Опубликовано: 10.03.2017 г.
Автор: Махонина Мария Фирдовси кызы, воспитатель
МАДОУ Детский сад № 100 г. Челябинска
Обучающие задачи:
- Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
- Закрепить название геометрических фигур.
- Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить знания о последовательности дней недели.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Предварительная работа с детьми: решение логических задач, решение конструктивных задач, состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел.
Предварительная работа воспитателя:
- Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
- Приготовить сундук с «сокровищами»
- Приготовить письмо.
Словарная работа: путешествие, сокровища, цифроград
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, мольберт, сундук, мяч.
Демонстрационный материал: 5 листов с названиями островов и геометрическими фигурами (Тишина, Дружбы, Музыкальный, Цифроград, Остров Чудес)
Раздаточный материал: листы в клетку для графического диктанта, таблички с цифрами, карандаши – синие и красные, наборы с геометрическими фигурами (счетные наборы).
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
- воспитывать выдержку у Ярослава.
- закрепить знание дней недели Даниса.
Структура занятия:
- Игровая ситуация: путешествие на остров Чудес, чтение письма от Феи.
- Графический диктант.
- Состав числа 10.
- Решение задач.
- Ориентировка в пространстве – карта сокровищ.
- Итог занятия.
ХОД ЗЯНЯТИЯ:
Воспитатель: «Ребята, сегодня нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!».
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю?»
Дети: «Лодка, катер, корабль».
Воспитатель: «Правильно, ребята. А на чем мы с вами отправимся в путешествие, узнаем с помощью волшебного карандаша, который слушается моего голоса. Проходите за столы. Но, прежде чем мы начнем выполнять задание, давайте разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика.
КУЛАЧОК
Сжали ручку в кулачок – Руки положить на стол
Положили на бочок – ладони прижать к столу
Чок– чок, кулачок – одновременно сжать два кулачка
Чок– чок, на бочок – разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу
Графический диктант
Воспитатель: «Волшебный карандаш побывал в ваших листочках. Посмотрите,
что вам оставил карандаш?»
Дети: «Точка»
Воспитатель: «Возьмите в руки карандаши (девочки - красный, мальчики - синий, и от точки на листе отсчитайте …(ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «Корабль»)
Воспитатель: «Ребята, кто готов сказать, на чем же мы поплывем?
Дети: На корабле
Воспитатель: «Совершенно верно, мы поплывем на корабле. Прошу всех занять свои места. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море
(включается магнитофон «Звуки моря» ).
Воспитатель: «Мы попали на «Остров Тишины». Это значит, что задание на этом острове мы будем выполнить молча. Ребята, у всех вас есть цифры от 1 до 10. Когда я буду задавать вопрос, вам нужно будет поднять вверх правильную цифру. Все поняли задание?
Дети: «Да».
Воспитатель:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
(Когда дети поднимают цифры, воспитатель в это время смотрит, правильно ли все ответили и просит посмотреть на правильность ответа своего соседа)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все правильно выполнили задание. Поплыли дальше.
(включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).
Воспитатель: «Ребята, мы попали на «Остров Дружбы». Здесь нас ждет задание: пропустить ребят через ручеек дружбы, у которых вместе получается цифра 10. Приглашаю 5 мальчиков, 5 девочек (дети выбирают себе цифру. Проблемная ситуация – одна цифра 5, ребенок должен объяснить, что не хватает еще одной цифры 5, так как состав числа 10 - это еще 5 и 5)
Воспитатель: «Молодцы. Ребята, мы дружно выполнили задание»
(включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).
Воспитатель: «Ребята, мы попали на «Остров Музыкальный». Здесь нужно будет показать, какие мы с вами внимательные дети. Сколько звуков вы услышите, столько квадратиков с нашего счетного материала вы ставите на полоску. Все поняли задание?
Дети: «Да»
(Воспитатель на металлофоне играет 3, 5, 7, 9 раз, дети в это время должны поставить на полоску нужное количество квадратов. Металлофон спрятан за мольберт, так как задание на слух, дети не должны считать сколько воспитатель ударит, а должны слышать).
Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко устали, я предлагаю, прежде чем плыть
дальше, немножко отдохнуть (так как столы были расставлены, как парты в школе, дети сидели по два, то можно просто встать с места и сделать разминку)
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на месте тихо стать.
Воспитатель: Ой, а на море опустился туман. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы. Кому я бросаю мяч, тому нужно быстро ответить на вопрос (игра с мячом):
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите первый месяц весны
- Назовите второй месяц лета
- Сколько дней в году?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какой день недели до вторника?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у трех котов?
- Какие части суток вы знаете?
- Сколько часов в сутках?
Молодцы, вы верно ответили на вопросы и туман рассеялся! А мы с вами попали на Остров «Цифроград». (Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)
Как вы думаете, кто живет на этом острове?
Дети: «Цифры»
Воспитатель: (не забываем поднимать руки)
Назовите число, следующее за числом 2?
Дети: 3
Воспитатель: Какое число находится между числами 7 и 9?
Дети: 8
Воспитатель: После какого числа идет число 6?
(Вопросы можно дополнить аналогичными)
Молодцы, ребята! Отправляемся дальше! (включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова)
Воспитатель:
Вот мы и приплыли к острову Чудес!
С такими сложными заданиями вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать сокровища?
Смотрите, Фея оставила нам карту! По ней мы сможем найти сокровища старого замка! Нам нужно сделать 7 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 8 шагов вперед, повернуть налево и сделать 3 шага и вот волшебный сундук!
Открываем сундук, а там тетрадки по математике. Дети, это очень важные тетради. С ними мы научимся решать разные математические задания. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле. Закрыли глаза.
(включается магнитофон «Звуки моря»)
Итог
Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными? Ярослав, с каким заданием ты легко справился?
Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку. Данис, почему ты оценил себя на 4? Молодец, ты поступил честно.
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.
(В конце занятия всем детям воспитатель дает смайлики).