0+



 

Опубликовано: 02.11.2019 г.

Автор: Евсеева Ольга Борисовна,
методист,
СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ с.Шигоны

 

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. При условии правильно организованного педагогического процесса практика показывает, что с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок  и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали  учиться  в школе. А чем более подготовленный ребенок придет в школу- имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелости ума, тем успешнее , а значит, счастливее будет для него начало очень важного периода- школьного детства.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте –это игра. Она  открывает широкие возможности для воспитания  и обучения ребёнка.

Главная задача педагогов,  при ознакомлении с математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений  в детском саду проводится 1-2 раза в неделю (в зависимости от возраста детей) в первой половине дня. А так же приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей.

Формирование элементарных математических представлений следует осуществлять  не только  в организованной образовательной деятельности,  но и  в режиме дня  с использованием игровых приемов.

Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы те знания, умения и навыки, которые дети получают в процессе организованной образовательной деятельности  по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в играх, в быту, на прогулке.  Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний.  Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.                                                                                                 Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка:

- проведение прогулок и экскурсий;

- участие в разных видах труда;

- игры-занятия;

- участие в математических развлечениях;

- игры с математическим содержанием;

- сюжетно-ролевые игры.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). воспитатель организует наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращает внимание на длительность дня.

Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Воспитателю необходимо создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью песочных часов замеряет время одевания, уборки игрушек. Тем самым дети практически усваивают понятия «Долго»«быстро», учатся ориентироваться во времени. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки.

При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.    

После сна, убирая массажные коврики, определяют количество, цвет, форму; расчесывая  девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого –короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.                                                                                                                                         

Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. Рассматриваю. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1, сколько всего?

Изготовление разных поделок требует измерения длины, ширины

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.

Математические конкурсы и досуги. Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические.

Вовремя проведения  развлечений дети  закрепляют  математические знания в игровойзанимательной форме.

Дидактические игры с математическим содержанием. Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:                                                                1. Игры с цифрами и числами(«Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т.д.)                                                                                                                                          2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т.д.) Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.                                    3. Игры на ориентирование в пространстве(«Найди игрушку», «Художник», «Разведчик»)                                                                                                                           4. Игры с геометрическими фигурами(«Геометрическое лото», «Найди фигуру»)                                                                                                                                                   5. Игры на логическое мышление(«Ассоциация», «Дорисуй фигуру»)

Так же большую пользу в познавательно-математическом развитии приносят сюжетно-ролевые игры.                                                                                                                       Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.

Игра для ребенка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки.  Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них.

В работе с детьми особое место отводится играм – драматизациям  по сюжетам знакомых сказок.  С помощью фольклорных сказок  дети легче сравнивают  игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают  временные отношения, закрепляют знания порядкового  и количественного  счёта, а также определяют  пространственное  расположение  предметов.

К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.                                                                                                                               

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка, поэтому постоянно использую загадки, пословицы,  скороговорки, стихотворения, сказки.  Они  дают большой эффект в обучении дошкольников    математическим понятиям.

При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики используем считалки с математическим содержанием, так же закрепляем знания о временах года, учимся ориентироваться в пространстве (направо, налево, вперед, назад  и т.д. )

На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, маршируют  по залу  по прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д.).

При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д.

В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.

 В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях и в режимных моментах специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2013). М
  2. Формирование элементарных математических представлений. Система работы ФГОС./Помораева И.А., Позина В.А./ – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  3. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Корнеева, Г. А. / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова; - М.: 2015.
  4. «Математика до школы» А.А. Смоленцева
  5. «Логика и математика для дошкольников» Е.В.Соловьева
  6. «Знакомство с математикой» Т.И.Ерофеева

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация