0+



 

 Опубликовано: 30.03.2017 г.

Автор: Творогова  Жанна Геннадьевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146» г. Иваново

 

      С каждым годом растет число детей с сочетанной патологией. К такой категории могут быть отнесены дети, имеющие сочетанные проявления первичной глазной патологии и тяжелого нарушения речи по типу «общего недоразвития речи (ОНР).  В задачу профилактики нарушений звукопроизношения входят раннее выявление и ранняя реабилитация лиц с речевыми нарушениями, а также «активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди населения для эффективной профилактики нарушений речи». Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников.

       Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

        Нарушение звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающие такие формы как дислалия, ринолалия, дизартрия и, частично, афазия. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная  сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять  движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается , произносится неточно.

     Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляционного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально – психологических условий.

     «Стертая» дизартрия – нарушение звукопроизношения, возникающее  из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью  и ограниченностью объема движений  артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения  при «стертой»  дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажения тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).

      Открытая ринолалия – нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием.

 Наше дошкольное учреждение посещают дети со зрительными нарушениями. Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей с нарушением зрения заключается в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т. к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является оперативным инструментом мышления человека. Недифференцированность зрительных образов, бедность зрительных представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи связанны с характерологическими особенностями каждого человека. Это общее положение характерно и для слабовидящих. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы, ламбдацизмы, ротацизмы) встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.

       К детям с нарушением зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в средней, старшей и подготовительной группах являются амблиопия (27%) и косоглазие (73%).

В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы воспитанников нашего дошкольного учреждения   можно разделить на две основные группы:

  1. дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено недостатками развития центральной нервной системы (15%).
  2. дети, у которых нарушение зрения сочетается с аномалиями развития центральной нервной системы (85%) .

      В настоящий момент 96% воспитанников  нашего ДОУ имеют хронические заболевания или патологию развития. В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества воспитанников с нарушением речи (84%), с задержкой психического развития (24%) и другими нарушениями. Коррекционные занятия учителя-логопеда нашего дошкольного учреждения  посещают 29 детей: из них дети-инвалиды  в количестве 2-х человек; дети со стертой дизартрией – 2 человека; дети с дизартрическим компонентом -15 человек; с ЗПР - 6 человек; F 06.6-1человек; дети с НРСХ – 19 человек; дети с недостаточной сформированностью средств языка, дефектами произношения звуков – 10 человек.

В дошкольном учреждении  для формирования правильного звукопроизношения и развития  речи проводится  работа с детьми  сразу по нескольким направлениям:

1.Организация развивающей предметно-пространственной и речевой

среды в дошкольной образовательной организации для детей с

нарушением зрения.

2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка.

5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления,

совершенствования центрального  и периферического зрения,                                                                                                    

преодоление зрительных нарушений.

6. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и      

воспитания детей с нарушениями зрения в семье.   

 

1.Организация  развивающей предметно-пространственной и речевой среды в дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения.

 

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО  целью коррекционного образования   является оказание детям  квалифицированной помощи в освоении образовательной программы. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключаются в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т. к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Поэтому в ДОУ  создана предметно-развивающая среда для каждого ребенка с учетом его образовательных потребностей.

Дошкольное учреждение оснащено специальным оборудованием для детей с нарушением зрения:  игрушки и пособия в черно-белом и контрастном цветовом оформлении; наборы с шершавыми геометрическими фигурами; доски с тактильными элементами; тактильное домино: звуковое лото; шнуровки и бусы различного вида; доски  с многослойными вкладышами одинаковой формы различного размера; тренажеры различного вида для прослеживания подвижного элемента глазами; карточки с различными лексическими темами, картины для описания; пальчиковый театр; подставки, тифлоприборы «Светлячок» - настольный прибор, предназначенный для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д., «Ориентир» - учебное пособие, предназначенное для коррекционной работы по пространственной ориентировке, «Графика» - учебное пособие, предназначенное для коррекционной работы по пространственное ориентировке, формированию не стереоскопических способов изображения пространства, человека и его эмоций, математических представлений, по обучению грамоте, прибор «Сигма», предназначенный для чтения плоского текста.

По организации речевой среды были определены педагогические условия формирования связной речи у детей с нарушением зрения.

К таковым отнесены:

а) подбор зрительной нагрузки с учетом возраста детей и разной остроты зрения;

б) дифференцированный подбор учебно-наглядных пособий с преимущественными рекомендациями того или иного цвета и оттенка;

в) рекомендация зрительных упражнений с учетом офтальмологического диагноза;

г) грамотное взаимопроникновение разделов общеобразовательных и коррекционных программ в структуре целостного инклюзивного образования:

д) вариативное усложнение видов работы;

е) использование компьютерных технологий;

ж) оптимизация опоры на логико-смысловые связи в тексте.

Это в свою очередь, позволяет планировать адекватное содержание работы с детьми в условиях коррекционной работы. Реализация  модели формирования связной речи у дошкольников с НРСХ с глазной патологией в ДОУ улучшает перспективы преодоления системного недоразвития речи в дошкольном возрасте. Впоследствии,  в школьном возрасте, положительными последствиями такой работы может стать более качественная готовность к самостоятельным видам письма и к учебной деятельности в целом.

 

2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

     

В дошкольном учреждении увеличено количество логопедических  игр при реализации раздела программы  ДОУ по речевому развитию. Особенно это касается игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха.  Более широко  используются  игры не только на речевых занятиях, но и в режимных моментах. Педагогами дошкольного учреждения  ведется разъяснительная и консультативная работа с родителями по привлечению их к активному участию в речевом развитии своего ребенка.

Звуковой анализ представляет значительные трудности для большинства детей.  Поэтому до начала  работы над звуковым анализом нужно проверить, все ли дети  усвоили понятие ряда: «справа», «слева», «перед»,  «за»,  «между», «в середине», «первый», «в начале», «последний», «в конце». Это знания, на которые необходимо опираться  при формировании навыков звукового анализа и синтеза. С теми ,    кто не усвоил, необходимо проводить специальные игры и упражнения в построении и анализе различных предметных рядов(герои сказки « Репка», построение детей, предметов).

 

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных

навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.

  • Игра  на умение дифференцировать контрастные по звучанию музыкальные игрушки «Дудочка и трещетка». Ребенку дают послушать, какой голос у каждого из двух предметов, затем воспроизводят звук за ширмой. Потом просят отгадать какой инструмент звучал.
  • Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие - в них мало звуков. Слово «кот» короткое, и в нем мало звуков. Слово же «будильник» - длинное, в нем много звуков. Теперь скажите, какое слово длиннее: «сом» или «пингвин», где больше звуков?   Придумайте слова, в которых много звуков(длинные слова), мало звуков (короткие слова).
  • Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа поймай звук. Ребенку предлагается хлопнуть , когда он услышит в слове заданный звук.
  • Игры на выделение первого гласного звука  в словах  :  А Аня, аист…; ООля, ослик….; У – утка  ,  улица….; И- ива, Игорь…. и т.д.
  • Игры на выделение согласных звуков из конца слов :  мак, ослик К; кот, бегемот Т; дом, гном – М и т.д. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.
  • Игры на выделение гласных звуков из конца словдома, стена, лиса – А; столы, блины, киты – Ы; пироги, сапоги - И;  кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У. На начальных этапах нужный звук также  выделять голосом.
  • Игры на выделение первого согласного звука из начала словСначала детям проще выделять взрывные согласные вне слияния с гласными (П – платье, К - кнопка). Потом можно предлагать выделение щелевых [Ф, Ф', В, В', С, С', З, З', Ш, Ж, Щ, Х, Х'] и смычно-проходных [М, М', Н, Н', Л, Л'] звуков из позиции сначала вне слияния с гласными (С – слон, Ш - шкаф) и только после этого       при слиянии с гласными (С – сок, М – муха).  
  • Игра на выделение кол-ва слогов в словах «Построим пирамиду». Построить пирамиду из картинок. В нижний ряд нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей(машина…), во второй ряд – из двух частей (рыба…), в верхний ряд- картинку, название которой не делится на части (гусь…)
  • Игра на дифференциацию звуков «З» , «Ж» - «Звенит –жужжит».Дети придумывают слово в названии которого есть звук «З» или «Ж». Если в слове есть звук «З» , то говорят – звенит ,если звук «Ж» - жужжит.
  • Игра на обучение слоговому анализу слов. Каждому ребенку дается слово, которое он должен отстучать или отхлопать.
  • Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Конечный звук предыдущего слова  - это начальный звук (весна  - автобус – слон – нос - сова).
  • Игра с передачей мяча  «Мяч передавай – слово называй» . Назвать слово на заданный звук. Следующий игрок самостоятельно  придумывает слово на этот же звук и передает мяч  дальше.
  • Игра  «Тихо – громко». Мы катались по горам . Пели  тут и пели там.  Пропевание заданного звука по демонстрации  учителя-логопеда. Сила голоса  соизмеряется с направление движения руки (вверх -на горку, вниз – под горку).
  • Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем  - раз! И два – мы распутаем слова!» Бросая мяч детям логопед произносит слова , а дети , возвращая мяч , их повторяют. Затем слова запутывают, переставляя слоги. А дети должны их распутать. (реталка – тарелка, накомта – комната.
  • Игра «Разноцветные мячики». Красный – гласный.  Синий – согласный. Ребенок называет  слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красный, а если мяч синий , то называет слово, начинающееся с  согласного звука.
  • Игра с перебрасыванием мяча  «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…..). Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука. ( Как тебя зовут? – Ира.  Фамилия? – Иванова. Где ты живешь? – В  Иванове. Что там растет? – Инжир. Какие птицы там водятся?- Иволги. Какой подарок ты купила? – Ириски, игрушки).
  • Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова». Логопед бросает мяч детям, называет первый слог «СА» или «ША». Ребенок заканчивает слово (санки, шары).
  • Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай –сколько звуков , называй». Логопед ,бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
  • Игра «Гласный звук слышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Подбросьте мяч  .  когда услышите гласный звук.
  • Игра «Скажи наоборот» .Взрослый говорит ребенку слог с твердым согласным (например «па»).Ребенок произносит слог с мягким согласным («пя»).
  • Игра на различение голосов друзей , знакомых «Чей голосок»Дети встают в круг. Водящий с завязанными глазами узнает голоса друзей. 

