Опубликовано: 16.10.2019 г.
Автор: Воронина Ирина Валерьевна,
учитель английского языка,
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ № 185
г.Екатеринбург
Всеми возможными способами нужно
воспламенять в детях горячее
стремление к знанию и к учению
Я.А. Каменский
Современная система образования развивается в условиях возрастающей глобализации экономических и социокультурных процессов, интеграции в различных областях деятельности. Общепризнанным требованием времени является подготовка личности, владеющей определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способной действовать в условиях постоянно меняющейся реальности.
В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. Важнейшей задачей обучения английскому языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача современной школы.
При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. В связи с этим очевидно, что формирование положительного имиджа нового предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников.
Одним из важнейших факторов, способствующих достижению положительного результата в реализации вышеуказанных задач, является, по нашему мнению, формирование положительной учебной мотивации.
Способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Чтобы сформировать мотивацию, нужно создать условия для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сфер.
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.
Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем современной педагогической науки. Подобное внимание объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения дает возможность управлять и учебным процессом, что является важным условием для достижения его успешности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. На нее оказывает влияние ряд факторов: образовательная система, образовательное учреждение, в котором осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса; субъектные особенности обучающегося; субъектные особенности педагога; специфика учебного предмета.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка.
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся.
Отсутствие интереса к изучению английского языка в школе на всех этапах обучения волнует многих учителей. Из-за огромной информации, которую воспринимают современные школьники сегодня, порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно во время объяснения материала. Интерес к обучению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания, развития учащихся. Недостаток мотивации к обучению (или полное отсутствие её у учащихся) стало огромной проблемой. В результате работы я направила свою деятельность на самоанализ урока, на поиск путей преодоления трудностей в обучении школьников и, конечно же, способов мотивации учеников к изучению иностранного языка. В процессе работы возникло много вопросов: «Какие образовательные технологии лучше: традиционные или инновационные? Чем мотивировать учащихся? Как сформировать у них желание к эффективной деятельности – и этим повысить результативность работы на уроках?»
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Одним из эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка является использование нестандартных форм обучения на уроке. Для развития познавательных мотивов я применяю различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, необычные формы предъявления изучаемого материала, участие в конкурсах, исследовательская деятельность, проектная работа.
Нетрадиционные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит учащихся работать с книгой. В процессе подготовки к выполнению долгосрочных заданий происходит управление самостоятельной работой учащихся, они овладевают языком в совместной деятельности с одноклассниками, возникает учебное сотрудничество и партнерство, которые развивают умение высказываться в беседах, обмениваться мнениями.
Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.
Использование ПК на уроке позволяет повышать эффективность учебного процесса, формировать положительную мотивацию к изучению предмета и способствует развитию познавательной активности и самостоятельности.
Проведение нестандартных уроков с элементами занимательности позволяет более легко и незаметно для учащихся преодолевать языковой барьер.
Нестандартные формы обучения предполагают наличие игровых моментов, оригинальную подачу материала, занятость учащихся и при подготовке и при проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы ( проектная работа, лекции, ролевые игры, защита идей, взаимоконтроль, экскурсии, викторины, КВН, диспуты, исследования).
Нестандартные формы обучения могут быть представлены как на уроках цикла, так и на контрольных уроках. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка.
Задания, которые получают учащиеся на нетрадиционных уроках, помогают им мыслить и действовать творчески, например:
- найти интересные факты о традициях и обычаях страны изучаемого языка;
- дополнить текст описаниями;
- заполнить анкету (текст);
- задать вопрос редактору журнала/газеты;
- закончить историю/ рассказ;
- ответить на письма читателей;
- придумать подписи к рисункам/фотографиям;
- разыграть ситуативный диалог;
- создать рекламу для путеводителя, для журнала/газеты;
- составить рассказ по ключевым словам;
- составить план/ схему по аналогии etc.
На уроках английского языка я стараюсь развивать и учить саморазвитию личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка.
Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.
Можно использовать возможности и ресурсы интернета:
- для включения материалов сети в содержание урока. Например, при изучении темы «Travelling» можно использовать сайты реальных турагентств- для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
- для ликвидации пробелов в знаниях;
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Еще один эффективный метод – это метод проектов (Проектная деятельность)
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Внеурочная деятельность.
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоуважении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности, развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, т. е. Демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Ежегодно в школе проводится неделя иностранного языка.
Дистанционные олимпиады и игровые конкурсы
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Ежегодно наши школьники принимают участие в международной олимпиаде по английскому языку “Sky Eng” и международном игровом конкурсе «Британский бульдог».
В обучении иностранному языку за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет неэффективным, если в нем отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы позволяет утверждать: главное — не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.