0+



 

Опубликовано: 20.03.2017 г.

Автор: Петрова Елена Александровна, воспитатель

МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР- д/с «Березка» Ступинского муниципального района

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательно-экологического развития дошкольников.

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологических представлений через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, распечатанные сказки для педагогов, два букета цветов и один засохший. 

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хочу начать с маленького четверостишия:

 

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

 

- Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Я в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

 

Игра с залом: (на экране появляются картинки)

- что общего между этими картинками? (экология)

- что общего между этими картинками? (сказка)

- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром,  где добро побеждает зло. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это

происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. 

   Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?  Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). 

    В среднем возрасте, рассказывая сказку « Гуси-лебеди», мы можем познакомить детей с разными ситуациями. Что у яблони могут обломаться ветки от тяжести. Что если в речке камни будут препятствовать воде, то может образоваться платина и речка растечется.  

    А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о

том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит

весна, за весной лето и т.д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом

«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,

взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об свойстве воды , мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются Льдинка, Зайчик, Белочка, Сова. Как они будут себя вести, что делать?

В экологической сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?» когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Зайчик и Белочка за помощью обратились к мудрой Сове. В сказке Сова не помогает объяснить почему исчезла льдинка. Я же предлагаю детям помочь героям сказки. - Ребята, а вы не можете сказать куда исчезла льдинка? - Что вы можете рассказать о льдинке ? - Что должно случиться чтобы она растаял? - Во что превратиться лед? - Когда на улице мы можем встретить льдинку? - Как называется время года, когда появляется льдинка … а исчезает? - Где дома может жить льдинка? и т.д.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с

удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием

формирует у детей представление о причинно-следственных связях в

природном комплексе.

 

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой, ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка, давайте ее поймаем» - сказал Петя. 

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку 

(Раздается текст) 

018

 

«Ежик и заяц».

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить

утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему

навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри ,какая погода,

все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя,

а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага ,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,

трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от

меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем

каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты

зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В

этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился,

солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил,

засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что

находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все

живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на

землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться

всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и

радоваться всему вокруг»!

- Итак мы выяснили, что вода необходима для растений.  Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

 

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом.  (Лес)

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Одушевленные объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселые, грустный. 

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди.

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила.

8. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «Это было….», «Эта история, которая произошла ….», «Как кто – то в ….. …..».

 

Например  «Зайчик и Медвежонок»

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. 

Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли

красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились,

кувыркались по мягкой зелёной травке. Им так понравилось, что наследующий день они опять вернулись, чтобы там поиграть. Но поляна была совсем не такой красивой, трава пожелтела и засохла. Тогда они поняли, что они поступили неправильно, когда кувыркались по ней.

 

Итак мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же

этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

 

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно

работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,

увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной

деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в

воспитании детей.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы – талантливы все»! И хочу подарить вот такие небольшие  открытки «Найди ошибки в сказке «Зимой в лесу»

 

                                       Список литературы:

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-

Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -Москва 2002

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Онлайн оплата на сайте (ROBOKASSA) Возможные варианты оплаты:

Электронный кошелек (Webmoney, QIWI кошелек)
Операторы сотовой связи (МТС, ТЕLE 2, Билайн)
Банковские карты (VISA, MasterCard, Халва)
Электронный кошелек (QIWI, Webmoney, Единый кошелек)
Через интернет-банк (Альфа-Клик, Промсвязьбанк)
Другие способы оплаты (Samsung Pay)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация