Опубликовано: 16.10.2019 г.
Автор: Бейтуганова Кристина Романовна
Воспитатель,
МАДОУ детский сад №524
Развитие логического мышления- это очень важный и необходимый процесс для всех! На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте- в школе. И важнейшим среди тих навыка является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба- решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В связи с этим очевидна и актуальность данной работы. Развитие логического мышления стараясь применить с разгадыванием лабиринтов детьми- это не только интересное, но это очень полезное занятие, которое помогает развивать не только внимание детей, но и логическое мышление. Все это поможет ребенку для спешного перехода детей к школьному обучению.
Существует определенная методика внесения лабиринта в группу: сначала предлагаю внимательно рассмотреть картинку лабиринт, затем объясняю сюжетную основу с помощью вопросов, чтения стихотворений, рассказов, загадок, решение примером. После этого предлагаю совершить первое путешествие по лабиринту- взглядом, указкой.
При работе с лабиринтами у детей развиваются такие качество как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Все лабиринты мы создаем своими руками, обычно в дело идут сантехнические трубы, различные втулки от бумаги, коктейльные трубочки, магнитные лабиринты на карточках. Несложная игра и упражнения проводятся с детьми 1 раз в неделю по 15-20 минут индивидуально или по подгруппам (6-10чел.). для занятий в группе мы оборудовали небольшое, удобное, хорошо освещенное место. Проводить эти игровые упражнения стараемся после дневного сна, во второй половине дня, не включая их в учебную нагрузку. В этом уголке нами были созданы настольные лабиринты как дидактическое пособие из картонных коробок с коктейльными трубочками (дети с удовольствием их мастерили сами создавая будущие маршруты для логического мышления). Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры- насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойствие и спокойное восприятие сложных ситуаций. Дети воспринимают такое «путешествие» гораздо серьезнее, чем мы можем себе представить. И чем младше ребенок, тем больше он переживает за успешную разгадку. Здесь есть и интрига, и яркость эмоций, и загадка, и возможность самоутвердиться, почувствовать себя умницей от успешного прохождения задания.
Родители тоже принимают активное участие в изготовлении различных лабиринтов, так, например, нам сшили тканевый лабиринт, состоящий из двух квадратов ткани и прошитый гранями лабиринтов. Ребенок должен на ощупь с помощью шариков Марблс пройти данный лабиринт, здесь и развитие тактильных ощущений и развитие мелкой моторики. С помощью лабиринтов развивается и речь ребенка, так как он выказывается посредством слова. Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В возрасте 3-7 лет большинство родителей и школ стараются активно развивать вербальный (приобретенный) интеллект, оставляя без внимания невербальный (врожденны). А это такие психические процессы, как внимание, способность к синтезу и анализу, понимание причинно-следственных связей, мелкая моторика и память, без которых ребенка очень трудно будет учиться дальше.
К примеру итоговая задача:
Воспитатель предлагает рассмотреть коробку с лабиринтом. Далее обращает внимание на дорожки лабиринта. Как они расположены на плоскости коробки. Предлагает поиграть и прокатить мяч по лабиринту. Шарик помещаем в один из углов коробки. Взять коробку в руки и слегка поворачивая коробку, перемещать шарик по лабиринту, стараясь закатить его к правильному ответу. Если ребенок затрудняется, предложить ему помощь и подсказку взрослого. С помощью взрослого направить мяч и сделать верный ход. Детки помладше могут просто пытаться прокатить шарик по дрожкам, а детки постарше могут выполнять задания – надо подготовить карточки с примерами с загадками, сказками. Карточки перемешиваются и случайным выбором вытягиваются из колоды. А теперь надо правильно решить пример и прокатить по плоскости шарик до правильного ответа. Это пособие можно использовать для индивидуальной работы с детьми или сами дет могут использовать ее в самостоятельной игровой деятельности. Вывод: Лабиринт- это удивительная штука. Казалось бы- просто катаются шарики по лабиринту, а так притягивает, просто медитация какая- то!
В игре ребенок имеет возможность проявить свои способности, развивая их. Поэтому я создаю такие задание- которые постепенно вовлекают ребенка во все более сложные формы игровой активности.
Мы должны помогать нашим деткам развивать ориентацию в пространстве и не только. Должны незаметно наставлять х на нужный путь иногда как бы подталкивать их к верному решению. Надо добавить, что мнение ребенка читать и писать еще не гарантируют успешности обучения в школе. Главное- создать условия для наиболее полного и общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.
Поэтому опыт нашей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно не только развивать наблюдательность и глазомер, деятельность всех анализаторов, образное мышление, зрительно- пространственную память, но и сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.