Опубликовано: 02.12.2019 г.
Автор: Железняк Ольга Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ № 3 «Улыбка» г. Невинномысск
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры имеют большое значение, так как способствуют развитию речи и укреплению здоровья дошкольников.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Чтобы научить ребенка хорошо разговаривать, чтобы ему было легко учиться, необходимо начинать развивать его руки, пальцы и кисти. Тогда уже в младшем возрасте он научиться веселиться, обретет бодрость. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно- психического здоровья.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное и физическое развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы- постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание основание пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья несут ребенку только здоровье. Маленькие дети двух- трех лет выполняют движения одной или двумя руками. Малыши четырех лет могут участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим дошкольникам можно предложить пальчиковую игру с предметами- кубиками, шариками. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность. Тренировка пальцев и кистей рук является важнейшим фактором стимулирующим улучшению речевого развития способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовка кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга стимулирующим развитие мышления ребенка.
При постоянном проведении пальчиковых игр, пальцы рук становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений в рисовании, а в школе при письме. Пальчиковая гимнастика влияет так же не просто на развитие речи, а на ее выразительность, формирование творческих способностей. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты все психические функции. С помощью стихотворных решений совершенствуется произношение, постановка правильного дыхания, темп речи, развитие речевого слуха.
В пальчиковых играх ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Если подвести итог, то можно сказать, что пальчиковые игры необходимы они способствуют развитию пальчиковой моторики речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.