Опубликовано: 10.11.2019 г.
Автор: Никанорова Дарья Вартановна,
воспитатель,
ГБДОУ № 40 Колпинского района
города Санкт - Петербурга
Одной из важных и сложных стадий в жизни ребенка является поступление в дошкольное учреждение.
Для родителе посещение детей дошкольного учреждения - это не только способ «пристроить», но и обучения и воспитания, а так, же важнейший институт социализации. Насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание детском саду, но и дальнейшее его успешность обучения в школе. Период адаптации ребенка к ДОУ делиться на два фактора объективный и субъективный характер. Самым главным среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско-родительских отношений.
Только поэтому, важнейшей темой на сегодняшний день является взаимодействие воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Только общими усилиями, воспитатель и родители создают благоприятную атмосферу, эмоциональный комфорт, интересную насыщенную жизнь детей в детском саду это и станет залогом успешной адаптацией в детском саду.
Работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит заметить, что родители также проходят через адаптацию, и она проходит не менее сложно и болезненно, чем у самого ребенка.
Формы взаимодействия детского учреждения с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основной целью всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами, и решать их совместно.
Период адаптации – достаточно сложное испытание для детей, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Нужно постоянно освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общения взрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Необходимо сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется к данной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, если решение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможно эффективное движение вверх.
Сложности, связанные с адаптацией, к сожалению, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям, консультациями для родителей. Перед поступлением ребенка в детское учреждение необходимо по максимуму приблизить домашний режим дня к режиму ДОУ. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму может сопровождаться изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:
- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:
- Социально – психологический уровень адаптации, в который входит: - коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми; - уровень тревожности; - влияние семьи; - степень закаленности; - уже сформированные навыки самообслуживания; - и непосредственно личностные особенности малыша.
- Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется: - особенности психомоторного развития детей раннего возраста; - повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень.
- Компетентность и профессионализм педагогов.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.
Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй - третей недели они восстанавливаются.
Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.