Опубликовано: 19.12.2019 г.
Автор: Боронина Марина Евгеньевна,
воспитатель,
ГБОУ ООШ 18 СП Детский сад ЦКР 3
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
Цель: Формирование у воспитанников представлений о значимом событии времён Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием «блокада» и с героическим периодом в жизни нашей страны, («Познавательное развитие);
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны («Познавательное развитие»);
3.Развивать с помощью музыкальных произведений и художественной литературы понятие о подвиге и чести («Художественно-эстетическое развитие»);
4.Формировать у детей представления об истории своей страны, своего народа («Социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны посредством использования элементов музейной педагогики («Социально-коммуникативное развитие»);
- Формировать умение правильно вести себя в музее («Социально-коммуникативное развитие»).
Предварительная работа:
- Беседа о Великой Отечественной войне.
- Прослушивание военных песен.
- Заучивание стихов, песен о войне.
- Экскурсия к Обелиску павшим воинам.
- Просмотр фильмов о войне.
- Знакомство с улицами, назваными в честь героев войны.
- Рисунки о Великой Отечественной войне
- Чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Практические: театрализованное мини-представление
Наглядные:рассматривание картинок, карточек, слайдов презентации.
Словесные: ситуативный разговор, беседа, ответы на вопросы.
Материал и оборудование:
фотографии с изображением фрагментов жизни в период блокады Ленинграда, музыкальный центр, диски с записью песен о войне, запись голоса Ю. Левитана; рисунки детей, макет «Блокада Ленингада.
Формы организации образовательной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы образовательной деятельности |
Игровая |
Театрализованное мини-представление |
Коммуникативная |
Ситуативный разговор про ВОВ, блокаду Ленинграда и профессиях, связанных с войной |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Стихотворения А. Митяева, О. Бергольц, В. Рождественского, В Суслова и др. |
Музыкальная |
Слушание музыки («Священная война», «Город над Невой», Темная ночь», «Враги сожгли родную хату», «День Победы», «Бухенвальдский набат» и др.) |
Познавательно-исследовательская |
Прослушивание информации о событиях ВОВ и блокаде Ленинграда, просмотр презентации и соотношение ее с событиями тех дней |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1. Организационный момент. Воспитатель читает стихотворение: «Все может родная земля: Накормить своим хлебом, Напоить из своих родников, Удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, Кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, Любуется ее красотой». А. Митяев |
Дети слушают |
Дети мотивированы на образовательную деятельность |
2. Основная часть. Рассказ воспитателя. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. (под фонограмму «Священная война») Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей. (Фонограмма голоса Ю.Левитана о начале войны; звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб). На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались: фашисты предполагали научить правилам уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, ставить подпись и выучить таблицу умножения до 25. Сегодня мы поговорим о городе-герое Ленинграде. /сейчас его название – Санкт-Петербург/ Вопросы к детям: 27 января 1944 года - что это за дата? ( 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда). Что такое блокада? Как вы понимаете слово блокада? (Блокада – это окружение войск противника, а также изоляция города с целью прекращения его отношении с внешним миром.) |
Дети проходят на стульчики и рассматривают слайды, а также прослушивают фонограммы (голос диктора Ю.Левитана, звуки бомбёжки, пикирующих бомбардировщиков) Дети отвечают на вопросы |
Формируются предпосылки патриотизма и гордости за свою Родину У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий ВОВ и ихзапоминание |
Тема сегодняшней экскурсии «Блокада Ленинграда» (Фонограмма «Город над Невой».) Воспитатель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года. «Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия, фашисты Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах. Скажите, чем топили печки – буржуйки? (сжигали мебель) Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. Даже в блокаду, школьники не прекращали учиться. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. Показ фотографий и макета «Блокада Ленинграда» |
Дети слушают о событиях, непосредственно происходивших перед блокадой и во время ее Дети отвечают на вопросы Дети рассматривают фотографии и макет |
Формируется чувство сопереживания к людям У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий Блокады Ленинграда и их частичное запоминание |
Воспитатель предлагает посмотреть театрализованное мини-представление (под фонограмму «Темная ночь») |
Брат и сестра в ожидании матери. (Сестра, кутаясь в шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.)
Сестра. Как холодно! И мама не идёт. Быть может, хлебушка она нам принесёт. Ну, хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать. Брат. А разве я есть не хочу? Хочу! Но всё равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное, фашисты далеко. Да и кому в стране легко? Сестра. А помнишь, блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б всё одна! Брат. Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травить! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны. Сестра. А вот и мамины шаги слышны! Брат (строго) Не вздумай хныкать перед ней, Дай отдохнуть сначала ей. |
Развивается координация речи с движением, умение передавать взятую на себя роль Закрепляются понятия о жизни в голодном Ленинграде |
Рассказ воспитателя. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. «Дорогой жизни» шел к нам хлеб, «Дорогой жизни» многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц) |
Дети слушают |
Формируется чувство сопереживания к людям У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий Блокады Ленинграда и их запоминание |
Вопросы к детям: Люди каких профессий работали на ледовой трассе? Подтверждает ответы детей: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни» (фонограмма «Враги сожгли родную хату»). |
Дети рассказывают о военных профессиях, отвечая на вопросы |
Расширяются знания о военных годах и профессиях, связанных с войной |
Рассказ воспитателя с показом альбома о блокаде Ленинграда. Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. Город полностью был освобожден от блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (Фонограмма «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова) |
Дети слушают |
Формируются чувстваудовлетворенности и гордости за свою Родину У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий Блокады Ленинграда и их запоминание |
Читает стихотворение. Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что все небо грохотало, Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди… (В. Рождественский) Почтим, ребята, память всех погибших в этой войне минутой молчания. (Фонограмма «Бухенвальдский набат» Музыка В. Мурадели, слова А.Соболева) |
Дети слушают стихотворения Дети встают со стульчиков и молча стоят |
Формируется восприятие стихотворного текста Формируется приобщение к традициям народа |
3. Заключительная часть. Рассказ воспитателя. 9 мая закончилась война. Наш народ выстоял в смертельной схватке с фашистами. Наши деды, прадеды дошли до Берлина, освободили весь народ от фашистских оккупантов. 9 мая считается выходным днем – Днем Победы. Скажите ребята, куда мы ходим 9 мая, зачем? Скажите дети, о чем сегодня мы говорили на занятии? (о ВОВ 1941 – 1945г.) А в следующий раз мы пойдём на экскурсию в нашу музейную комнату, рассмотрим другие макеты, изготовленные воспитателями и родителями о блокаде Ленинграда, «Дороге жизни» и почитаем военные стихи. |
Дети слушают и отвечают на вопросы (почтить память погибших на войне, отдать дань уважения живым ветеранам, показать, что мы помним, чтим всех, кто погиб в этой страшной войне). |
Формируется чувства долга и ответственности |