Опубликовано: 05.12.2019 г.
Автор: Данилова Лариса Леонидовна,
воспитатель,
Г. Красноярск, МБУ СО ГСРЦН «Росток»
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми[1].
Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования (К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Н. С. Денисенкова, Т. В. Доронова, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.
Но для того, чтобы определиться, каким образом семья влияет на развитие способностей ребенка, постараемся определить, что же такое способности и каковы основные условия их развития.
Способность, будучи одной из наиболее общих психологических понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально-психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности[2].
Б.М.Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[3]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Таким образом, семья и деятельность внутри семьи на раннем (дошкольном) этапе развития ребенка – это как раз та база, на которой возможно дальнейшее развитие способностей. На наш взгляд, деятельность семьи, направленная на развитие способностей ребенка, может быть представлена в нескольких направлениях.
Первое направление, с нашей точки зрения, напрямую связано с уже упомянутыми выше наследственными факторами. Так, например, ребенок, родившийся в семье музыкантов, с одной стороны, уже имеет наследственную предрасположенность к музыкальной одаренности, с другой стороны, он растет и развивается в атмосфере музыки. Поэтому развитие данных способностей происходит у него как бы непроизвольно.
В качестве иллюстрации приведем пример из жизни. Одна женщина, будучи беременной, активно работала переводчиком в одной русско-немецкой фирме. В дальнейшем ее ребенок проявил незаурядные способности к немецкому языку. Казалось, что он не просто изучал язык, но уже знал его раньше.
Если продолжить примеры, связанные с языком, то следует отметить, что дети, воспитанные в полиязыковой семье (например, где мама русская, а папа - немец) одинаково хорошо говорят и на русском, и на немецком, и в дальнейшем проявляют отличные способности к изучению иностранных языков[4].
Второе направление развития способностей ребенка в условиях семьи, с нашей точки зрения, связано, непосредственно, с заинтересованностью взрослых в развитии у своего ребенка тех или иных способностей. Ведь зачастую именно родители решают за ребенка, чем ему заниматься, какие способности развивать. Здесь можно привести знаменитый пример Моцарта и его отца Леопольда, который заставлял репетировать мальчика по несколько часов в день. Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов, он обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
Однако, следует отметить, что далеко не всегда дети соглашаются со своими родителями в развитии у них тех или иных способностей. Известен пример, когда знаменитая скрипачка Ванесса Мей разбивала свою скрипку в знак протеста во время репетиций.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать о том, что именно в семье в значительной степени происходит зарождение и развитие детских способностей. И зависит оно в первую очередь от позиции родителей.
Однако, здесь очень важно грамотно определить принципы семьи по отношению к способностям ребенка. С одной стороны, пассивная позиция родителей, когда в семье ребенок предоставлен сам себе, вряд ли поможет развить в нем определенные способности. Как отмечает Н.А. Денисенкова, «пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них слабо развита познавательная активность»[5].
С другой стороны, чрезвычайно активная позиция может вызвать протест малыша, нежелание заниматься предложенными родителями видами деятельности из чувства противоречия или отсутствия интереса самого ребенка. Поэтому, проявляя активную позицию, родители в первую очередь, должны учитывать пожелания самого ребенка и чутко чувствовать ту грань, когда у малыша происходит насыщение теми или иными занятиями.
«Очень важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности ребенка, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу»[6].
Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени.
В заключение отметим, что семья ребенка, его родители, бабушки и дедушки, дяди и тети – это люди, обладающие для малыша-дошкольника самым большим авторитетом. И именно с ними ему хочется делиться своими достижениями. Поэтому развитие способностей ребенка зависит не только от того, посещает ли он с подачи родителей определенные кружки и секции, но и от того, насколько родители интересуются достижениями ребенка, посещают его концерты и выставки.
[1]Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2003. – С.255.
[2] Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.
[3]Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.
[4] Все примеры взяты из личного опыта.
[5]Денисенкова. Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование.2012. - № 2
[6] Там же.