Опубликовано: 28.09.2019 г.
Автор: Самсонова Наталья Сергеевна,
Воспитатель 1к.к.,
МБДОУ д.с. 35 Екатеринбург
В статье рассматривается проблема значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края как сложного личностного образования старших дошкольников. Представлен опыт проектной деятельности, способствующий ознакомлению детей с культурой родного края, выделены компоненты и этапы развития познавательного интереса.
Развитие связной речи с как сложного личностного образования происходит в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. На мой взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию, является проектная деятельность. Под проектной деятельностью мной понимается востребованная современной информационной ситуацией, адекватная познавательным потребностям детей, деятельность, направленная на развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализации самостоятельно или совместно с воспитателем, реализуя эмоционально-волевую сферу в процессе познания (Т.Г. Кобзева).
На основе анализа педагогической литературы, я выделила следующие компоненты проектной деятельности детей и их родителей :
-наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
-реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
-обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена детьми и их родителями проектной группы;
-наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
-представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Проектная деятельность включает следующие этапы:
–разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
–реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
–оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности). Проектная деятельность в присвоении культурного наследия направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект-объектных к установлению субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.
Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа. «Любовь к родному краю, знание его истории -основа, на которой должен и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет [1, с. 20–26].
Возможности изобразительного искусства в процессе формирования интереса ко всему прекрасному, искусству, культуре трудно переоценить. Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительной деятельности в начальной школе ведет к изменению позиции учителя. Он «превращается» в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В связи с этим изменяется и психологический климат в группе, так как воспитателю приходится переориентировать работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера .
Проектная деятельность позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья», развивает познавательный интерес младших школьников [2, с. 46].
В ходе работы над проектом мы уделяли особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Уровень их сформированности оценивался по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.
Искусство Екатеринбурга, а в частности Академического района представляет собой малоизвестную и недостаточно изученную область для детей. Процесс развития интереса к познанию культуры родного края в проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста включал в себя три последовательных этапа:
-возникновение устойчивого, ситуативного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в специально организованных взрослым ситуациях познания;
-развитие устойчивого, вне ситуативного интереса, который проявляется в устойчивом желании детей общаться со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края не только в специально созданных ситуациях, но и вне ситуативно;
-становление устойчивого, вне ситуативного, избирательного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в активном, устойчивом желании детей познавать доступными способами историю и культуру родного края (обращение к взрослому, сверстникам, осуществление поиска информации с помощью вопросов независимо от организованной ситуации). Разработанный мною комплекс занятий предназначался для детей старшего дошкольного возраста и включал 5 проектов: «Театры Екатеринбурга», «Народное декоративно-прикладное искусство Среднего Урала», «Город, в котором мы живем», «Архитектура и памятники Екатеринбурга», «Природные заповедные места Свердловской обл.».
Содержание педагогической работы по развитию связной речи детей через приобщение культуре родного края строилось в соответствии с выделенными этапами, и было направлено на решение задач:
-воспитание устойчивой потребности к изучению культуры родного края, развитие сосредоточенности и внимания к познавательной информации;
-овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно-творческой деятельности;
-формирование устойчивого интереса к культурному наследию родного края, к искусству народа России, к его художественным традициям как части мировой культуры;
-воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности.
Проведенная мною работа показала, что проектная деятельность в культурно-исторической сфере способствует активному развитию связной речи через культурно-историческое наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка .
Литература
1.Лихачев, Б.Т. Образование: идеология и политика / Б. Т. Лихачев // Педагогика. —1995. —No 4. —С. 20—26.