Опубликовано: 16.04.2018 г.
Автор: Просветова Светлана Илларионовна,
Чистякова Елена Леонидовна
Воспитатель МБДОУ д/с №65 г. Белгород
Проблема развития человеческих отношений является важной на протяжении существования человеческого общества. Культура взаимоотношений в обществе зависит от образа жизни и уровня развития человеческой личности. В современной жизни социокультурное развитие людей является очень актуальным в связи со сложной сложившейся социально-экономической и социально-культурной ситуацией в мире, в России. Чем выше у человека уровень образованности, воспитанности, интеллекта тем быстрее он адаптируется в современном обществе, легче осваивает коммуникативные отношения и более свободно реализует свои личностные возможности в трудовой и социальной сфере.
Социально-коммуникативное развитие детей следует начинать с раннего возраста, так как это способствует формированию позитивной личности готовой безболезненно пережить период вступления во взрослые социально-коммуникативные отношения.
Социализация дошкольников предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Но понятие «социокультурных ценностей» говорит ещё о более глубоком изучении и овладении культурой того общества, в котором живёт человек. Принадлежность к какой - либо территориальной привязанности диктует изучение истории, культуры, традиций этого сообщества. Для детей нашей страны - это история России, культура и традиции русского народа.
Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, почти не владеют информацией о своей стране и даже о своей семье. Детский сад должен восполнить этот пробел, так как только в детском саду дети получают опыт общения со сверстниками, опыт поведения в детской сфере, развивают такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, получают интересную и достоверную информацию о своей стране. Даже о своей семье дети более подробно узнают в детском саду, так как участвуют в беседах о профессиях родителей, о взаимоотношениях с сёстрами, братьями, со старшим поколением.
Мощным обогащающим фактором детского развития, как утверждает С.Л.Новосёлова, является социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребёнок в своём развитии испытывает несомненное влияние семьи, её быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несёт в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние социума. Все эти среды: семейный дом, детский сад, микрорайон, город, природные и парковые ландшафты могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Особое внимание педагоги детского сада уделяют формированию у ребёнка образа Я, уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Для этого в группах создана предметно пространственная развивающая среда, которая закрепляет полученные в словестно-эмоциональной сфере знания. Все центры – и игровые и познавательные – должны быть оформлены так, чтобы ребёнок мог пополнить свой интеллектуальный запас, мог определить место своего собственного Я в общении, в играх, во всех видах деятельности.
Основной вид детской деятельности у дошкольников является игра. Она является основным средством становления его как автономной, независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения со сверстниками. Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Именно в игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта. В игре ребёнок конструирует самого себя, учится быть лучше. Задачи важные, поэтому данный вид деятельности продумывается педагогами до мелочей. Это и руководство игрой, и насыщенность игровой атрибутикой, и обсуждение с детьми хода игры, развитие сюжета, распределение ролей. Если в младших группах воспитатель организует и направляет игру, то в старших только присутствует, поддерживает эмоционально, помогает улаживать возможные разногласия. Советы взрослого должны быть осторожны, корректны, в основном дети сами организуют, направляют и развивают игру. Но вот руководство в утверждении образа Я каждого участника игры должно быть под особым вниманием взрослого. Каждый ребёнок должен быть уверен, что его роль – самая важная, что обыгрывает он её превосходно, никто ни- кого не прогоняет, не критикует, а только поддерживает, помогает, все доброжелательны и уверенны в себе. Такая игра представляет для детей модель идеальных социокультурных отношений в будущей взрослой жизни, к которой будут стремиться дети.
С поступлением детей в школу проблема социализации приобретает большую значимость, особенно если ей в детском саду не уделялось должного внимания. Как следствие этого, переступивший школьный порог ребёнок сталкивается с целым шквалом переживаний в процессе установления социальных контактов с учителем и одноклассниками. Поэтому, ещё в детском саду необходимо создать благоприятные условия для осуществления будущей школьной социализации детей. И опять, одним из методов, отражающих современную ситуацию развития социума, является сюжетно-ролевая игра. Ведь именно игра выступает основным средством, обеспечивающим гармоничное развитие растущей личности, обеспечивающим освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых нормах и нормах общения, применимых к школьной жизни. Поэтому, тематика игр должна увлекать, удивлять новизной и необычностью. Это могут быть познавательно-развивающие игры-путешествия, игры экономического характера, игры-эксперименты, режиссёрские игры на построение своего мира.
В осуществлении реализации развития у детей социально-коммуникативных способностей предполагает использование не только игровой деятельности, но и других средств и методов. Прежде всего - это обеспечение эмоционального благополучия ребёнка. Достигается это за счёт того, что педагоги строят взаимоотношения между детьми и взрослыми на доброжелательной основе, чуткости к эмоциональному состоянию каждого члена коллектива, уважения друг друга, недопустимости любого унижения как физического так и психического. Роль педагога заключается в том, что он должен вовремя оценить любую ситуацию, доброжелательно, без обвинений, разобраться, доступно и понятно объяснить детям правильность того или иного развития отношений. Должна быть создана такая атмосфера принятия, в которой каждый ребёнок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть. Однако ребёнок должен принять и такое развитие событий, когда он будет соблюдать понятные для всех детей правила взаимодействия.
Положительная адаптация любого человека в обществе во многом зависит от того, насколько он успешен в своей трудовой деятельности. Леность в труде чаще всего приводит к неустроенности, развитию вредных зависимостей, не умению создать и содержать семью. Поэтому навыки трудолюбия, самостоятельность, желание участвовать в коллективном труде необходимо начинать прививать ещё в дошкольном возрасте. К семи годам дети должны уметь не только выполнять какие-то трудовые действия, но и уметь планировать их, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки. У детей должен быть чётко сформирован навык учебной деятельности, так как дальнейшая учёба обеспечит уровень образованности будущего гражданина.
В последние годы в России наметилась новая тенденция – выявление и подготовка молодых лидеров страны, которые обеспечат в будущем процветание России своим высокопрофессиональным руководством. И начинать опять надо, в детском саду. Для этого рекомендуется создание условий для развития проектной деятельности. Уже в этом возрасте у детей должен проявиться опыт создания собственного замысла и воплощение своих проектов. В этом возрасте дети уже способны задумывать и реализовать исследовательские, творческие, нормативные проекты. Педагог должен выявить интересы ребёнка, поддерживать детскую инициативу при выборе темы, помогать планировать свою проектную деятельность. Очень важна и психологическая сторона этого вида деятельности: ребёнок должен поверить в себя и в значимость своей идеи, преодолеть робость, смущение, учиться умению отстаивать свою версию.
Таким образом, приобщение дошкольников к социокультурным ценностям – это процесс усвоения индивидом социального и культурного опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации дети приобретут общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В этом процессе принимает участие всё окружение ребёнка, и особенно, детский сад.
Список литературы:
1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы // Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2017. С.60, 138, 141, 143.
2. Виноградова Н.А, Позднякова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников // Практическое пособие. 2009. С. 12-13.
3. Ежкова Н., Ежкова П., Кулинич А. Приобщаем дошкольников к социокультурным ценностям // Дошкольная педагогика 2016. № 10 С.4-9.