 

3.Развитие речевого дыхания   

          

 Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от  обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание  - это  управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.   

 

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.

  • Фиксированный выдох. После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами ). Щеки не надувать. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с-с-с,  х-х-х-х-х,  ф-ф-ф-ф-ф,  ш-ш-ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дальше.
  • Проделать 1-ое упражнение, мысленно (затем вслух) произнося основную табличку гласных: и, э, а, о, у, ы. Делать не торопясь, распределить эти шесть гласных на всю длину выдоха.
  • Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить  звук «м», негромко, на удобной высоте звучания голоса . Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался».Проделать подобное упражнение сзвуками «н», «л», «р», «з», «ж», «в». Необходимо «протянуть» произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучание. Тоже  самое делать , чередуя на выдохе звуки»с» - «з», «ш»-«ж», «ф» - «в».
  • Вдохнув ртом и носом,  на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе.
  • Варианты сочетаний:фаф; фаф-фоф;  фаф-фоф-фуф; фаф-фоф-фуф-фыф; фаф-фоф-фуф-фыф-фиф; фаф-фоф-фуф-фыф-фиф-феф (фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.)

 

Дыхательные упражнения с движениями. 

 

  • Сделать вдох носом, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить ф-ф-ф-у-у-у.
  • Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.
  • Упражнение «Китайский болванчик» Стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинув голову назад, на выдохе произносить четко: БА-БО-БЭ. Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе: НА-НО-НЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклоняя голову влево, произносить на выдохе:  МА-МО-МЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на выдохе: КА-КО-КЭ
  • Упражнение «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху. СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ. Вып. 5 раз.
  • Упражнение «Насос».  Выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно нажимать на рукоятку насоса,  на выдохе произносить звук «С»(«Ш», «Ф»).Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху: С-С-С-С-С(5 раз).
  • Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произносить «пффф».

 

         4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка.

 

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношений – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя : в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений.

«Лопата»- расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.

«Чашечка»- поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.

«Змейка» - быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.

«Болтушка»- движение широким языком вперед- назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом.

«Лошадка»- пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок)

«Дятел»- частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну: да-да-дадд, ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл,….

