0+



 

Опубликовано: 16.10.2019 г.

Автор: Воронина Ирина Валерьевна,
учитель английского языка,
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ № 185
г.Екатеринбург

Всеми возможными способами нужно

воспламенять в детях горячее

стремление к знанию и к учению

Я.А. Каменский

 

            Современная система образования развивается в условиях возрастающей глобализации экономических и социокультурных процессов, интеграции в различных областях деятельности. Общепризнанным требованием времени является подготовка личности, владеющей определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способной действовать в условиях постоянно меняющейся реальности.

            В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. Важнейшей задачей обучения английскому языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача современной школы.

            При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. В связи с этим очевидно, что формирование положительного имиджа нового предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников.

            Одним из важнейших факторов, способствующих достижению положительного результата в реализации вышеуказанных задач, является, по нашему мнению, формирование положительной учебной мотивации.

Способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

            Чтобы сформировать мотивацию, нужно создать условия  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сфер.

            Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо  представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

            Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем современной педагогической науки. Подобное внимание объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения дает возможность управлять и учебным процессом, что является важным условием для достижения его успешности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. На нее оказывает влияние ряд факторов: образовательная система, образовательное учреждение, в котором осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса; субъектные особенности обучающегося; субъектные особенности педагога; специфика учебного предмета.

            Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. 

Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка.

              Создание мотивации к изучению иностранного языка  и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

             Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся.

 Отсутствие интереса к изучению английского языка в школе на всех этапах обучения волнует многих учителей. Из-за огромной информации, которую воспринимают современные школьники сегодня, порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно во время объяснения материала.  Интерес к обучению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания, развития учащихся. Недостаток мотивации к обучению (или полное отсутствие её у учащихся) стало огромной проблемой. В результате работы я  направила свою деятельность на самоанализ урока, на поиск путей преодоления трудностей в обучении школьников и, конечно же, способов мотивации учеников к изучению иностранного языка. В процессе работы возникло много вопросов: «Какие образовательные технологии лучше: традиционные или инновационные? Чем мотивировать учащихся? Как сформировать у них желание к эффективной деятельности – и этим повысить результативность работы на уроках?»

            Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Одним из эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка является использование нестандартных форм обучения на уроке. Для развития познавательных мотивов я применяю различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, необычные формы предъявления изучаемого материала, участие в конкурсах, исследовательская деятельность, проектная работа.

            Нетрадиционные формы проведения уроков способствуют  повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит учащихся работать с книгой. В процессе подготовки к выполнению долгосрочных заданий происходит управление  самостоятельной работой учащихся, они овладевают языком в совместной деятельности с  одноклассниками, возникает учебное сотрудничество и партнерство, которые развивают умение высказываться в беседах, обмениваться мнениями.

            Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

            Использование ПК на уроке позволяет повышать эффективность учебного процесса, формировать положительную мотивацию к изучению предмета и способствует развитию познавательной активности и самостоятельности.

            Проведение нестандартных уроков с элементами занимательности позволяет более легко и незаметно для учащихся преодолевать языковой барьер.

            Нестандартные формы обучения предполагают наличие игровых моментов, оригинальную подачу материала, занятость учащихся и при подготовке и при проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы ( проектная работа, лекции, ролевые игры, защита идей, взаимоконтроль, экскурсии, викторины, КВН, диспуты, исследования).

            Нестандартные формы обучения могут быть представлены как на уроках цикла, так и на контрольных уроках. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка.

            Задания, которые получают учащиеся на нетрадиционных уроках, помогают им мыслить и действовать творчески, например:

- найти интересные факты о традициях и обычаях страны изучаемого языка;

- дополнить текст описаниями;

- заполнить анкету (текст);

- задать вопрос редактору журнала/газеты;

- закончить историю/ рассказ;

- ответить на письма читателей;

- придумать подписи к рисункам/фотографиям;

- разыграть ситуативный диалог;

- создать рекламу для путеводителя, для журнала/газеты;

- составить рассказ по ключевым словам;

- составить план/ схему по аналогии etc.

            На уроках английского языка я стараюсь развивать и учить саморазвитию личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

            Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка.

            Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

            Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

            Можно использовать возможности и ресурсы интернета:

- для включения материалов сети в содержание урока. Например, при изучении темы «Travelling» можно использовать сайты реальных турагентств- для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

- для ликвидации пробелов в знаниях;

            При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

            Еще один эффективный метод – это метод проектов (Проектная деятельность)

            Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.

            Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

            Внеурочная деятельность.

        Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоуважении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности, развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, т. е. Демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Ежегодно в школе проводится неделя иностранного языка.

            Дистанционные олимпиады и игровые конкурсы

        Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Ежегодно наши школьники принимают участие в международной олимпиаде по английскому языку “Sky Eng” и международном игровом конкурсе «Британский бульдог».

В обучении иностранному языку за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет неэффективным, если в нем отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы позволяет утверждать: главное — не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация