0+



 

Опубликовано: 29.11.2019 г.

Авторы: Тимошкина Наталия Ивановна,
Захарова Татьяна Олеговна
воспитатели,
МДОБУ детский сад комбинированного вида №8 "Сказка"
г. Волхов

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь первым уровнем  системы образования, призваны формировать у детей начальные представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по формированию патриотических чувств, как части нравственного воспитания  дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

В разное время к проблеме нравственного и патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Р. И. Жуковская и другие.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Давайте обратимся к методологической стороне вопроса:

  • что такое «Нравственность»
  • что такое «Патриотизм»

По мнению Розы Семёновны Буре - нравственное воспитание - это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»

В.А. Сластенин считает, что «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».

       С какого же возраста становиться доступно нравственное  воспитание детей спросите вы? Давайте попробуем разобраться. Нравственное воспитание начинается задолго до рождения ребенка.

Мама поглаживает свой живот, поет песенки, разговаривает с не родившимся ребенком – таким образом, устанавливается духовная связь между матерью и ребенком. Когда еще в жизни мы будем так защищены?! Чем больше мама общается с ребенком до его рождения, и чем меньше в этот период в ее жизни скандалов, ссор, недоброго и грустного, тем с более высоким уровнем чувства защищенности рождается ребенок.

Ф. Бэкон, английский философ писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Семейные отношения –  самый близкий план представлений и эмоций, который знает ребенок, который он проживает каждый день, внутри которого он радуется, сердится, общается, огорчается, любит…

Что же мы понимаем под патриотизмом? Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа.

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию учитывают следующие документы:

  •  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерацииот30 декабря 2015 г. № 1493
  • Закон  РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;
  • Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
  • Национальная доктрина образования в РФ.

 

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

  • создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
  • возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
  • развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Работа по нравственному воспитанию детей отражена в программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в  образовательных областях:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие, которые включают в себя задачи, по содержанию которых можно выделить три направления:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ус­воение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оце­нивать свои поступки и поступки сверстников

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважитель­ного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Для реализации данного содержания необходимо использовать эффективные средства и  создать определённые условия в детском саду.

Микросреда – это ближайшее окружение; мезосреда- это природно-географические условия, национально-культурные традиции, местожительство, социальная группа; макросреда - это государство, страны мира, планета, космос. На каждом возрастном этапе становления личности окружающая среда влияет на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

 

Средства и условия патриотического воспитания

средства

Микросреда

Мезосреда

Макросреда

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Я

Мама,папа

Члены семьи

Дом

Группа

Детский сад

 

Город

Регион

Климат

Страна

Традиции

Культура

 

Символика страны

Народы мира

Мировая культура

Планета

Космос

 

 

условия

Семейные традиции,праздники,

домашние особенности

домашняя атмосфера в группе, индивидуальный подход, празднование дня рождения в группе, использование фольклора.

-экскурсии, беседы, праздники, творческая деятельность, получение знаний о природе, великих людей , знакомство с искусством

Знакомство с картой России;

игры,

праздники, экскурсии,

       1.Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешноосуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

  1. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах:
    формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.Специфическими принципами воспитания патриотизма у дошкольников являются: принцип расширения связей ребенка с окружающим миром; принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
  2. Педагогическими условиями воспитания патриотизма являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
    подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

А также: применение современных образовательных программ, методическая и технологическая подготовка воспитателей, личный пример взрослых, создание развивающей среды,через содержание патриотического уголка, а также и через содержание всех центров самостоятельной детской деятельности:

  • в центре изобразительного искусства представлены образцы народного прикладного творчества, дидактические игры;
  • в центре игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр.

Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;

  • в центре физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм (карусель, городки, картотека народных подвижных игр);
  • в уголке книги подобраны русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются  выставки литературных произведений);
  • в уголке театрализации представлены герои русских сказок, что позволяет ребёнку окунуться в историю родного края;
  • музыкальный центр познакомит детей с национальными инструментами, с  народными  песнями и произведениями  патриотического содержания;
  • центр экспериментирования поможет детям сформировать некоторые представления о планете Земля, космосе;
  • в строительном центре – тематические наборы конструкторов и строительных материалов «Крепость», «Адмиралтейство» «Кремль» и т.д.

Следует отметить, что представленные материалы не должны экспонироваться в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой.

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. В настоящее время эта работа актуальна и особенно  трудна. Она требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы  работа с родителями  не  ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации),  цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

«Как заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, 
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей 
чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский)

И конечно же – не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный  пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания. 

Библиографический список:

  1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
  2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 3.Вераксы Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»,  Мозаика-Синтез 2014г.

  1. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.
  2. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

6 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

  1. Петрова в.И., Стульник Т.Д. .- «Нравственное воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез.2006

8 . Сухомлинский, В.А. "Сердце отдаю детям" М, 1980

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация