Опубликовано: 19.12.2019 г.
Автор: Новожилова Татьяна Сергеевна,
воспитатель,
ГБОУ ООШ 18 СП Детский сад ЦКР 3
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
Цель: Формирование у воспитанников представлений о значимом событии времён Великой Отечественной войны – битве под Москвой.
Задачи:
- Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе Великой Отечественной войны, («Познавательное развитие);
- Формировать представление о героизме, подвиге солдат и полководцев, отстоявших Москву («Познавательное развитие»);
3.Развивать с помощью художественной литературы понятие о подвиге и чести («Художественно-эстетическое развитие»);
- Уточнить знания детей о своем родном городе («Социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны посредством использования элементов музейной педагогики («Социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему родному городу («Социально-коммуникативное развитие»).
Предварительная работа:
- Беседа о Великой Отечественной войне.
- Беседа о подвигах героев-панфиловцев, В Талалихина, о подвиге подольских курсантов.
- Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Методы и приемы:
Практические: расстановка на макете наших сил и сил противника
Наглядные: рассматривание картинок, карточек, слайдов презентации.
Словесные: беседа, ответы на вопросы.
Материал и оборудование:
фотографии с изображением фрагментов жизни в период Великой Отечественной войны, макет «Битва под Москвой», электронная презентация.
Формы организации образовательной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы образовательной деятельности |
Коммуникативная |
Ответы на вопросы про ВОВ |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Стихотворения Е. Долматовского и С. Баренца. |
Познавательно-исследовательская |
Прослушивание информации о событиях ВОВ и битве под Москвой, просмотр презентации и соотношение ее с событиями тех дней |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1. Организационный момент. Воспитатель читает стихотворение: «… Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! » Ребята, сегодня у нас необычное занятие. За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. - Ребята, что такое война? |
Дети слушают Дети отвечают на поставленный вопрос (Война – это горькие слезы, это смерть, разлука. Война забрала много жизней людей, людей которые защищали всех нас, Родину.) |
Дети мотивированы на образовательную деятельность |
2. Основная часть. Рассказ воспитателя. (показ слайдов презентации) - Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы. Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной? Среди крупнейших событий Второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Гитлеровцы все ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели провести операцию «Тайфун». Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но защитников Москвы не испугало количество немецко-фашистских войск. В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но их объединяло одно – стереть огромный город с лица земли. В директиве Гитлера было сказано: «Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть ее. Москва будет затоплена и превращена в огромное море». Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». |
Дети проходят на стульчики и рассматривают слайды Дети отвечают на вопрос (Фашисты хотели захватить нашу страну, большинство убить, а остальных использовать как рабов) |
Формируются предпосылки патриотизма и гордости за свою Родину У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий ВОВ и их запоминание |
Вот и в битве за Москву солдаты Советской Армии проявляли мужество и стойкость. Осенью 1941 года фашисты подошли близко к Москве. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, стариков и женщин. А оставшиеся жители начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. Под Москвой завязались жаркие бои. Командовать армией было поручено талантливейшему полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая врагам. Кольцо вокруг Москвы сжималось. Наш любимый родной город был готов отражать атаки врага. Каждый дом и улица превратились в крепость. На защиту Москвы встал и стар и млад: студенты, музыканты, учителя, журналисты, актеры. Все, для кого Москва их дом, их малая родина. Шли те, кого по какой-либо причине не взяли в регулирующую армию. Причиной, как правило, были состояние здоровья и возраст. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Для защиты города была сформирована дивизия Народного ополчения. На защиту города поднялись все жители. На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи занимали на крышах домов боевые посты. Дети, старики, женщины спускались в метро, которое стало надежным укрытием. Чтобы город был неузнаваем для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. |
Дети слушают о событиях, непосредственно происходивших перед битвой под Москвой Дети рассматривают фотографии и макет |
Формируется чувство сопереживания к людям У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий битвы под Москвой и их частичное запоминание |
Звучит стихотворение Евгения Долматовского «Народное ополчение»: Закончено срочное обученье. По мокрым колосьям несжатой ржи На подмосковные рубежи. Дождь шелестит по осенним рощам, Есть высшая правда в порыве общем, В очках, неуклюжи, сутуловаты, Но всей душою они солдаты, Коль в руки оружие взять пришлось. |
Дети слушают |
Формируется чувство сопереживания к людям |
По ночам в небо поднимались аэростаты воздушного заграждения. Москва была надежно прикрыта от нападения с воздуха. «В октябре 1941 года Подольск был включен в главный оборонительный рубеж Московской зоны обороны. По инициативе городского комитета обороны более 33 тысяч трудящихся Подольска и Подольского района участвовали в строительстве второй оборонительной полосы Московской зоны обороны. Вокруг города подольчане возвели 273 огневых сооружения, на улицах и в домах - 170 пулемётных, ружейных и противотанковых пушечных гнёзд, через Пахру дополнительно построили два моста. Благодаря мужеству и стойкости подольчан, враг не смог овладеть городом и на подступах к нему был остановлен. В ночь с 6 на 7 августа 1941 года с аэродрома в Кузнечиках вылетел на патрулирование (объяснить, охрана воздушного пространства) ночного неба и таранил немецкий бомбардировщик В. Талалихин. В ночь на 7 августа на Москву вылетело до 80 фашистских самолетов. В отражении налета принимали участие все виды противовоздушной обороны. В эту ночь свой подвиг совершил младший лейтенант В. Талалихин. Когда вражеские самолеты приближались к Москве, Талалихин патрулировал небо вблизи Подольска, где и обнаружил вражеский бомбардировщик. Не раздумывая ни минуты Виктор смело пошел на сближение и открыл огонь. Фашист не выдержал, он развернул самолет и полетел назад. Виктор прибавил газ и всей своей машиной ударил по вражескому самолету. Сильный толчок, треск двух ударившихся самолетов. Вражеский бомбардировщик, горящим факелом, прочертил по небу огненную дугу и, развалился на куски. |
Дети слушают |
У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий битвы под Москвой, а так же географическое представление о других городах |
Физминутка - Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете Заводим моторы – «р-р-р-р». Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. - Самолеты на посадку. |
Дети выполняют движения по тексту |
|
Командованием страны принимается единственное возможное решение: бросить в бой последний резерв - два военных училища: подольское артиллерийское училище и подольское пехотное училище. Больше на тот момент Москву защитить было некому. В 12 часов дня в двух училищах одновременно раздалась боевая тревога. Курсанты на бегу одевали шинели, быстро строились во дворе. В оглушительной осенней тишине прозвучал приказ: «Выдвигаемся навстречу врагу!» Три тысячи сто мальчишек выдвинулись навстречу фашистской армаде. Командовать артиллерией было поручено командиру артиллерийского училища полковнику Ивану Семеновичу Стрельбицкому. Шли молча, запрещалось говорить. В этот день навстречу друг к другу двигались два войска. С одной стороны - вооруженные до зубов убийцы-профессионалы, покорившие всю Европу, не знавшие поражения. С другой стороны - мальчишки 15-18 лет. Четвертая батарея обучалась всего две недели, опыта воевать абсолютно не было. К окопам курсантов подъехал Жуков, храбрейший полководец, жесткий как сталь. Человек, который начал свою карьеру солдатом в первую мировую войну, за храбрость получивший три Георгиевских Креста. Жуков выступил перед курсантами, сказав всего лишь несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы пять дней. Москва в смертельной опасности». За двенадцать легендарных дней обороны курсанты выдержали более ста атак, более двухсот бомбежек и обстрелов, но не сдались. Ребята физически и морально находились за пределами человеческих возможностей. Замерзали, не спали, не ели уже несколько дней. |
Дети слушают |
Формируются чувстваудовлетворенности и гордости за свою Родину У детей развивается зрительное и слуховое восприятие событий битвы под Москвой и их запоминание |
На экране фотографии Подольских курсантов. Звучит стихотворение Сергея Баренца “Подольские курсанты”: И память, словно вестовой, Но их в селе курсанты ждут, Кто скажет мне, что это сон, |
Дети слушают стихотворение и рассматривают фотографии |
Формируется восприятие стихотворного текста Формируется сопереживание к горестям родного народа |
3. Заключительная часть. И теперь, я расскажу вам о подвиге 28 бойцов под Москвой. Уже стоят страшные зимние морозы, много снега – по колено. На одном рубеже обороны Москвы стоит стрелковая дивизия генерала И.В.Панфилова. Разведка донесла, что у деревни Нелидова может прорваться враг. И генерал Панфилов отправляет взвод (а это 28 человек, чуть больше, чем детей у нас в группе) на защиту высоты. Командир взвода Василий Клочков дает команду бойцам окопаться и занять круговую оборону. И вот из – под горы появился вражеский танк, за ним еще один, третий, четвертый. Бойцы насчитали 20 танков и много-много автоматчиков. Наши бойцы решили подпустить врага ближе, чтобы стрелять наверняка. И открыли огонь! Автоматчики падали один за другим. Вот уже один танк горит, у второго снесло башню, у третьего пробит двигатель, а там еще и еще горят танки. И фашистские танки дрогнули, и повернули назад. Атака была отбита. Наступила тишина. Все радовались, бойцы подбили из 20 танков 12. Но, к сожалению, и наши бойцы понесли потери. Наступила ночь, а за ней хмурое морозное утро следующего дня. И опять появились танки. Один за другим они выползали из-под горы и шли на наших солдат. Танков насчитали около 30, а у наших солдат совсем мало боеприпасов. И вот танки совсем близко. Завязался ожесточенный, кровопролитный бой. И снова горят танки, но их так много… Во весь рост поднялся командир Василий Клочков, держа в руках связку гранат, обратился к своим бойцам: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», и бросился со своей связкой гранат под танк. Танк загорелся. Погиб Василий Клочков. Один за другим поднимались бойцы и бросались под танки с гранатами. Вражеские танки дрогнули и повернули назад. Атака захлебнулась. Таким образом, 28 человек задержали танки, шедшие на Москву. И в живых осталось только несколько человек. Всем бойцам было присвоено самое высокое звание – звание Героя. Через несколько дней, защищая Москву, погиб генерал Панфилов. 5-6 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление по всему фронту – от Калинина до Ельца. В нем участвовали войска Западного и Калининского фронтов под командованием Жукова и Конева. Для немцев оно явилось полной неожиданностью. На весь мир прозвучало 13 декабря 1941 года сообщение Московского радио: «В результате наступления нашего Западного фронта разбиты 2 группировки противника, они поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери». Эта сводка была первой вестницей будущей победы. Победа под Москвой имела историческое значение. После 5-ти месяцев отступления и оборонительных боев Красная армия, которую враг объявил уже разгромленной, перешла в наступление. Гитлеровская армия, победно шедшая по Европе, потерпела первое крупное поражение. Окончательно был сорван план «молниеносной войны». Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа и оказало решающее влияние на ход Великой Отечественной войны. Командующему фронтом Г. Жукову удалось собрать все силы и начать наступление. Враг был отброшен далеко от Москвы. Впервые фашистские захватчики потерпели поражение. Это была первая победа наших войск в ВОВ. |
Дети слушают |
Формируется чувства долга и ответственности |