Опубликовано: 07.03.2017 г.
Автор: Гарифуллина Алсу Римовна, воспитатель
МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек», Республика Татарстан
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре¬бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло¬гические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес¬са: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают¬ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус¬тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль¬шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч¬ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля¬ются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здо¬ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не¬обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здо¬ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви¬жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности.В тече-ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес¬сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз¬расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от им-пульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют¬ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен¬ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека —расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательнос¬ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре¬мени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольни¬ков постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший до¬школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен¬ную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и про¬чего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, кос¬мических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными вида¬ми труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхожде¬ние ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель¬ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв¬лений, используют разные способы проверю!: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольномвозрасте возрастают возможности памя¬ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос-произведения материала, болееустойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор¬ций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжает совершенствоваться речь.За год словарь увеличивает¬ся на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли¬чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас¬сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото¬рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор¬мами и категориями.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения¬ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник-новению детского сообщества.Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности.Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре-деляется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить сис¬тему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности иг¬ровых интересов или склонностей к определенной деятельности (ри¬сованию, ручному труду, уходу за животными).
Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, за-ботливого отношения к людям,он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готов¬ность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Вос¬питатель специально создает в группе ситуации гуманистической на¬правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер¬вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо¬нимание и взаимная симпатия.Дети становятся избирательны во вза¬имоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль¬ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, склады¬ваются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого че¬ловека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству,к совместно¬му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо по¬могать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопо¬нимания на основе учета интересов партнеров.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева¬ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во¬влечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечат¬лениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.