0+



 

Опубликовано: 28.09.2019 г.

Автор: Ефремова Ю.Л.,
воспитатель первой
квалификационной категории БМАДОУ
«Детский сад №17»
г. Березовский

Аннотация:

Цель: Раскрытие познавательных компетенций детей и родителей в вопросах практического межличностного взаимодействия при помощи элементов «песочной терапии» и погружения в «песочную среду».

Задачи:

1.Смотивировать у детей и их родителей интерес к практическому совместному взаимодействию посредством предложенных упражнений - элементов песочной терапии и соответствующим погружением в «песочную среду».

2.Актуализировать эмоционально – доверительные взаимоотношения между детьми и родителями, способствующие полноценному раскрытию личности ребенка и позитивной самореализации взрослых, с использованием инновационной развивающей среды.

3.Закрепить полученный опыт межличностного взаимодействия родителей и детей с использованием организованной фото - выставки творческих совместных «песочных работ».

Ключевые слова: песочная среда, песочная терапия, песочная игра.

Оборудование:

- Подносы по количеству пар родитель-ребенок;

- песок (манная крупа –для безопасного взаимодействия);

- кисточки по количеству участников мастер-класса;

- всевозможные сопутствующие фигурки –помощники для песочной игры.

, Дата и место проведения:

-25 ноября 2018 г. БМА ДОУ «Детский сад комбинированного вида№17» средняя группа №5 «Гномы».

Воспитатель 1 кв. категории: Ефремова Ю.Л.

Участники: родители и дошкольники (возраст 4-5 лет).

   Я хочу начать сегодня своею статью с цитаты русского педагога К.Д. Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей -это кучка песка». Много лет теоретического изучения и практического опыта работы в направлении песочной терапии, дали мне бесценный инструмент для диагностики, коррекции эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферы детей и взрослых. В настоящее время много говорят о инновациях в системе дошкольного образования и одним из таких направлений –я представляю-создание дополнительной развивающей среды при помощи песочной терапии-игры и соответствующий практикум на основе этой среды (презентация мастер-класса для родителей и детей с включением и погружением в песочное пространство и общее взаимодействие).

Актуальность темы:

  Актуальность данного подхода в настоящее время очевидна. Дети-дошкольники очень много свободного времени проводят в компьютерных играх, используя современные гаджеты. В тоже время игры детей друг с другом, а также детей с родителями отходят на дальний план.

 Дети теряют интерес к простым коммуникационным играм, перестают испытывать от них положительные эмоции. В силу своего раннего возраста детям –дошкольникам сложно осознать, объяснить и контролировать свои эмоции. Эмоциональный интеллект крайне нестабилен. Детям очень сложно создать для себя игровое пространство, в котором они могут свободно реализовать свои творческие возможности и фантазии.

  Я предлагаю использовать для развития эмоционального интеллекта детей и развития творческого видения – песок и соответственно «песочную среду». Песок способствует снятию эмоционального напряжения; развивает тактильную чувствительность; мелкую моторику рук; способствует развитию речи; через игру с песком дети лучше усваивают информацию. И самое ценное-дети настолько увлекаются игрой с песком, созданием песочных картин и сюжетов- начинают активно взаимодействовать друг с другом, с удовольствием принимают в свою игру взрослых. «Песочная среда» очень подвижна, многогранна и не предсказуема.

 Пояснительная записка:

 Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт.

 Наверняка, каждому из нас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, мы с удовольствием водим ладонью по песку, строим из него волшебные замки. И не замечаем, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что песок волшебным образом провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. Человек подсознательно встраивает все то, что его беспокоит на данный момент.

 Очень часто бывает, что ребёнок словами не может выразить свои тревоги, переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Это и есть целительный эффект песочной терапии и «песочной, созданной нашими руками среды».

Теоретический аспект деятельности:

 В настоящее время песочная терапия - достаточно распространенный метод и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Каждый может найти в использовании этого метода свой характерный ключ, свое направление работы. В этом и есть доступность данной методики.

 Многолетний опыт моей психолого - педагогической деятельности показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты – как с детьми, так и совместно с взрослыми. Сюжеты, созданные при помощи песочной игры и непосредственная, представленная участниками песочная среда, являются отражением бессознательного ребенка или взрослого. С их помощью опытный и бережный педагог- психолог выводит наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям взглянуть на внутренний мир ребенка. Играя с песком, дети достаточно активны, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Можно добавить, что хорошо развивается мелкая моторика рук, движения пальчиками становятся более ловкими и слаженными. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать конфликтные ситуации. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Для своей психолого- педагогической деятельности я выбираю разные тактики и техники взаимодействия. Это может быть индивидуальная работа с ребенком; работа с родителем (родителями); взаимодействие взрослый-ребенок, мастер-классы с участием детей и взрослых.

Практический аспект деятельности представлен на примере совместного мастер –класса, проведенного на базе нашего детского сада в средней группе (возраст воспитанников 4-5 лет).

1 Этап. Мотивация к совместной деятельности.

-Уважаемые родители, мы рады сегодня с ребятами приветствовать и принимать вас у себя в гостях в нашей группе. Сегодня мы пригласили вас не просто так, а для того чтобы вы тоже вспомнили, что когда-то были маленькими детьми и с удовольствием играли с песком в песочницах.

-Вашими проводниками в мир детства сегодня будут ваши дети. Они помогут вам вспомнить то, что вы возможно забыли, став взрослыми. Дети помогут вам отвлечься от ваших проблем и забот, помогут перенестись в мир волшебной песочной игры. Ведь совместная игра со своим ребенком - это очень интересно и познавательно; вы можете посмотреть на него в роли волшебника и творца, создающего свою планету и свой мир.

2 Этап. Организационная деятельность.

-Давайте познакомимся с песком. В своей работе я использую разные виды песка: песок речной, песок кинетический, для работы с младшим возрастом- манную крупу и цветной рис.

-Предлагаю сегодня погрузиться в мир песочной игры, используя манную крупу, кисточки и подносы.

-Садитесь, пожалуйста, поудобнее. Ребенок занимает ведущую позицию, а взрослый-следует за ним.

3 Этап. Практическая деятельность.

-Мы начнем с вами с самого простого упражнения, которое называется «Что ты чувствуешь?»

Упражнение 1.

Взаимодействие с песком при помощи тактильных ощущений. Работаем с ребенком в паре. Проговариваем по очереди с ребенком своих чувств при контакте с песком. Что ты чувствуешь, расскажи мне по секрету?

Инструкция.

При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие варианты совместных действий:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя волнообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Упражнение помогает наладить положительный эмоциональный контакт между ребенком и родителем. Снимает тревожность и способствует развитию интереса к дальнейшему совместному, творческому процессу.

Упражнение 2.

-Уважаемые родители, нам удалось расслабиться и встретиться с песком, а также со своим «внутренним ребенком». Продолжим наше путешествие дальше.     Сейчас мы превратимся в художников и при помощи кисточек и подносов с песком попробуем изобразить наше настроение на данный момент. Сначала рисует ребенок и рассказывает родителю, потом – наоборот. Возможно создание общего рисунка «Наше настроение сейчас».

Инструкция.

-Наберите песок сначала одной рукой, потом двумя руками, так чтобы он сыпался из кулаков. Теперь нарисуйте любой, пришедший вам символ: круг, Солнце, цветок, волны. Можно рисовать пальцами- это добавить вашему творческому процессу больше ощущений от взаимодействия с песком.

Когда ребёнок начинает рисовать на песке, у него начинает работать не только мелкая моторика, ещё включается воображение,

Данное упражнение позволяет почувствовать и проявить творческий потенциал в паре родитель- ребенок и объединить свои усилия для дальнейшей игры с песком.

Упражнение 3.

-Уважаемые родители, а теперь самое сложное упражнение для нас взрослых. Суть его заключается в том, что мы передадим ребенку определенную часть ответственности за события окружающего мира. А сами постараемся отключить функцию контроля нашего головного мозга и доверимся своему ребенку.

Инструкция.

  Упражнение выполняется в парах- родитель –ребенок. Ребенок при помощи кисточки закапывает в песок кисть руки мамы или папы. Взрослый в это время отслеживает свое эмоциональное состояние. Затем- ребенок начинает откапывать кисть руки при помощи кисточки с условием бережного отношения к действию. По окончанию упражнения- взрослый благодарит ребенка, и они меняются ролями. Упражнение желательно повторить дважды.

 Это упражнение хорошо выявляет эмоциональное состояние взрослого на момент игры; насколько взрослый может довериться своему ребенку; что испытывает, когда ребенок заботится о своем родителе. Очень хорошо отражает модель взаимодействия –родитель- ребенок.

 Обратив внимание на особенности игры- можно многое сказать о том, какую модель межличностного взаимодействия взрослый готов передать своему ребенку. Важно обратить внимание на эмоциональное состояние у взрослого и ребенка после этого упражнения.

 Какие чувства вызывает совместная игра? Забота? Бережное отношение друг к другу?

Упражнение 4.

 Ну а последним нашим совместным упражнением будет настоящий подарок –сюрприз для всех присутствующих.

Инструкция.

- На своих подносах с песком мы сейчас с вами, как настоящие путешественники, отправимся каждый в свою Волшебную Страну.

 При помощи фигурок-помощников, вы-взрослые, совместно с ребенком начинаете моделировать и выстраивать ту страну, мир, планету- где вам вместе с вашим ребенком будет комфортно, спокойно и радостно.

-Я предлагаю вам выбрать элементы природного материала, разноцветные камушки и бусины; фигурки зверей и птиц. Следуйте за вашим ребенком и попробуйте прожить с ним совместно это путешествие.

Выберите для вашей Волшебной Страны название. Расскажите друг другу, что вам больше нравится в вашей стране, и чтобы вы хотели забрать с собой на память. Поделитесь с вашим ребенком, какие эмоции у вас появились от совместного творчества.

 4 Этап. Подведение итогов.

- Уважаемые родители, наш творческий совместный Мастер-Класс подошел к завершению.

 Мы очень много сегодня узнали нового и интересного о песке, песочной игре и песочной терапии. А самое ценное, что мы смогли отвлечься от наших взрослых забот и проблем и провести время вместе со своим ребенком.

5 Этап. Рефлексия.

- Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии.

- Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье и в дальнейшем взаимодействии со своими детьми.

 Игра и упражнения с песком, создание новой «песочной среды», помогают получать детям новые знания об окружающем мире, о социальном мире. Такое взаимодействие с песком снижает психоэмоциональное напряжение и тревожность, обладает релаксационным эффектом. В интеллектуальном аспекте - развивает познавательные процессы: восприятие, внимание, память. Поведенческая и коммуникационная область получает свое развитие – это и навыки общения, стратегия поведения в конфликтах; умение отстаивать свои убеждения. При создании и реализации своих творческих замыслов- во время занятий с песком, у детей проявляется творческая активность и развивается воображение и улучшается самооценка.

 Я хочу закончить свою статью словами известного педагога по работе с детьми -  Януша Корчака:

«Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой».

Используемая литература:

  • 1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
  • 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. -- СПб: Питер. - 1998. - 128 с.
  • 3. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.
  • 4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  • 5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация