Опубликовано: 02.12.2019 г.
Автор: Железняк Ольга Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ № 3 «Улыбка» г. Невинномысск
О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Знают воспитатели и о том, что для ребенка участие в драматизациях сказок, театрализованных играх всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной и совместной деятельности детей, но к сожалению, не всегда делают это профессионально не имея соответствующих знаний и умений.
Приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Я рекомендую начать работу по ознакомлению дошкольников с театром с бесед , цель которых – сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как вида искусства. Эти беседы я назвала «Путешествие по сказочной стране театралии».
В процессе бесед, я предлагаю детям ответить на вопросы: «Кто такие зрители какова, их роль в театре?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?», «Кто шьет костюмы для артистов?».
Потом я предлагаю детям разыграть сценки – диалоги из любимых сказок. Воспитатель должен помочь детям продумать каждую реплику, выстроить диалог, понять суть роли.
Дети не сразу овладеют умением правильно держать себя на сцене, они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх – занятиях. Их роль помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
Интонацией – детям произнести отдельные слова и предложения с различной интонацией ( вопрос, просьба, удивление, грусть, страх) самостоятельно без подсказки. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи.
Позами – сначала можно поиграть в знакомые игры «Море волнуется», затем предложить им позой, изобразить, например животное и обьяснить почему они выбрали эту позу. Необходимо такое задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (толстяк, дерево) легко узнаваемым.
Жестами – начинать надо с простых сценических заданий, как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно) следующее упражнение включает в себя уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками). В этом упражнении дети очень любят играть в такую игру «Где бывали, что делали?» фантазия детей безгранична.
Мимикой – нужно научить детей по выражению лица (глазами, бровями, губами) определить настроение человека. А затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние, или реакцию на воображаемое событие (сьел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец)
Пантомимой – в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Можно представить следующие ситуации «Я мыл посуду и случайно разбил кружку» или «я пришивала пуговицу и уколола иглой палец». Потом попросить детей изобразить распустившийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающее на ветру дерево.
На заключительных играх – занятиях задания усложняются , можно разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника. «Мы собираемся в театр» итд , каждый ребенок заранее решает, что он будет делать, и как он будет делать, используя уже известные образные средства.
После того, как дети достаточно поупражняются над актерской техникой можно устроить в детском саду театрализованный спектакль по известной сказке или постановке.