Опубликовано: 29.03.2017 г.
Автор: Никонова Марина Витальевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №11 "Планета детства"
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей, как один из видов развития мелкой моторики.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала.
- Рассказать родителям о взаимосвязи развития мелкой моторики и развитием речевой деятельности.
- Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
- Вызвать интерес к данному виду деятельности.
- Материал:
- Соленое тесто
- Стеки
- Стержни от ручек
- Термоклеенка
- Доска для лепки
- Бусинки, бисер, блестки, ленточки, фасолинки, горошинки и пр. для украшения поделки по желанию детей и родителей
- Акриловая гуашь (золотого или серебряного цвета)
- Кисточки
- Фотографии готовых слепков для образца
Участники мастер-класса:
- Дети раннего возраста
- Родители
- Воспитатели группы
Ход мастер-класса.
Добрый вечер, уважаемые родители! замечательно, что Вы сегодня нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс, спросите вы. Сегодня вы станете его участником. И, воочию, сможете узнать, что же это такое и с чем его едят. Мастер-класс имеет множество плюсов. Давайте рассмотрим их.
Во-первых – это весело и интересно. Это возможность творить, делать что-то своими руками! Дети в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое. Обожают все делать сами, по-своему.
Во-вторых – возможность совместного творчества с детьми и родителями. Вы сможете еще больше понять друг друга и сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
В-третьих – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие.
Сегодня вы познакомитесь с замечательным искусством «тестопластика» - создание объемных и рельефных изделий из соленого теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начнет понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, - лепка становится любимым занятием на долгие годы…
Соленое тесто в последнее время стало очень популярным материалом для лепки. Тесто доступный дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготавливать впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить высохшее изделие. Тесто самый удобный материал для лепки с детьми раннего возраста: оно эластично, легко мнется, в отличие от пластилина, и малыши легко с ним справляются.
Вместе с детками разомнем ручки для лепки. Повторяйте за мной, помогайте своим малышам.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
А теперь берем пакетик с соленым тестом, отщипываем от него кусочек, пакетик закрываем, потому что тесто на воздухе затвердевает и покрывается корочкой. Вкладываем кусочек теста в ручки малышей и делаем вместе с ними разминку с соленым тестом.
Перекладываем тесто из ладошки в ладошку,
Катаем колобка в ладошках,
Катаем колобка на столе, на досочках.
Надавливаем на колобка и получаем лепешку,
По лепешке побежали паучки,
Пришли мышки стали рыть норки,
Налетели гуси, стали тесто щипать,
Пришел мишка косолапый стал топтать по тесту.
Пришел слон и ножищами по тесту топ-топ.
Собираем тесто и скатываем колобок, а потом колбаску.
Молодцы!
Сегодня, мы с вами попробуем изготовить необычные и памятные поделки – слепки ладошек и ступней наших малышей. Каждый малыш и его мама украсят свою поделку по своему вкусу, тем самой делая ее индивидуальной и интересной для других. Я хочу предложить вам сохранить эти следы хотя бы до выпускного бала ваших детей в нашем саду. И тогда вместе с вашим малышом вы сможете с восторгом понаблюдать, как выросли его любимые ладошки и пяточки.
Оставляем тесто нашим малышам, пусть лепят. А мы с вами немного поговорим о том, чем полезна тестопластика, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать, и как связаны пальчики и развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,
- «Этот пальчик дедушка... и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Машина».
Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок
Гудит машина.
Тук-тук-тук - хлопки руками
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем - топать ногами
Он так быстро говорит.
Шины трутся о дорогу - потереть ладошки
Шу-шу-шу - они шуршат.
Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками
Та-та-та - вперед спешат.
Стихотворение «Зайка»
Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки
Маленький зайка - садятся на корточки
Длинные ушки - ладошки к голове
Быстрые ножки - бег на месте
Деток боишься - обхватить себя руками,
Зайка-трусишка. - изображая страх.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически
И так, приступаем к нашим поделкам. Раскатываем наше тесто в лепешку толщиной не больше 1-2 см, иначе оно не просохнет. Придаем краям желаемую форму: овал, круг, сердечко, квадрат). Приступаем к самому важному. Аккуратно прижимаем ладошку своего малыша, а затем, так же аккуратно, ножку. Уже красиво, правда, малыши?
По желанию, родители совместно с детьми прокрашивают слепок акриловой краской золотого или серебристого цвета. Затем приступают к украшению поделки. Показать родителям и детям интересные способы украшения, как можно проделать отверстие с помощью стержня от ручки, и продеть в него атласную ленточку или шнурок.
Какие красивые ладушки-ладошки у нас получились! Предлагаю подписать поделку именем малыша и проставить дату.
Потом нужно их будет просушить в духовке при температуре 150 градусов, 1.5 часа, и приклеить в рамочку.
Сегодня, уважаемые родители, мы с вами сделали одно из самых важных дел в вашей жизни: уделили внимание своему малышу и сделали совместно поделку своими руками и ручками. По прошествии лет этот слепок будет самым милым напоминанием того, каким крохотным был ваш ребенок, придя в детский сад. А мы желаем вам побольше улыбок и радости в вашей жизни.