Опубликовано 24.08.2017г.
Даминова Гульнара Шагидулловна
Учитель-логопед Iквалификационной категории.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Общеобразовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №205» город Оренбург
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
(В.А.Сухомлинский)
«Рука-это инструмент всех инструментов»
( Аристотель)
Обоснование проекта
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
Цель проекта: подобрать максимально эффективные методы и средства, способствующие развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
-произвольного внимания;
-логического мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
Формировать и совершенствовать пространственные представления:
-ориентацию на листе;
-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
Формировать навыки учебной деятельности:
-умение действовать по словесным инструкциям;
-контроль за собственными действиями.
На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, нетрадиционными методами, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (сентябрь)
Изучение:
-научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
Подбор диагностического материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
Создание предметно-развивающей среды;
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Изучение полученных результатов, выводы.
II этап – основной (октябрь – май)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
III этап – заключительный (май)
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Реализация проекта
Работу начали с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:
методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;
«Дорожки» (по Л.А. Венгеру);
графический диктант;
методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения).
Проведенное диагностическое обследование в начале учебного года показало, что 40% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 47% детей имеют средний уровень и только 13% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Решая задачи развития мелкой моторики, мы создали необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:
мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус;
веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
грецкие орехи – для самомассажа кистей;
«волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
мелкая мозаика;
мелкий конструктор;
разрезные картинки;
рабочие тетради «прописи»;
изготовлены информационные стенды для родителей.
В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними.
Нами разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», изготовлен и оборудован центр «Игры с манкой».
Для более эффективного результата в развитии мелкой моторики мы использовали нетрадиционные виды деятельности: тестопластика
Занятия тестопластикой не только развивают мелкую моторику ребенка, но и пробуждают интерес к творческому труду, формирует у них желание сделать что-нибудь своими руками в свободную минуту, учит умению наблюдать, выделять главное в увиденном. Воспитывает усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца, приучает к аккуратности в работе, формирует стремление поддерживать порядок на рабочем месте и умение работать в коллективе
Кроме того это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Это замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной; дает немалую нагрузку на пальчики при размазывании пластилина
Нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, «по мокрому», монотипия и др.) привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности. К тому же рисование с использованием нетрадиционные методик не утомляет, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания
Аппликация из салфеток не только развивает детей, но и доставляет огромное удовольствие.Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Изучив опыт работы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому нами составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:
Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
Пальчиковая гимнастика.
3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
4. Игры на координацию движений.
5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов.
Поэтому нашей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста было проведено выступление на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Было проведено воспитательное мероприятие «Путешествие в страну Детства», где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации:
проведение конкурса для родителей «Бусы для дочки»;
мастер-класс для родителей «Веселые пальчики»;
оформление выставки поделок «Оригамская сказка»;
творческое рассказывание – придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).
Результативность
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР на начало и конец учебного года представлены в диаграмме.
В ходе работы над проектом:
Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами у дошкольников с ОНР.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами у детей дошкольного возраста с ОНР во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.
Список литературных источников
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
Агапова И.А.и Давыдова М.А.Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностях детей. М.Лада,2009.
Аммосова, Н.С.Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Журнал «Логопед» .-2004.
Информационные ресурсы
http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.