0+



 

Опубликовано: 28.11.2019 г.

Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна,
Воспитатель,
МБДОУ Д/С №67 «Умка» г.Нижневартовск

Аннотация: рассмотрению проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. Показано, как можно использовать в нравственном воспитании старших дошкольников народные традиции, народные игрушки, народные игры, участие детей в народных праздниках.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, русские народные традиции.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

«Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе» [4, с. 11].

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, развитие речи, нравственное воспитание, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

В работе А. Б. Измайлова [5] представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М. Б. Кожановой [11] раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Он рассматривается как «специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина» [11, с. 41].

В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольного образовательного учреждения, является народная традиция.

«Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников» [7, с. 62].

«Народная традиция - это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев» [2, с. 22]. Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.

«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности» [13, с. 23].

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. «Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества» [2, с. 26]. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений» [7, с. 7].

Задачи воспитателя, который стремится к использованию в своей деятельности народных традиций - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Методическая сторона нравственного воспитания с использованием народных традиций предполагает: создание и обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении (на основе [13]):

- предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);

- образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);

- эмоционально-ценностная культурная значимость (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);

- знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, герб, флаг РФ, дореволюционной России, родного города)

- создание мини-музеев «Народные игрушки», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла», «Народные музыкальные инструменты»,

- создание галерей народного творчества «Русские народные праздники», «Гончарное искусство», «Декоративная роспись».

В результате этого развивающая среда группы, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.

Знакомство с русскими народными традициями в воспитании дошкольников можно разделить на несколько приоритетных направлений:

- Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.

- Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.

- Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор - это сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки, былины и так далее. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям.

- Русское народное искусство. «Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально» [3, с. 54]. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

- Русские народные игры, игрушки. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

Этапы работы с динамическими картинками:

- беседа по «картине» (диалог детей и воспитателя);

- самостоятельный рассказ (монолог ребенка);

- динамика развития сюжета: переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно-ролевую игру.

Знакомя ребенка с народным фольклором, педагог развивает не только речевую активность, но и познавательную сферу, нравственные качества, эстетическое восприятие.

В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей, так как оно не только прививает любовь к прекрасному, развивает чувство цвета, творчество, но в целом способствует эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. «Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества» [1, с. 14].

 «Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа [9, с. 17].

К русским народным играм можно отнести: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова» и др. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки» - для младшего возраста. Для дошкольного старшего возраста - «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие. В таких играх заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки.

Здесь находит выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, в них заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, развивает память, гибкость мышления, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку.

Народная игрушка - это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек.

Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства обрядовая кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним. Кукла не рождается сама: ее создает человек.

«Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы» [8, с. 4].

О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила Е. А. Флерина [12]. Она утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. «Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она как сказка для ребенка» [12, с. 23]. Игрушки изготовлялись из дерева, соломы, глины. Расписные игрушки делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости - уважение, младости - заботу и ласку.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек, а затем подарить их детям младшего возраста.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

 

Список литературы

  1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 1995. - 72 с.
  3. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. Н. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  5. Измайлов А. Б. Рождественские «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста / Авторский коллектив: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 120 с.
  7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. - СПб., 2010. - 304 с.
  8. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.
  9. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.
  10. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 193 с.
  11. Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
  12. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979. - 356 с.
  13. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». - М.: Прогресс, 1994. - 80 с.
  14. Фролова А., Дедешкш Л. Прикоснуться к истокам культуры предков // Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. - С. 127-128.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация