Опубликовано: 29.11.2019 г.
Авторы: Тимошкина Наталия Ивановна,
Захарова Татьяна Олеговна
воспитатели,
МДОБУ детский сад комбинированного вида №8 "Сказка"
г. Волхов
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь первым уровнем системы образования, призваны формировать у детей начальные представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по формированию патриотических чувств, как части нравственного воспитания дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
В разное время к проблеме нравственного и патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Р. И. Жуковская и другие.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Давайте обратимся к методологической стороне вопроса:
- что такое «Нравственность»
- что такое «Патриотизм»
По мнению Розы Семёновны Буре - нравственное воспитание - это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»
В.А. Сластенин считает, что «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».
С какого же возраста становиться доступно нравственное воспитание детей спросите вы? Давайте попробуем разобраться. Нравственное воспитание начинается задолго до рождения ребенка.
Мама поглаживает свой живот, поет песенки, разговаривает с не родившимся ребенком – таким образом, устанавливается духовная связь между матерью и ребенком. Когда еще в жизни мы будем так защищены?! Чем больше мама общается с ребенком до его рождения, и чем меньше в этот период в ее жизни скандалов, ссор, недоброго и грустного, тем с более высоким уровнем чувства защищенности рождается ребенок.
Ф. Бэкон, английский философ писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Семейные отношения – самый близкий план представлений и эмоций, который знает ребенок, который он проживает каждый день, внутри которого он радуется, сердится, общается, огорчается, любит…
Что же мы понимаем под патриотизмом? Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа.
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию учитывают следующие документы:
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерацииот30 декабря 2015 г. № 1493
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
- Национальная доктрина образования в РФ.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:
- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Работа по нравственному воспитанию детей отражена в программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в образовательных областях:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие, которые включают в себя задачи, по содержанию которых можно выделить три направления:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Для реализации данного содержания необходимо использовать эффективные средства и создать определённые условия в детском саду.
Микросреда – это ближайшее окружение; мезосреда- это природно-географические условия, национально-культурные традиции, местожительство, социальная группа; макросреда - это государство, страны мира, планета, космос. На каждом возрастном этапе становления личности окружающая среда влияет на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Средства и условия патриотического воспитания
средства |
||
Микросреда |
Мезосреда |
Макросреда |
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Я Мама,папа Члены семьи Дом Группа Детский сад
|
Город Регион Климат Страна Традиции Культура
|
Символика страны Народы мира Мировая культура Планета Космос
|
условия |
||
Семейные традиции,праздники, домашние особенности домашняя атмосфера в группе, индивидуальный подход, празднование дня рождения в группе, использование фольклора. |
-экскурсии, беседы, праздники, творческая деятельность, получение знаний о природе, великих людей , знакомство с искусством |
Знакомство с картой России; игры, праздники, экскурсии, |
1.Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешноосуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
- Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах:
формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.Специфическими принципами воспитания патриотизма у дошкольников являются: принцип расширения связей ребенка с окружающим миром; принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. - Педагогическими условиями воспитания патриотизма являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
А также: применение современных образовательных программ, методическая и технологическая подготовка воспитателей, личный пример взрослых, создание развивающей среды,через содержание патриотического уголка, а также и через содержание всех центров самостоятельной детской деятельности:
- в центре изобразительного искусства представлены образцы народного прикладного творчества, дидактические игры;
- в центре игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр.
Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;
- в центре физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм (карусель, городки, картотека народных подвижных игр);
- в уголке книги подобраны русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются выставки литературных произведений);
- в уголке театрализации представлены герои русских сказок, что позволяет ребёнку окунуться в историю родного края;
- музыкальный центр познакомит детей с национальными инструментами, с народными песнями и произведениями патриотического содержания;
- центр экспериментирования поможет детям сформировать некоторые представления о планете Земля, космосе;
- в строительном центре – тематические наборы конструкторов и строительных материалов «Крепость», «Адмиралтейство» «Кремль» и т.д.
Следует отметить, что представленные материалы не должны экспонироваться в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
«Как заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский)
И конечно же – не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.
Библиографический список:
- Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
- Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 3.Вераксы Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Мозаика-Синтез 2014г.
- Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.
- Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996
6 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003
- Петрова в.И., Стульник Т.Д. .- «Нравственное воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез.2006
8 . Сухомлинский, В.А. "Сердце отдаю детям" М, 1980