«Обезьянка»- круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. Тоже в противоположном направлении.

«Качели»- удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

«Часики»- движение языка вправо и  влево,  дотрагиваясь до уголков рта (улыбка, ротик широко открыт).

«Маляр»- водить кончиком  языка, как кистью, по небу вперед-назад. Сильно надавливать кончиком языка на твердое небо.

«Накажем непослушный язычок» - покусывать кончик языка по всей поверхности.

«Вкусное варенье» - приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

«Чистим зубки» - улыбнуться, кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна.

«Горка» - Широко открыть рот; широкий язык опустить за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам.

«Три ступеньки» - сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы- 1 ступень, до верхних резцов- 2 ступень, до верхних бугорков -3 ступень.

«Кошка лакает молоко» - язык – чашечка, занести чашечку в рот , делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка.

«Пила – жужжалка» - приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и ,удерживая так язык, с силой подуть на него: Джи-Джи-Джи…

«Дождик» - стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Т-Т-Т… Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до  «тучки».

 

5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения, преодоление зрительных нарушений.

Дети с нарушением зрения особенно нуждаются в тренировке глазных мышц. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.

Виды зрительной гимнастики для глаз:

       1. «Темное расслабление»

Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять).

 2. «Диагональ»

Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, тоже самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, тоже самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.

3.  «Удивление»

Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.

 4. «Расслабление».

Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.

5. «Моргание».

Быстро закрывать и открывать глаза.

 6. «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).

7.  «Горизонтали».

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).

8. «Вращение».

Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.

9. «Косые глаза».

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с).

10. «Метка на стекле».

Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора.

11.  «Круговое движение головы».

Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большое пространство.

 12. «Двоение в глазах».

        Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица  приближать палец, пока палец не начнет двоиться.                                                                                                                                                 

 

6.  Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением зрения в семье.

 

      Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

    Проводимые групповые родительские собрания  в начале, середине и конце учебного года  помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность, за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.  Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год.  Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др.  К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр.  Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях  родители могут делиться опытом друг с другом. Индивидуально-практические  занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях.  На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с учителем-логопедом и друг с другом,  обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы  «Такие простые игры», «Фоноритмика», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения. Одной из самых  эффективных форм работы являются   открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Перед занятием логопед кратко знакомит родителей с целями занятия и даёт установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводит его анализ, даёт рекомендации по использованию тех или иных приемов.

В течение года приглашаем родителей на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе,  занимаясь по индивидуальным домашним заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.   Для дополнительной проработки иногда  домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.  Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и  лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Прекрасные результаты дает использование карточек и картотек. С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность.  

 Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

         С помощью выше приведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

         Вывод:  Работая по всем шести направлениям, мы в нашем дошкольном учреждении имеем  положительные результаты, что позволяет планировать адекватное содержание работы с детьми. Реализация предложенной модели  профилактики нарушений звукопроизношения  у дошкольников с ОНР с глазной патологией в ДОУ улучшает  перспективы преодоления системного недоразвития речи в дошкольном возрасте. Далее, и в школьном возрасте, положительными  последствиями такой работы может стать более качественная готовность к учебной деятельности в целом.

.

                                                   Литература:

 

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

2. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников. Голубева  Г.Г.

3. Учимся говорить правильно и красиво. Библиотека логопеда. И.А.Поварова

4. Воспитание у детей правильного произношения Фомичева М.Ф.

5. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. Библиотека журнала логопед. О.В. Бачина, Л.Н.Самородова. 2008г.

6. Развитие связной речи у детей с нарушением зрения.  Лапп Е.А.  Москва.Сфера 2006г.

7. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Чевычелова Е.А. Волгоград . Учитель 2012г.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Онлайн оплата на сайте (ROBOKASSA) Возможные варианты оплаты:

Электронный кошелек (Webmoney, QIWI кошелек)
Операторы сотовой связи (МТС, ТЕLE 2, Билайн)
Банковские карты (VISA, MasterCard, Халва)
Электронный кошелек (QIWI, Webmoney, Единый кошелек)
Через интернет-банк (Альфа-Клик, Промсвязьбанк)
Другие способы оплаты (Samsung Pay)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация