Опубликовано: 23.10.2019 г.
Автор: Кузьминых Юлия Александровна,
учитель обществознания, истории,
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ № 185
г.Екатеринбург
В английской системе образования сформулирован лозунг: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением»(http://www.dfes.gov.uk/progfile).
Согласно российскому докладу «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020», подготовленного А.Волковым, Я.Кузьминовым, И.Реморенко, И.Фруминым, Л.Якобсом «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».
Таким образом, учитель теряет такую функцию, как транслятор знаний. Оно и понятно: в современном мире достаточно мест, где дети могут найти нужную им информацию даже и без помощи наставника. Теперь ученику нужен доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. И, хотя напряжение в этом пункте достаточно высоко, и поставленные задачи весьма неординарны, средство для их решения существует. Это разнообразный инструментарий формирующего оценивания.
Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.
Оценивание – это обратная связь. Оно дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение (ПинскаяМ.А.Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с)
Техники формирующего оценивания могут быть разными: дискуссия, обсуждение, наблюдение, анализ, проверка понимания материала, рефлексия.
Технологию формирующего оценивания можно представить в виде шагов. Они общеизвестны. В контекст данных этапов буду вводить свою практическую работу с учащимися на уроках обществознания (эта работа важна, т.к. ежегодно большинство девятиклассников нашей школы выбирают обществознание для сдачи ОГЭ) , в алгоритме шаг-технология-действие
Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
Темы разделены по содержанию школьного образования. Их шесть (блок – модуль «Человек и общество», блок – модуль «Сфера духовной культуры», блок – модуль «Экономика», блок – модуль «Социальная сфера», блок – модуль «Сфера политики и социального управления», блок – модуль «Право»).
Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся.
Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.При этом цели должны быть однозначными, диагностируемыми, доступными для понимания учащихся.
Для высокого уровня; сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания, развить умение самостоятельной организации обучения.
Для среднего; развить устойчивый интерес к предмету, закрепить и повторить имеющиеся знания, сформировать умение работать самостоятельно.
Для низкого; пробудить интерес, ликвидировать пробелы, сформировать умение работать по образцу
Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащегося, другими словами, определить задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.
1.Определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.
2.Анализировавть понимание учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
3.Научить включать этап работы с текстом как обязательный в алгоритм любого учебного действия.
4.Уметь выбирать из нескольких возможных путей решения более рациональный (при проверке домашнего задания, самостоятельной работы) .
- Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей
6.Сформировать привычку к самоконтролю и умение его проведения.
Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке. деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:
- однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);
- доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся,
- конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).
Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.
Мы разрабатывали критерии совместно собучающимися, беря во внимание и работу с текстом при сдаче устного русского языка. Эти критерии были им знакомы и понятны, поэтому работа с ними была легче.
Критерий |
балл |
Беглое чтение |
1 |
Интонация (эмоциональные паузы) |
1 |
Сознательное восприятие текста |
1 |
Пересказ текста |
1 |
Выделение основных смысловых фрагментов текста |
2 |
Ответы на вопросы по тексту |
2 |
Составление вопросов по тексту и заданной теме |
3 |
Шаг 5. Оценивать деятельность учащихся по критериямв строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания.
Критерий |
Выполнение |
Балл |
Беглое чтение |
соответствует |
1 |
Интонация (эмоциональные паузы) |
Делает паузы в нужных местах |
1 |
Сознательное восприятие текста |
Читает механически |
0 |
Пересказ текста |
Очень сложно, следит за текстом, тратит много времени |
0,5 |
Выделение основных смысловых фрагментов текста |
Выделяет не все фрагменты |
1 |
Ответы на вопросы по тексту |
Не всегда ориентируется в тексте |
1 |
Составление вопросов по тексту и заданной теме |
Задает только элементарные вопросы по тексту |
1 |
Итого: |
5,5 |
Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель для формирующего оценивания обратной связи, которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь имеет разные «векторы» направлений: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю. Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
На данном этапе мы совместно с детьми выявляем типичные ошибки. Выставляем текущие отметки за урок с учетом критериев оценивания
Шаг 7.При оценивании сравнить данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений
Тема |
Илья |
Ольга |
Ульяна |
1 |
0 |
1 |
5 |
2 |
0 |
1 |
6 |
3 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
3 |
7 |
5 |
3 |
3,5 |
8 |
6 |
3 |
5 |
9 |
7 |
5,5 |
6,5 |
9,5 |
8 |
|||
9 |
Примерно такая таблица достижений есть у меня на стенде в кабинете обществознания. Каждый ученик видит свои результаты, стремится их улучшить, «догнать» других учеников.
Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели. На этом этапе необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом уже имеющегося результата. Цель данного этапа – определить скорость достижения образовательных целей учащимися, сделать прогноз роста их знаний и умений, определить возможность достижения поставленных образовательных целей в заданный промежуток времени с учетом индивидуальной скорости обучаемости учащегося.
Вместе с учащимся определяем «слабые места». Что не получается, на что нужно обратить внимание в первую очередь. В нашей критериальной таблице все «слабые» места видны наглядно.
Шаг 9.Откорректировать образовательный маршрут учащегося, определить рекомендации к дальнейшей работе. Образовательный маршрут учащегося может быть скорректирован за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа выполнения задания, выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности, организации взаимопомощи учащихся и т.д.
В своей педагогической практике я продолжаю использовать технологию формирующего оценивания. На сегодняшний день применение этой технологии на уроках позволило мне:
- Решить проблему объективного выставления оценок. Т.к. мои ученики участвуют в критериальном оценивании на уроке, они уверены в справедливости выставленных им оценок.
- Использовать и постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находятся мои ученики.
- Четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.
Формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. Я пришла к выводу, что иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок, наращивать знания и умения.