью- учить чередовать напряжение мышц рук с расслаблением. Поочерёдно сжимать и разжимать ладони, сопровождая словами « Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики»
7. Дальше можно перейти к дыхательным упражнениям. Речевое дыхание должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами , мышцами брюшного пресса и диафрагмы. Можно провести упражнение « Шарик». Говорим ребёнку такие слова : « Представь , что мы надуваем воздушный шарик. Положи руку на живот. Надувай живот так, будто это большой воздушный шар , плечи не поднимай. Вот так шарик надуваем, а рукою проверяем. (вдох)Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем( выдох) Затем можно провести голосовые упражнения, их проводим сидя. Учим ребёнка мягко, протяжно произносить гласные звуки на одном дыхании, как можно дольше ( « Играем на дудочке»)
8. Заканчиваем аутотренингом. Его рекомендуется выполнять в позе «лотоса» с закрытыми глазами. Взрослый спокойным голосом проговаривает текст, а ребёнок повторяет : « Я спокоен. Я говорю смело и уверенно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить ещё лучше.»
Все эти упражнения не займут много времени, а доставят ребёнку большое удовольствие, а главное – пользу.

10

2.Картотека упражнений на релаксацию
Цель : Научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Упражнения для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.
« Кулачки»
Сидя. Свободно положить руки на колени , ноги слегка расставить . Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко с напряженьем, пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем-отпускаем , разжимаем.( легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребёнка )
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают наши пальчики!
« Олени»
Представим себе, что мы олени. Давайте покажем, какие рога у оленя.( поднимаем над головой скрещённые руки с широко расставленными вытянутыми напряжёнными пальцами) Трудно так держать руки, напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения.
А сегодня мы олени, а теперь немного лени…
Ветер рвётся нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи. Руки снова на колени.
Знают девочки и мальчики, отдыхают все их пальчики.
«Загораем»
Представьте себе, что ваши ноги и руки загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим…Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились.
Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем,
Выше руки поднимаем, держим, держим, напрягаем …
Загорели! Опускаем! ( ноги резко опустить на пол, руки на колени)
Ноги не напряжены, руки не напряжены, а расслаблены.
«Кораблик»
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите левую ногу к полу, тело наклонится влево , правая нога расслабится.
Стало палубу качать- ногу к палубе прижать .
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сядьте и слушайте:
Снова руки на коленях , а теперь немного лени…
Напряженье улетело и расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.

Упражнения на расслабление мышц живота.
«Шарик»
Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто это шарик сдулся. Живот расслабился.
Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнения на расслабление мышц шеи.
« Любопытная Варвара»
Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена и расслаблена.

Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата – губ, челюстей, языка.
« Лягушки»
Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам !
Потяну- и перестану, но нисколько не устану!
« Орешек»
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется.
« Горка»
Кончик языка внизу, язык горкой подниму.
Спинка языка тотчас станет горочкой у нас.
Я растаять ей велю - напряженья не люблю.
Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

Игра « Волшебный сон» ( на общее мышечное и эмоциональное расслабление)
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая .
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются …
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке, на зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы тёплые и вялые , но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется.
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Громче, быстрее, энергичнее:
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать -вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире- раз, два , три, четыре !
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Каждый день всегда , везде, на занятиях, в игре
Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.
И легко нам говорить и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно. Говорим – всем понятно.


3.Конспект занятия ( НОД) для детей старшего дошкольного возраста « Русский народный костюм» ( опубликован в электронном журнале «РОСОБР» выпуск №1, 2016 год)

Цель занятия – совершенствовать знания детей о русском народном творчестве, формировать представления о русском народном костюме, развивать память, воображение, речь, закрепить навыки раскрашивания , воспитывать уважение к культуре русского народа, патриотические чувства и интерес к истории России.
Ход занятия:
В гости к детям приходит девочка Маша, одетая в русский народный костюм.
Маша: Здравствуйте, ребята ! Вы меня узнали? Я – Маша из сказки «Маша и медведь». Вы , конечно, все знаете эту сказку. Она очень интересная и поучительная. Но мне не хочется в этой сказке теряться и попадаться к медведю. Он ведь сердитый , не отпускал меня к бабушке и дедушке. Ребята, а давайте придумаем и расскажем эту сказку по другому, на новый лад. Пусть в этой сказке не будет медведя.
Воспитатель: Хорошо, Маша. Мы с ребятами попробуем изменить некоторые события в этой сказке , чтобы ты не попала к медведю Садись на стульчик и послушай, что придумают наши ребята. Ребята, давайте вспомним, с чего начинается сказка? Как можно изменить события, чтобы Маша не потерялась в лесу и не попала к медведю? ( Дети придумывают варианты продолжения сказки, например: Маша встречает лесную фею, которая при помощи волшебной палочки возвращает её домой и т.д.)
Маша: Молодцы, ребята ! Как интересно вы придумали новые сказки про меня. Вы изменили события в сказке и помогли мне не заблудиться в лесу !
Воспитатель :Русский народ создал много чудесных сказок, которые мы до сих пор любим и читаем. Ребята, назовите ваши любимые сказки. ( дети называют сказки)
Воспитатель: Молодцы ! Как много сказок вы знаете. А ещё наши предки не только придумывали сказки, но и любили играть в хороводные игры. Давайте все вместе поиграем в русскую народную хороводную игру «Дубок» ( дети встают в круг )
«У нас рос дубок, вот таков, вот таков! ( хоровод двигается по кругу)
Корень да его – вот так глубок, вот этак глубок ! ( Дети наклоняются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его – вот так высоки, вот этак высоки! ( Руки поднимают вверх, покачивают ими)
Листья да его- вот так широки, вот этак широки! ( Хоровод расходится, расширяется)»
Маша: Молодцы, ребята ! Хорошо поиграли. А теперь посмотрите на мой костюм. Именно таким он был во времена наших предков. Секреты изготовления одежды передавались из поколения в поколение.
Воспиатель : Верно, Маша ! Национальный костюм- это настоящая история народа. Любому человеку важно знать вековые традиции своей страны. Вот мы сегодня с вами познакомимся с особенностями русского народного костюма. Воспитатель показывает иллюстрацию женского и мужского русского костюма.

11

От костюмов других народов он отличается яркими расцветками, богатством отделки, разнообразием тканей. Одежду на Руси шили из хлопка и льна, шерсти и сукна. Разными были головные уборы- красочные ленты, вышитые повязки, обручи, кокошники, разноцветные платки. Русские красавицы чаще всего ходили в нарядных сарафанах и белоснежных расшитых сорочках. Дополняла сарафан красивая душегрейка. На голове носили расписной кокошник, на ногах- кожаные сапожки. Кокошник считался праздничным головным убором, который богато украшался вышивкой , бисером, жемчугом . Кокошник хранили в семье и передавали по наследству. На ногах крестьяне в основном носили лапти. В районах, где было развито скотоводство, имелась кожаная обувь. Зимой ходили в валенках. Русские красавицы очень любили носить украшения – бусы, серьги, ожерелья. Основой мужского русского костюма являлась рубаха с небольшим разрезом на груди. Если разрез располагался сбоку, рубаха называлась косовороткой. Рубахи были длинные, их носили поверх штанов и затягивали ремнём или кушаком. В красные рубахи наряжались по праздникам. На голове носили картузы (разновидность фуражки).Неженатые парни украшали их цветами.
Ребята, а вы бы хотели носить такие наряды ? В наше время так одеваются только артисты театра , кино или музыканты, исполняющие русские народные песни и танцы. Хотя современные дизайнеры используют при создании своих коллекций одежды некоторые элементы русского народного костюма.
Маша : Ребята, а давайте представим, что вы дизайнеры одежды. Раскрасьте, пожалуйста , картинки с русскими костюмами, которые я вам принесла. Я покажу ваши работы моим дедушке и бабушке, они будут очень рады ! ( Маша раздаёт детям раскраски, дети раскрашивают . )
Раскраска « Русский народный костюм»

12

Маша: Молодцы, ребята ! Вы замечательно справились с заданием. Я очень рада, что попала к вам в группу. Я узнала много нового о русском народном костюме. Спасибо вам за ваши работы. Я обязательно покажу их бабушке и дедушке. До свидания !
Список используемой литературы:
Л.В.Былеева « Русские народные игры» М «Советская Россия» 1988г.
М.Н.Мельников «Русский детский фольклор» М Просвещение, 1987г.
Ф.М.Пармон « Русский народный костюм как художественно- конструктивный источник творчества» Москва. Ленпромбытиздат.1994г.

4. Мастер – класс « Российский флаг из риса и чечевицы» (опубликован на научно- педагогическом форуме « Просвещение» 2016 г.)

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развития мелкой моторики пальцев рук можно добиться разными способами. В том числе и с помощью выкладывания из различных круп( фасоль, горох, рис, чечевица, гречка)Ведь каждую крупинку дети берут пальчиками по отдельности , тем самым массажируя и развивая пальцы рук. Я представляю вам мастер класс « Российский флаг из риса и чечевицы»» .Перед изготовлением поделки можно прочитать детям стихотворение Людмилы Максимчук .
«Государственный флаг России»
Салют, Россия! В будни или в праздник ,
Над нами гордо реет полотно:
Всего – три цвета : белый, синий, красный,
А сколько в тех цветах заключено!
Я – белый цвет- свобода, гордость, слава,
Я- синий цвет- покров родной страны,
Я – красный цвет- могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
Для изготовления поделки понадобятся следующие материалы:
1.лист белого картона, с нарисованным трафаретом флага.
2. пластилин.
3.рис, чечевица ( можно заменить горохом)
4.гуашь
5 баночка с водой, кисть для рисования.

13

1.Дети намазывают трафарет флага пластилином.

14

15

2. Палочку  флага выкладываем из чечевицы, верхний слой  из риса.

16

3.Средний слой выкладываем из  чечевицы.

17

4.Нижний слой выкладываем из риса. Гуашью раскрашиваем в три цвета:  белый , синий и красный.

18

19

Поделка готова.

20

5. Мастер- класс « Царь грибов» ( выкладывание гриба из фасоли и риса для детей старшего дошкольного возраста) опубликован на международном образовательном портале MAAM.RU 18.10.2016г.
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по выкладыванию гриба из фасоли и риса. Детям очень полезны такие занятия, так как развивается мелкая моторика пальцев рук, усидчивость. В начале можно прочитать детям стихотворение « Белый гриб» (автор Инга Пидевич) « Я –белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов,
Расту в дубраве и в бору,
Прославлен широко в миру,
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош.»
Для работы нам понадобится : картон, пластилин ( белый и коричневый, трафарет гриба, сделанный из картона для обводки, фасоль, рис, цветная бумага или осенние листья.
Сначала дети обводят по трафарету контур гриба на листе картона. Затем обмазывают шляпку гриба коричневым пластилином , ножку- белым пластилином. Важно, чтобы слой пластилина не был слишком тонким.

21

Затем выкладывают из фасоли сначала контур шляпки гриба, затем внутри. Затем выкладывают ножку гриба из риса.

22

Далее можно из цветной бумаги вырезать осенние листочки и украсить ими гриб. Также  можно использовать для украшения осенние листья, их можно приклеить на клей ПВА.

23

Вот такие замечательные  осенние белые грибы у нас получились.

24

6. Мастер- класс « Открытка для папы к 23 февраля» ( с использованием пуговиц) опубликован на международном образовательном портале MAAM.RU 17.02.2017г.
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению открытки ко дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. Перед изготовлением открытки можно провести с детьми небольшую беседу о празднике 23 февраля.
Воспитатель : « Ребята, скоро вся наша страна будет отмечать праздник – день защитника Отечества. Это важный и торжественный день. Потому что в этот день мы поздравляем всех мужчин- тех, кто служил и служит в армии, ветеранов войн. И даже мальчиков мы поздравляем в этот день, потому что они- будущие защитники отечества. Ребята, у вас у многих папы служили в армии. Когда вы подрастёте, то тоже будете служить в армии и станете хорошими защитниками нашей Родины. Послушайте стихотворение Ирины Гуриной про 23 февраля.
«Когда лежит на речке лёд и вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несёт задумчивый февраль.
Наступит праздник всех солдат, защитников, бойцов.
Поздравить будет каждый рад и дедов , и отцов.
Я нарисую пароход, где папа – капитан.
Отважно папа мой плывёт из дальних-дальних стран.
Я нарисую самолёт, где папа командир.
И дни ,и ночи напролёт спасает папа мир.
Я нарисую пистолет и всадника в седле.
Я знаю: лучше папы нет героев на земле!
Ребята, а вы хотите порадовать своих пап к празднику 23 февраля?
Сегодня мы сделаем праздничную открытку для папы- машину, с использованием пуговиц»
Для работы нам понадобятся следующие материалы:
1. Лист цветного картона.
2. Пуговицы разных размеров и цветов.
3. Шаблон машины из цветной бумаги.
4. Клей ПВА, кисть для клея.
5. Цветная бумага голубого цвета.
Сначала лист картона складываем пополам, делаем открытку. Затем берём шаблон машины и приклеиваем по центру. Далее подбираем две одинаковые большие пуговицы для колёс.

25

Приклеиваем  пуговицы с помощью клея ПВА ( держать подольше)

26

Дальше подбираем разные пуговицы и выкладываем дорожку для машины. После этого приклеиваем каждую пуговку на клей ПВА.
Затем из голубой бумаги делаем облака, способом обрывания. Приклеиваем облака.
Наша открытка для пап к празднику 23 февраля готова. Внутри открытки можно написать пожелания!

27

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация