0+



 

Опубликовано: 06.10.2019 г.

Автор: Шевченко Елена Владимировна,
Воспитатель,
МОУ «Детский сад № 330 Красноармейского района Волгограда»
г. Волгоград

АВТОРСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     В связи с введением в практику работы ФГОС к предметно-развивающей среде был проведён анализ существующих условий в группе. Посредством, которого была выявлена проблема: созданная развивающая среда в группе не полностью отвечает некоторым Федеральным государственным образовательным стандартам, также выявлена некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Таким образом, в группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

     Главной целью стала – реконструирование предметно-развивающей среды, с учетом интеграции образовательных областей в центрах среды, которая способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях  МОУ д/с № 330 последующим её формированием и доведением соответствия до 80% по требованиям ФГОС.

Задачи, которые необходимо было решить:

  1. изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы «Детство» и основной общеобразовательной программы ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
  2. преобразовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно развивающей среды;
  5. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

     Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

     Так, при формировании предметно-развивающей среды,  в первую очередь постаралась избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами и о становилась на создании для ребенка трех предметных пространств, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова), при этом исходила из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В основу построения предметной среды группы легли ее основные функции:

  • организующая функция, цель которой предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
  • воспитательная функция, ее цель это наполнение и построение развивающей среды, которые должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника.
  • развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

     Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования придерживалась следующих принципов (по В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я"); половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

     Таким образом, построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает моим воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у воспитанников чувство радости, эмоционально положительное отношение к помещению группы, которую ребенок посещает, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

     Работу начала с повторения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГОС к среде ДОУ:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13".
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

     Как известно, что самое сложное в построении предметно-развивающей среде – это найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группового помещения. Продумать зонирование помещения и решить таким образом, чтобы интеграция десяти образовательных областей стимулировали развитие познавательных способностей воспитанников.

     Я думаю, что мне удалось найти ответ на вопрос как преобразовать предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников с учетом ФГОС?

    Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

     В одной и той же зоне согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности. Так, центрами "Знатоки природы", где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования "Юные исследователи" для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

   Природный уголок группы служит не только украшением, но и местом для саморазвития воспитанников. С учетом возраста воспитанников подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, для этого имеется необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

   В природном уголке с учетом сезона вместе с детьми помещаем поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставляем на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

/приложение 1/

     Познавательное и речевое направление включает в себя стол экспериментирования, модели, схемы, диски, макеты, игры – головоломки, коллекции, демонстрационный и раздаточный материал, реалистические игрушки, настольные и напольные дидактические игры, лото, уголки словотворчества, детского творчества, энциклопедии, художественную детскую литературу, портреты писателей, детские газеты, журналы, книжки – самоделки, газеты по календарю знаменательных дат.

     В центре "Знайка" подобраны развивающие игры, направленные на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.). Группа оснащена магнитной доской и др.

/приложение 2/

 Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

/приложение 3/

Физическое направление представлено физкультурным инвентарём, спортивными комплексами, тренажерами, моделями и схемами, наглядным материалом, детской литературой, «Дорожка Здоровья», картотеки, фотоальбомы. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

     Уголок безопасности дорожного движения интересен не только мальчикам, но и девочкам группы. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

     Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

/приложение 4/

     Художественно-эстетическое направление содержит разнообразный материал по народно – прикладному искусству, музеи народной игрушки и разных коллекций, портреты художников, детское творчество.

     Для центра искусства "Художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок и находятся в навесной полочке. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

/приложение 5/

     Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

/приложение 6/

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Совместно с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Родители помогают с костюмами. Ребята с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

/приложение 7/

-Большое внимание уделяю воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Поэтому в старшей группе центральное место при организации предметно-развивающей среды должно быть отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города-героя Волгограда и края. В центре представлены куклы в национальных костюмах, сшитые руками родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов.

/приложение 8/

Художественно – эстетическое направление представлено музыкальными инструментами фабричными и самодельными, портретами композиторов, дидактическими играми, пособиями «Музыкальный конструктор», «Ручные знаки» и др., музыкальными игрушками, фотоальбомами, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.

/приложение 9 /

    Все части пространства в зависимости от конкретных задач режимных моментов, может меняться, трансформироваться. Поэтому пространство слало живым, «пульсирующим», что очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции детей «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединятся к их деятельности. Таким образом, получился отказ от жесткой привязки места хранения и пространства использования материала, что позволяет избавиться от традиционно принятой дробности пространства.

    Каждая зона пространства теперь располагает детей к нескольким видам деятельности в зависимости от времени и ситуации. Для того, чтобы каждая часть пространства эффективно работала, с этой целью внутри каждой зон расположены лишь те материалы, которые необходимы для деятельности только в этой зоне, а на границах зон – материалы, необходимые и часто используемые в обеих частях группового пространства. Размещение материалов стало более функциональным.

В итоге: предметно-развивающая среда имеет открытую, незамкнутую систему, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. На практике выяснилось, что полностью заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что и делается. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

     Особое внимание так же уделила эстетическому оформлению помещения группы. При оформлении учитывала мнение воспитанников, и с большим удовольствием используются работы, изготовленные ими или совместно, а также с родителями в ходе совместной деятельности.

    Такое включение дошкольников в общий процесс преобразования пространства группы способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

     Таким образом, предметно – развивающая среда стала соответствовать требованиям нормативных документов и до 75% ФГОС.  Недостающие 5% преобразования среды группы требуют доработки.

     В ходе реализации построения предметно-развивающей среды повысился личный уровень профессионального мастерства по данной проблеме. На данный момент в детском саду являюсь главным консультантом по вопросам построения предметно-развивающей среды групп в ОУ.

     К созданию предметной среды привлечены не менее 50% родителей, что так же способствует налаживанию взаимодействия с ними.

     И в итоге: преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов и решению задач образовательных областей в интеграции.

    Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой воспитанников группы на сегодняшний день свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.

Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

2.Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — №  4. — С. 79.

3.Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.

4.Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 12

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 13

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 14

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 15

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 16

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 17

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 18

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 19

Шевченко Е. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Предметно развивающая среда с учётом ФГОСdocx 20

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация