Опубликовано: 27.02.2017 г.
Автор: Калинкина Елена Александровна, воспитатель
МБДОУ детский сад №7 «Золотая рыбка» г. Тамбов
Консультация для педагогов на тему: «Содержание и технология ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем»
Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем.
Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определения методологии, на базе которой возможно разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем. Наша методология, в свою очередь, базируется на конкретных научных подходах.
1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:
Рис. Система взаимодействия человека с окружающим миром
- окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром
- усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);
- усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой саморазвития и творчества детей.
2. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольни¬ков развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход формирует у ребенка особый взгляд на мир: он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами.
3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникаль-ности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.
В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры
Как видно из схемы, именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира.
Рис. Взаимосвязь содержания знаний о родном крае
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.
1. Энциклопедичность — обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
2. Уникальность места — как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип пред¬полагает изучение специфики природного и культурного насле¬дия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н.Ф. Винокурова, В.В. Ни-колина). Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
3. Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) — установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.
4. Единство содержания и методов — работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий
5. Динамика преемственных связей — на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
6. Комплексность — содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности города» и т.д.
Ознакомление детей с родным краем ведется по нескольким направлениям. В соответствии с этим создана организационная модель методической службы в ДОУ.
Особое внимание уделено технологическому блоку. При разработке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный и каузальный анализы (причинные связи);
- сравнение;
- моделирование и конструирование;
- экспериментирование и опыты.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
- игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации;
- сюрпризные моменты;
- элементы новизны;
- юмор и шутка.
Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:
— предложение и обучение способу установления связи между разными видами деятельности;
Рис. Модель методической службы «Проблемные творческие микрогруппы;
- перспективное планирование;
- развитие потребности через другую деятельность обогатить
- настоящую.
Методы обучения и развития творчества:
- эмоциональная насыщенность окружения;
- мотивирование детской деятельности;
- исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
- прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);
- игровые приемы;
- юмор, шутка;
- детское экспериментирование;
- проблемные ситуации и задачи;
- вопросы, задаваемые детьми;
- неясные знания, догадки, предположения.
В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице. Во вступительной части важно заинтересовать детей, создав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое.
Особого внимания педагога требует информационная часть занятия. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.
Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предположений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей — должна осуществляться по основным, существенным линиям и направлениям.
Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования. Включение детских вопросов в про¬цесс познания окружающей действительности также создает определённую проблематизацию, которая проявляется в виде догадок, предположений, что служит основой формирования способности прогнозирования и творческого видения мира детьми.
В заключительной части, условно названной нами «символизация» (по П.Л. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в разных видах деятельности (песня, изобразительная деятельность и т.д.).
Алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром
Компоненты |
Характеристики, цели |
Вступительная часть |
Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Важно вызвать у них: —яркие положительные эмоции; —мотивацию деятельности; —игровую позицию |
Информационная часть |
Создать познавательные рассказы для детей со следующими требованиями: —возрастная адресность, доступность; —краткость, конкретность; —информационная насыщенность; —взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего; — использование наглядности (фото, моделей, схем) |
Проблемная часть |
Стимулировать умственную активность детей. Создаются проблемные ситуации по типу «А если, то... (в будущем)», для решения которых используются: —гипотетическое экспериментирование; —детское экспериментирование; —неопределенные проблемные знания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов |
Стимулирование детских вопросов |
Отгадывать предмет с помощью игры «Что в волшебном сундучке?». Формируется способность проблемного видения окружающих предметов и явлений. Дети задают вопросы, которые служат своеобразным планом, определяющим характер обследования объекта: —предмет характеризуется по цвету, форме, величине, временным и пространственным показателям; —фотография — по месту, времени, названию события, которому посвящен памятник на ней. Постепенно количество вопросов сокращается. В итоге составляется рассказ об отгаданном предмете |
Символизация |
Выразить свое эмоциональное отношение к предмету в песне, танце, рисунке и т.д. Осуществляется связь с другими видами детской деятельности: — познавательной; — игровой; — продуктивной (ИЗО, художественно-ручной труд, конструирование); — художественно-речевой (театрализация, праздники, развлечения) |
Компоненты Характеристики, цели
Вступитель-ная часть Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Важно вызвать у них:
—яркие положительные эмоции;
—мотивацию деятельности;
—игровую позицию
Информаци-онная часть Создать познавательные рассказы для детей со следующими требованиями:
—возрастная адресность, доступность;
—краткость, конкретность;
—информационная насыщенность;
—взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего;
— использование наглядности (фото, моделей, схем)
Проблемная часть Стимулировать умственную активность детей. Создаются проблемные ситуации по типу «А если, то... (в будущем)», для решения которых используются:
—гипотетическое экспериментирование;
—детское экспериментирование;
—неопределенные проблемные знания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов
Стимулиро-вание дет-ских вопро-сов Отгадывать предмет с помощью игры «Что в волшебном сундучке?». Формируется способность проблемного видения окру¬жающих предметов и явлений. Дети задают вопросы, которые служат своеобразным планом, определяющим характер обследования объекта:
—предмет характеризуется по цвету, форме, величине, временным и пространственным показателям;
—фотография — по месту, времени, названию события, которому посвящен памятник на ней.
Постепенно количество вопросов сокращается.
В итоге составляется рассказ об отгаданном предмете
Символиза-ция Выразить свое эмоциональное отношение к предмету в песне, танце, рисунке и т.д. Осуществляется связь с другими видами детской деятельности:
— познавательной;
— игровой;
— продуктивной (ИЗО, художественно-ручной труд, конструирование);
— художественно-речевой (театрализация, праздники, развлечения)
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится государственной, разработана даже федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании Дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира.
В этом специфика и нашего подхода, базирующегося на соци-окультурных основах ознакомления с окружающим.
В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.
Литература: Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.