0+



 

Опубликовано: 29.07.2019 г.

Автор: Вилкова Оксана Валерьевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №51 «Рябинка»

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же дошкольные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другие.

Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

  • низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
  • недостаточно высокий уровень осведомленности родителей в вопросах воспитания;
  • недостаточная компетентность многих воспитателей;
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
  • отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
  • «стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
  • «закрытость» дошкольного учреждения.

Перед руководителями отделов образования, методистами окружных методических кабинетов и научно-методических центров, а также руководителями самих дошкольных учреждений встает вопрос об оценке состояния взаимодействия каждого детского сада с семьей. Подобная работа необходима прежде всего для выявления и распространения ценного опыта. Передовая практика способна помочь тем педагогическим коллективам, которые стремятся к организации сотрудничества с семьей, но не всегда владеют эффективными путями его достижения. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителям дошкольных учреждений провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов дошкольных учреждений, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей. Это годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы общих и групповых родительских собраний.

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить, насколько неформально подходит коллектив дошкольного учреждения к работе с семьями воспитанников: учитывает их потребности, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями.

К сожалению, очень часто в ДОУ запланированные эффективные мероприятия по взаимодействию педагогов и семьи в практике работы не реализуются. Поэтому важно не только изучить содержание планирования работы с родителями, но и выяснить, насколько планы соотносятся с реальной работой педагогов.

Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, будет являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи. Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семьям. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;

2) изучение уровня родительской позиции и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями;

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы дошкольного учреждения, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

Оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Можно предложить следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;

использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

стремление к диалогу при организации работы с родителями;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

«открытость» дошкольного учреждения для родителей;

осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей: стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей; изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без активного использования полученных данных в работе; сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок; нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей предполагает: формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей; изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без использования полученных данных в работе; бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников (посещение детских праздников родителями);отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Определение уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой – обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения дошкольных учреждений и семьи.

Родительская позиция – это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.

Показателями родительской позиции можно считать: образ жизни и поведение в семье; нравственный и культурный уровень отца и матери, взаимоотношения их друг с другом; отно­шение матери и отца к своему ребенку; осознание и понимание ими целей и задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.

Показатели адекватной родительской позиции – это появ­ление у родителей потребности в знаниях, желание получить ответ на интере­сующие их вопросы; обращение родителей к педагогу за советом; активное участие в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителя­ми; использование педагогически обоснованных методов и приемов воспи­тания, организация детской деятельности; осознание своих ошибок; ведение записей о поведении, интересных высказываниях своего ребенка; появление элементов «педагогической рефлексии»: анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления, сомнения и раздумья родителей.

Анализ педагогической литературы показывает необходи­мость систематически и целенаправленно пополнять знания отцов и матерей о целях и задачах воспитания детей, закономерностях физического, психическо­го, умственного развития ребенка; отрабатывать навыки, умения строить от­ношения между взрослыми в семье, с ребенком; формировать потребность анализировать собственную воспитательную деятельность.

Список используемой литературы

  1. 1.Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Сб. науч. тр. – Пермь, 1993. – 325 с.
  2. 2.Ананьев В.А. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Наука, 1980. – 536 с.
  3. 3.Антонов Н.А., Медков В.М. Социология семьи – М.: МГУ, 1996. – 320 с.
  4. 4.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. – 2002. – №9
  5. 5.Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М.: Наука, 1972. – 290 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация