Опубликовано: 18.03.2017 г.
Автор: Маланина Наталья Ивановна, воспитатель
МДОУ «Д/с №145 о.в.» г. Магнитогорска
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный»
М. Монтень
О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается декларативным.
Научные исследования выявили взаимосвязь между двигательной активностью младенца и его способностями к учёбе. У детей, которые почти или совсем не ползали, наблюдаются расстройство чтения (дислексия) и снижение способности к счёту (дискалькулия).
Чрезвычайно важная и сложная «фаза включения» в совместную работу обоих полушарий головного мозга наблюдается уже у грудного младенца, когда он только начинает ползать.
При ползании, которое есть собой не что иное, как перекрестные движения, к работе подключаются одновременно оба полушария мозга.
Это взаимодействие обоих полушарий необходимо, чтобы в дальнейшем научиться читать и писать.
Вот почему всячески способствуйте тому, чтобы грудные дети больше ползали, ни в коем случае не ограничивая их двигательную активность. Именно она развивает способности ребенка, которые в будущем облегчат процесс его обучения.
Перекрестные движения способствуют овладению новыми навыками, развитию творческих способностей и быстрой реакции; содействуют целостности мыслительного процесса за счет активной работы обоих полушарий головного мозга.
Левое полушарие головного мозга ответственно за логическо-аналитическое мышление, выполнение действий, распределение заданий, соблюдение последовательности их выполнения и подведение итогов.
Правое полушарие ответственно за творчество и совершенствование, умение выразить свои мысли.
В целом перекрестные движения обеспечивают гармоничное и динамичное взаимодействие правой и левой половины тела, верхней и нижней частей тела, обоими полушариями и обоими глазами.
Перекрестные движения - это двигательный стереотип, при котором одновременно "включаются" в действие мозг, глаза и тело.
Перекрестные движения:
• одновременно активизируют деятельность обоих полушарий головного мозга;
• улучшают взаимодействие глаз и зрительного центра;
• повышают работоспособность и улучшают усвоение учебного материала;
• облегчают выполнение любой умственной работы.
Перекрестные движения - это физические упражнения, снимающие скованность мышц и одновременно доставляющие удовольствие.
Для детей, которым нужна подсказка для выполнения перекрестных шагов, используйте цветные наклейки, приклеив их на противоположные руки и ноги.
Варианты упражнения:
• Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.
• Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.
• Прикасайтесь руками к ступням «противоположных» ног за спиной.
• Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.
• Делайте перекрестный шаг прыжками (или слегка подпрыгивая). Такой перекрестный шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс.
• Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или, представляя, что вы плаваете.
• Перекрестное ползание на животе на одном месте, «ящерка».
• Перекрестное ползание на четвереньках «тигрята».
• Хождение на «ягодицах» с перекрестным движением рук и ног.
• Делайте перекрестный шаг под разную музыку и разные ритмы.
Выполнение этих упражнение активизирует мозг для:
• улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;
• улучшения движения глаз слева направо;
• улучшения бинокулярного зрения.
Упражнение улучшает следующие учебные навыки
• правописание и письмо;
• слушание и восприятие;
• чтение и понимание;
• творческие виды деятельности.
Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:
• координацию движений левой и правой сторон тела;
• укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;
• развивает координацию и осознание пространства;
• улучшает слух и зрение.
История движения
В процессе роста тела человека это движение естественно связывает работу его противоположных сторон во время ползания, ходьбы, бега. В течение последнего столетия ползание использовалось человеком как нейрологическая схема для максимального повышения возможностей учения.
Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.
Доктор Пол Деннисон обнаружил, что перекрестный шаг является эффективным движением, стимулирующим как «воспринимающее», так и «самовыражающее» полушария и дает возможность интегрировать учение.
Подбирая развивающие двигательные комплексы, с включением перекрестных движений, мы создавали игровое поле движения, с учетом ведущей деятельностью дошкольника. Помогали ему пройти этапы построения естественного движения, осуществить сенсорную интеграцию и таким образом наработать телесный ресурс, который поможет ребенку стать более успешным в социуме и заложит основу для обучения и развития.
Мы рекомендуем включать перекрестные упражнения в оздоровительную гимнастику(4-6 упражнений), физкультминутки, гимнастику после сна.
Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.
Литература:
1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
2. Цыпленкова О.А. // «Здоровье школьника» №1, 2009г.
3. Цыпленкова О.А. // «Справочник педагога-психолога.
Детский сад», №8. 2012г.