0+



 

Опубликовано: 05.12.2019 г.

Автор: Данилова Лариса Леонидовна,
воспитатель,
Г. Красноярск, МБУ СО ГСРЦН «Росток»

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми[1].

Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования (К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Н. С. Денисенкова, Т. В. Доронова, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.

Но для того, чтобы определиться, каким образом семья влияет на развитие способностей ребенка, постараемся определить, что же такое способности и каковы основные условия их развития.

Способность, будучи одной из наиболее общих психологических понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально-психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности[2].

Б.М.Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[3]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Таким образом, семья и деятельность внутри семьи на раннем (дошкольном) этапе развития ребенка – это как раз та база, на которой возможно дальнейшее развитие способностей. На наш взгляд, деятельность семьи, направленная на развитие способностей ребенка, может быть представлена в нескольких направлениях.

Первое направление, с нашей точки зрения, напрямую связано с уже упомянутыми выше наследственными факторами. Так, например, ребенок, родившийся в семье музыкантов, с одной стороны, уже имеет наследственную предрасположенность к музыкальной одаренности, с другой стороны, он растет и развивается в атмосфере музыки. Поэтому развитие данных способностей происходит у него как бы непроизвольно.

В качестве иллюстрации приведем пример из жизни. Одна женщина, будучи беременной, активно работала переводчиком в одной русско-немецкой фирме. В дальнейшем ее ребенок проявил незаурядные способности к немецкому языку. Казалось, что он не просто изучал язык, но уже знал его раньше.

Если продолжить примеры, связанные с языком, то следует отметить, что дети, воспитанные в полиязыковой семье (например, где мама русская, а папа - немец) одинаково хорошо говорят и на русском, и на немецком, и в дальнейшем проявляют отличные способности к изучению иностранных языков[4].

Второе направление развития способностей ребенка в условиях семьи, с нашей точки зрения, связано, непосредственно, с заинтересованностью взрослых в развитии у своего ребенка тех или иных способностей. Ведь зачастую именно родители решают за ребенка, чем ему заниматься, какие способности развивать. Здесь можно привести знаменитый пример Моцарта и его отца Леопольда, который заставлял репетировать мальчика по несколько часов в день. Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов, он обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

Однако, следует отметить, что далеко не всегда дети соглашаются со своими родителями в развитии у них тех или иных способностей. Известен пример, когда знаменитая скрипачка Ванесса Мей разбивала свою скрипку в знак протеста во время репетиций.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать о том, что именно в семье в значительной степени происходит зарождение и развитие детских способностей. И зависит оно в первую очередь от позиции родителей.

Однако, здесь очень важно грамотно определить принципы семьи по отношению к способностям ребенка. С одной стороны, пассивная позиция родителей, когда в семье ребенок предоставлен сам себе, вряд ли поможет развить в нем определенные способности. Как отмечает Н.А. Денисенкова, «пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них слабо развита познавательная активность»[5].

С другой стороны, чрезвычайно активная позиция может вызвать протест малыша, нежелание заниматься предложенными родителями видами деятельности из чувства противоречия или отсутствия интереса самого ребенка. Поэтому, проявляя активную позицию, родители в первую очередь, должны учитывать пожелания самого ребенка и чутко чувствовать ту грань, когда у малыша происходит насыщение теми или иными занятиями.

«Очень важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности ребенка, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу»[6].

Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени.

В заключение отметим, что семья ребенка, его родители, бабушки и дедушки, дяди и тети – это люди, обладающие для малыша-дошкольника самым большим авторитетом. И именно с ними ему хочется делиться своими достижениями. Поэтому развитие способностей ребенка зависит не только от того, посещает ли он с подачи родителей определенные кружки и секции, но и от того, насколько родители интересуются достижениями ребенка, посещают его концерты и выставки.

 

[1]Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2003. – С.255.

[2] Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.

[3]Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.

[4] Все примеры взяты из личного опыта.

[5]Денисенкова. Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование.2012. - № 2

[6] Там же.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация