Опубликовано: 21.10.2019 г.
Автор: Джафарова Ягут Мисирхан кызы,
Воспитатель,
Город Владимир МБДОУд/с №64
Программное содержание:
Воспитывать положительное отношение к занятию, интерес к действиям с предметами. Воспитывать умение аккуратно пользоваться раздаточным материалом, пользоваться своим набор игрушек, работать рядом за одним столом друг с другом.
Развивать внимание детей, зрительное и слуховое восприятие детей, умение действовать в соответствии с инструкцией воспитателя, развивать мыслительные процессы.
Расширять представления об окружающем мире: ежики живут в лесу, осенью созревают фрукты и грибы.
Активизация словаря: столько, сколько, много и правильное склонение существительных с числительными.
Учить использовать прием наложения предметов и осознавать, что значит взять «столько, сколько», формировать представление о понятии «поровну», «больше», «меньше», «ни одного».
Демонстрационный материал: игрушка «Ёжик», корзинка, муляжи грибов, муляжи яблок, фланелеграф, карточка с изображением 3 грибков + 3 картонных квадрата красного цвета по размеру соответствующих изображению грибков, карточка с изображением 4 листочков + 4 картонных круга синего цвета по размеру соответствующих изображению листочков.
Раздаточный материал: каждому комплект из 2 карточек: 1 – с изображением 3 грибков, 2 – с изображением 4 листиков, 4 квадрата красного цвета, 5 кругов синего цвета.
Ход занятия:
На столе в группе стоит игрушка Ёжика. Рядом с Ёжиком стоит корзина, в которой лежат много грибов и одно яблоко. Воспитатель говорит детям: «Смотрите-ка, кто это сегодня пришел к нам в гости». Ёжик. «Дети, а вы знаете, где живут ежики? Правильно, ежики живут в лесу. Вот и наш Ёжик пришел к нам из леса в гости!» Ёжик спрашивает у детей: «Скажите дети, а вы знаете, какое сейчас время года? Да сейчас наступила осень и у нас в лесу все звери собирают урожай. Вот послушайте, какое стихотворения я вам приготовил про осень».
Читает стихотворение:
Вот по лесу ходит осень
Всем свои подарки носит
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Ну а фрукты и грибочки
Осень дарит нам.
Воспитатель: понравилось вам дети стихотворение Ёжика?
Ёжик: «А я вам, дети, принес из леса урожай, который я там собрал. Посмотрите, что лежит в моей корзинке»
Воспитатель вместе с детьми достает из корзинки муляжи грибов и яблоко. Воспитатель: «Смотрите как дети, какие гостинцы принес нам Ёжик из леса! Что это такое за гостинцы?» Грибы и яблоко. «А сколько всего грибов?» - Много грибов. «А сколько яблок» - Одно яблоко.
Воспитатель берет яблоко: «А теперь я возьму себе это яблоко. Сколько осталось яблок?» - Ни одного яблока. А теперь давайте вы все по очереди возьмете по 1 грибочку». Дети берут по 1 грибочку, каждого воспитатель спрашивает: «Сколько ты, Гриша, взял грибочков? - Гриша взял один грибочек». Каждого ребенка воспитатель учит говорить фразу целиком: «Я взял один грибочек». Когда грибочки на столе заканчиваются, воспитатель говорит детям: «смотрите как дети, мы разобрали все грибочки, сколько стало грибочков на столе? – Ни одного грибочка! На столе не осталось ни одного грибочка.»
«А теперь давайте положим все грибочки обратно по очереди» дети кладут грибочки на стол, воспитатель кладет на стол яблоко. Еще раз спрашивает у детей, сколько грибочков и яблок стало на столе: На столе много грибочков и одно яблоко.
Воспитатель: «А сейчас я покажу вам дети, как научиться собирать поровну предметов. Дети занимают свои места за столами. У каждого комплект картинок и карточек.
Воспитатель показывает на фланелеграфе карточку с грибочками. Спрашивает детей: сколько грибочков? – Много.
«Воспитатель: теперь я возьму столько же красных квадратов, сколько у меня грибочков. Для этого я возьму сначала один квадрат и положу его сверху на грибочек. Вот грибочек спрятался. Потом возьму еще квадрат и положу его на другой грибочек. Вот и этот грибочек спрятался. Потом я возьму еще один квадрат и положу его на грибочек. И этот грибочек теперь спрятался. Смотрите как ребята – все мои грибочки спрятались под квадратами. У меня еще есть квадраты, а грибочков больше нет. Лишние квадраты я отложу и брать не буду. Вот и получилось, что у меня квадратов столько, сколько грибочков».
При этом воспитатель выкладывает квадраты правой рукой слева направо.
Воспитатель снимает квадраты и дети проверяют все ли грибочки на месте.
Все вместе говорят: «Красных квадратов столько же, сколько грибочков. Это значит, что красных квадратов и грибочков поровну».
Теже действия воспитатель повторяет со второй карточкой с изображением листиков, накрывает их синими кругами.
В итоге все дети с воспитателем хором говорят, что «Синих кругов столько же, сколько листочков. Это значит, что синих кругов и листочков поровну».
Далее воспитатель предлагает попробовать самим детям взять столько же кругов, сколько у них грибочков. Идет работа с индивидуальными карточками за столами.
Воспитатель следит, чтобы дети выкладывали картинка слева направо, правой рукой, держа карточку пальцами левой руки. В процессе работы воспитатель обращается индивидуально к детям, чтобы каждый сказал, сколько он взял картинок (столько, сколько, поровну).
Заключительная часть:
Воспитатель: Поработали, устали ребята? Давайте немного подвигаемся!
Физкультминутка. Ёжик
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Воспитатель:Ребята, наше занятие подошло к концу, вы сегодня молодцы, много всего узнали, давайте скажем Спасибо нашему ёжику, ему пора уходить обратно в лес мы отдадим обратно корзинку с грибочками и яблоком.
Дети: До свидания ежик, приходи ещё к нам в гости…..
Конспект по теории и методике математического развития
Старшая группа
Тема: «Форма»
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с фигурой овальной формы; учить различать круг и фигуру овальной формы, употреблять выражение овальная форма; продолжать закреплять навыки счета предметов; закреплять умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова: самый большой, маленький, больше, меньше.
Закрепить умение ориентировки относительно себе (различать левую и правую руки, левую и правую ноги);
Упражнять в определении текущего времени года и дня недели.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать мыслительные операции: сравнения, внимания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитателя;
Воспитывать интерес к математической деятельности.
Материал:
Демонстрационный материал: фланелеграф, к нему набор моделей геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, 2 круга (большой и маленький), 2 фигуры овальной формы разного размера.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками и конверты с моделями кругов (3 шт.) и фигур овальной формы (3 шт.) разного цвета и размера. Модели последовательно уменьшают в размере (например, диаметр круга от 6 до 2 см).
Ход занятия.
В.: Постройтесь в круг. Ребята, знаете ли вы какое сейчас время года?
Д.: Осень.
В.: А какой день недели?
Д.: Вторник.
В.: А наши пальчики отправляются в осенний лес. А что же они там могут найти, вы сейчас послушаете и потом мне скажете. Приготовьте все правую руку. Начинаем выполнять упражнения на правой руке и повторяем слова:
Этот пальчик- в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – гриб почистил,
Этот пальчик – гриб пожарил,
А этот пальчик – гриб съел,
Потому и потолстел!
А теперь приготовьте левую руку, начинаем выполнять упражнения и повторяем слова. Ну и что же наши пальчики нашли в осеннем лесу?
Д.: Грибочки.
Вот побывали мы с вами в осеннем лесу, а теперь я вам предлагаю отправиться в лес, но лес этот необычный, там живут геометрические фигуры. Но прежде чем туда отправиться, я хочу посмотреть все ли дети у нас внимательные. Сейчас я топну ногой и вы мне скажете, сколько раз я топнула?
Д.: четыре.
В.: Правильно, я думаю, теперь мы можем отправиться в наш волшебный лес, там очень много интересного. Идемте в волшебный лес только тихо, тихо. Ой, а наши стульчики превратились в пенечки, давайте присядем на них. Спинки все выпрямили, ноги поставьте вместе.
1-я часть. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.
В.:- Иди Дима назови фигуры, которые ты видишь на фланелеграфе.
-Молодец Дима
-А теперь давайте все вместе их назовем
-Ребята, а чем отличается круг от остальных фигур?
Д.:-У него нет углов
В.:-Правильно у круга нет углов, а у других фигур есть углы
(Воспитатель на фланелеграфе размещает 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера).
В.:-Посмотрите на эти фигуры ребята. Есть ли среди них круги?
-Иди Таня покажи круги
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг).
В.:-Это ребята фигуры овальной формы.
( Воспитатель обводит указкой круг и фигуру овальной формы, привлекая детей к совместному действию в воздухе).
В.:-Чем же ребята, фигуры овальной формы похожи на круги?
Д.:-У них тоже нет углов
В.:-Правильно, Молодцы .Этим они похожи друг на друга.
- А как вы думаете, катится ли овал так же как и круг? А давайте проверим.
(Ребенку предлагают покатить круг, а затем фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится лучше)
-Ребята, а что же мешает катиться фигурам овальной формы? В чем их отличие от круга?
А давайте мы проверим путем накладывания. Берем круг и кладем его на овал. Смотрите, ребята фигура овальной формы, как бы удлинена, вытянута. Этим она отличается от круга.
2- я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель предлагает детям все фигуры овальной формы положить на верхнюю полоску карточки.
В.:-Ребята, сколько всего фигур овальной формы? Какого они цвета? Какого размера? Почему фигуры разного цвета и размера вы поместили на верхнюю полоску?
Д.:-Потому что они все овальной формы
В.:-Верно, все они овальной формы.
(Воспитатель предлагает обвести указательным пальцем все фигуры овальной формы, показать самую большую фигуру, самую маленькую, положить фигуры в ряд по порядку от самой большой до самой маленькой. Затем на нижнюю полоску в ряд по порядку положить все круги, начиная с самого маленького, после чего воспитатель просит сказать, сколько всего кругов. Вызывает 1—2 детей сначала назвать по порядку сравнительный размер кругов, а потом фигур овальной формы. (Сравнивают количество разных фигур.)
В.:-Ребята, мы сегодня с вами утомились, может мы с ним поиграем в игру, которая называется «Веселые игрушки»
Д.:-Да
Будьте внимательны:
Покажите все правую руку
Покажите все левую руку
Топните правой ногой, топните левой ногой 2 раза
Дотроньтесь правой рукой до носа
Дотроньтесь левой рукой до левого уха
Возьмитесь за руки, идемте в правую сторону, идем в левую сторону. Ребята, в детском саде нас уже заждались, нам пора обратно возвращаться. Ведь у нас там еще не мало дел.
В.:- Вот мы и вернулись в нашу группу. А кто скажет, где мы сегодня были?
В.:- Что нового мы с вами сегодня узнали?
В.: -Что вам сегодня показалось самым тяжелым? А что самым легким?
Конспект по теории и методике математического развития
2 младшая группа
Тема: «Величина»
Программное содержание:
-продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой-маленький).
-отражать в речи результат сравнения.
-закрепить название геометрических фигур:круг, квадрат, треугольник.
-развивать сообразительность, воображение, мелкую моторику рук.
-воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитателя;
-воспитывать интерес к математической деятельности.
Материалы и оборудование:
- · Картина с изображением кошки и котенка (из геометрических фигур);
- · коробки: большая и маленькая;
- · набор геометрических фигур;
- · "Чудесный мешочек"
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
В.: Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком,
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком.
Д.: кошка
В.: А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите:
Кто нарисован на картинке?
Д.: кошка с котенком
В.: Какая кошка?
Д.: большая
В.: Какой котенок?
Д.: маленький
В.: На картинке нарисованы два блюдца: одно для кошки - большое, другое для котенка-маленькое.
-Из какого блюдца лакает молоко кошка?
Д.: из большого
В.: Из какого блюдца лакает молоко котенок?
Д.: из маленького
В.: Ребята, а на какую геометрическую фигуру похожи блюдца?
Д.: на круг
В.: Правильно, большое блюдце на большой круг, а маленькое блюдце на маленький круг.
Дидактическая игра с кругами.
Воспитатель приносит коробку и спрашивает:
В.: Дети, как вы думаете, что лежит в этой коробке? (Дети пробуют отгадать).
Воспитатель открывает коробку и дети видят геометрические фигуры.
Воспитатель раздает детям круги и спрашивает:
В.: Какого размера круги: большого или маленького. (Ответы детей).
В.: Ребята, на столе стоят две коробки: большая и маленькая. Вы должны положить большие круги в большую коробку, а маленькие круги в маленькую коробку.
В.: сколько кругов в руке?
Д.: один
В.: Сколько кругов в коробке?
Д.: много
Физкультминутка "Большой - маленький"
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь
Потом я вырасту большим,
До мамы дотянусь.
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).
Игра "Чудесный мешочек"
Я - чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать
Как вы любите играть?
В.: Хотите узнать, что лежит в мешочке?
Д.: да
В.: Сейчас загадаю вам загадки, "если отгадаете, то узнаете, что в мешочке".
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья?
В.: Это круг. Посмотрите, я ставлю палец на край круга и обвожу его - рука свободно скользит, круг может катиться, ему ничего не мешает - у него нет углов.
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... квадрат.
В.: Это квадрат. Смотрите, как движется палец: прямо, потом угол, вниз, снова угол. Квадрат не может катиться - у него есть углы.
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. \Треугольник.
Работа за столами с геометрическими фигурами.
В.: Перед вами геометрические фигуры. Назовите их
Д.: круг, квадрат, треугольник.
В.: Выложите из этих фигур кошку.
В.: Молодцы!
-Из каких фигур сделана кошка?
Д.: круг, квадрат, треугольник.
В.: Что делает кошка?
Ответы детей
Молодцы, ребята, хорошо работали, справились со всеми заданиями.