0+



 

Опубликовано: 13.10.2019 г.

Автор: Бондаренко Ирина Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»,
с.Чернышово

   Цель: Вызвать эмоционально-положительный отклик детей, познакомить с русскими народными традициями.

Задачи: Познакомить детей с русским обычаем делать заготовки на зиму - рубить капусту;

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь.
   Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, на которых будут сидеть дети, на столе красивый натюрморт из овощей и букеты желтых осенних листьев; посуда с хохломской росписью, предметы интерьера, используемые в те года; небольшие столы, на которых лежат кочаны  капусты, морковь, клюква, соль,  деревянное корытце для рубки капусты и сечка.
   Все участники праздника и ведущие – Хозяйка (музыкальный руководитель) – одеты в русские народные костюмы.
   В зале у печки сидит Хозяйка.
   Хозяйка:
Дует ветер,
Льется дождь,
Холодно на улице,
А в избе у нас тепло,
Печка топится.
Жду гостей к себе давно…

   За дверью раздается пение (дети исполняют песню «ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА»).

ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА

Слова и музыка: Е. Скрипкина

Аранжировка: Ляйля Хисматуллина

1

Тише, тише, тишина.

Осень в гости к нам пришла.

Дождик песенку поёт

И на землю слёзки льёт.

Дождик песенку поёт

И на землю слёзки льёт.

2

Дружно зонтики возьмём,

Под дождём гулять пойдём.

Веселее, веселей,

Дождик, капай, не жалей.

Веселее, веселей,

Дождик, капай, не жалей.
   Дети приоткрывают дверь зала и стоят у двери «стайкой».
   Хозяйка:
Ой, вы гости дорогие,
Девки красные и парни удалые,
Приходите пособить
Да капустку порубить.
Не толпитесь на крылечке,
Проходите ближе к печке,
Будет весело у нас —
Где работа, там и пляс.

   Под русскую народную мелодию дети входят в зал. Хозяйка предлагает всем сесть.
   Хозяйка. В избе-то у нас весело да тепло, а вот на улице сыро, ветрено да студено. Расскажу-ка я вам сегодня, ребята, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так вот, есть в церковном календаре такой праздник – Воздвиженье. Этот праздник приходится на 27 сентября. В народе говорили:  «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает».  «На Воздвиженье первая барыня – капуста».
   Хозяйка: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму. «Без капусты щи не живут». «Для чего огород городить, коли капусту не садить».

Хозяйка:  Сейчас мы представим, как это было. Выходят девочки и встают за небольшие столы, на которых все приготовлено для рубки капусты (дощечки, капуста, деревянные тяпки). Мальчики помощники встают рядом с ними. Исполняется попевка с движениями «Капуста», Е. и С. Железновы.

Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим 
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
 Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
 Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
 Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней 
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением 
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

По окончании песни дети садятся на лавки.

«А кончил дело – гуляй смело!»

Хозяйка: Нарубят девицы капусты, а после работы начинаются капустные вечерки с веселыми песнями и хороводами. Исполняется песня «Капуста» (в хороводе).

Песня «Капуста»
Музыка Д. Львова-Компанейца.

Слова И. Мазина.

Как на грядке сто одежек
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Появилось без застежек
Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!

Было пусто стало густо
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Поднялась моя капуста
Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!

Что ж вы дяди что ж вы тети
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Есть капусту не идете?
Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:


(Садятся)
  Хозяйка: Собрались мы, чтобы попеть, шутки и прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. Запевайте песню шуточную, прибауточную. Дети инсценируют русские народные песни  «Две тетери», «Ваня-простота».  Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:

«Две тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Наклевались, улетели.

"ВаняВаня - простота

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись

за руки по направлению вперед)

Сел задом на перед,

(не разворачиваясь, меняем

направление на противоположное.

Т. е. дети идут в хороводе,

спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы -

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг

к другу и щекочут друг друга).


   Хозяйка: Вижу я, что вы, ребятки, мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать вы умеете? Вот послушайте:


Растет она на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)

   
Хозяйка: Молодцы ребята. А ну-ка попробуйте отгадать  загадки – про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.


За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
 
Я красна, я кисла.
На болоте я росла,
Созревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?   (Клюква)
 
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко)
 
  Хозяйка: Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

Хозяйка: А какой же капустник без шуток и прибауток?! Наши добры молодцы,  хотят всех повеселить да позабавить.
   Мальчики под  русскую народную мелодию (фонограмма игры на баллалайке) инсценируют игру на балалайках (Выходят девочки пляшут в круге с платочками).


Хозяйка: Эх, не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась,
Балалайка заиграла —
Я не удержалась!
   Хозяйка: А как соберутся, красны девицы да добры молодцы вместе, тут место песне, пляске и играм найдется. Давайте и мы поиграем в игру «Колечко». Проводится игра.

Правила игры «Колечко»

Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка. Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой. Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:

— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю.

Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:

— Колечко, колечко, выйди на крылечко.

Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается прежним.

(По окончании игры все дети садятся па лавки).

Хозяйка: Молодцы ребята, вижу, веселиться вы умеете. Но делу время – потехе час! Приглашаю  вас мне пособить и капустки нарубить (звучит русская народная музыка фоном).

   Хозяйка показывает  и рассказывает, как в старину рубили капусту, используя деревянное корытце и сечку.  Дети помогают хозяюшке, укладывают капусту, добавляют морковь, клюкву, солят, укладывают в банку.

Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие, за помощь. Будут у нас зимой и щи и борщи.  Жду вас в гости на осеннюю ярмарку, до свидания, до новых встреч!

Литература

«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация